Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Роман и Франческа" (СССР, 1961), "Катя-Катюша" (СССР, 1960), "Эдгар и Кристина" (СССР, 1967) и "Фатима" (СССР, 1959): советские мелодрамы

Роман и Франческа. СССР, 1961. Владимир Денисенко. Сценарист Александр Ильченко. Актеры: Павел Морозенко, Людмила Гурченко, Анатолий Скибенко, Михаил Заднепровский, Софья Карамаш, Сергей Петров, Татьяна Бестаева, Алексей Смирнов и др. 27,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссер Владимир Денисенко (1930–1984) поставил 11 полнометражных игровых фильма, два из них («Роман и Франческа» и «Солдатка») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

-3

Мелодрама «Роман и Франческа» рассказывала о любви советского моряка (Павел Морозенко) и симпатичной итальянки (Людмила Гурченко) в условно–бутафорской манере, пригодной, скорее, для оперетты. На экране возникала декоративная Италия, которую, разумеется, снимали где-то в Крыму или на Кавказе…

В эпоху оттепели можно было представить на советском экране благоприятный образ иностранки, и Людмила Гурченко старательно изображала весьма положительную и недурно поющую итальянку, влюбившуюся в русского моряка.

Советская кинокритика отнеслась к этой мелодраме иронично (Демин, 1967), но зрительская аудитория у этой ленты составила 27 миллионов.

Киновед Александр Федоров

Зрители XXI века ценят этот фильм именно за наивность и трогательность:

«Да, наивная сказка, но светлая, чистая. После фильма просто хочется быть достойным Любви. Это фильм моего детства, юности, я пронес любовь к нему через всю жизнь» (Равен).

«Если отбросить мишуру, идеологический налёт, то фильм – пронзительная и грустная история» (С. Семин).

«Конечно, фильм такой наивный, но такой милый, такой уютный, отдыхаешь душой после дневных неприятностей. Людмила Гурченко здесь такая юная и прекрасная, глаз невозможно отвести от ее подвижного, постоянно меняющегося лица» (Александр).

«Очень люблю Людмилу Гурченко, поэтому для меня любой фильм с ее участием –радость» (Любитель).

Киновед Александр Федоров

-4

Фатима. СССР, 1959. Режиссер и сценарист Семён Долидзе (по одноименному произведению К. Хетагурова). Актеры: Тамара Кокова, Владимир Тхапсаев, Отар Мегвинетухуцеси и др. 26,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Семён Долидзе (1903–1983) поставил 16 полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Стрекоза», «Фатима», «День последний, день первый», «Встреча с прошлым») вошли в тысячу самых популярных советских фильмов.

В 2018 году в газете «Республика» была опубликована статья под названием «Фильм «Фатима». Непростой путь на широкий экран». В ней утверждается, что «ещё со времен учебы во ВГИКе Владимир Валиев мечтал создать художественный фильм по произведению классика осетинской литературы Коста Хетагурова «Фатима». … И спустя годы, он все же добился своего – деньги выделили. Однако, В. Валиев, зная теневые стороны фабрики грез Грузии, пригласил в фильм в качестве сценариста грузинского режиссера С. Долидзе, имевшего немалый авторитет на киностудии… Собственно говоря, благодаря этому ходу, фильм и был запущен в производство. Сам Владимир Егорович был утвержден как режиссер-постановщик. … К сожалению, интриги в искусстве вещь не новая. Тем более, когда это касается национальных мотивов. И вот уже на выходе фильма из производства в титрах появляются новые фамилии и новые статусы: сценарий и постановка С. Долидзе. Владимир Валишвили – второй режиссёр, третий – И. Тархнишвили. … По сути дела, у В. Валиева отняли его фильм, разбавив сторонним присутствием» (Остаев, 2018).

Поклонники мелодрам и сегодня помнят «Фатиму»:

«Потрясающий фильм! Произвел на меня огромное впечатление! И роль Джамбулата сыграна превосходно» (З. Кабоева).

«Изумительный фильм! Посмотрела недавно, очень понравился. Какая трагическая история любви! Все хотели как лучше, боролись за свое счастье, приносили жертвы, а получилось как всегда» (Юлия Р.).

Киновед Александр Федоров

-5

Катя-Катюша. СССР, 1960. Режиссер Григорий Липшиц. Сценарист Евгений Оноприенко. Актеры: Людмила Крылова, Владимир Гусев, Лидия Федосеева-Шукшина, Лев Перфилов, Дая Смирнова, Александр Демьяненко и др. 26,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Об этой мелодраме, где любовная линия разворачивается на фоне стройки, помнят сегодня немногие зрители:

«Фильм – типичный представитель «социалистического реализма». Но почему-то не отторгает, смотреть интересно, хотя ясно, что сказка. … Почему я досмотрел до конца? Великолепная игра актёров, захватывающий сказочный сюжет. Вообще я люблю сказки» (Пенсионер).

«Душа улыбается! И я улыбаюсь! Как же хорошо!.. Вот они чувства, ничем не опошленные! Чистоты родниковой! И смех, и слёзы, очарованность и разочарования, горе и радость души… А как бьётся сердце! … Да, мы так и любили, страдали! … Какой актёрский состав! Все любимы. Фильм в детстве очаровал меня. Катюша так была близка мне. И смотря первый раз фильм, я страдала вместе с ней. … Фильм -- очищение!... Но не для нынешнего поколения» (Ольга Г.).

Киновед Александр Федоров

-6

Эдгар и Кристина. СССР, 1967. Режиссер Леонид Лейманис. Сценарист Антон Станкевич (по пьесе "В огне" и рассказу "В трясине" Р. Блаумана). Актеры: Вия Артмане, Улдис Пуцитис, Луция Баумане, Эльза Радзиня, Карлис Себрис, Валентинс Скулме, Эдуардс Павулс и др. 26,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Леонид Лейманис (1910–1974) поставил шесть полнометражных игровых фильма, три из которых («Весенние заморозки», «Меч и роза», «Эдгар и Кристина») вошли в тысячу наиболее популярных советских лент.

Конюх Эдгар любит красавицу Кристину (Вия Артмане), но он оклеветан и изгнан из имения. Кристина решает выйти замуж за другого. Но прямо во время свадебной церемонии появляется Эдгар и вместе с Кристиной бежит, куда глаза глядят…

В «Истории советского кино» отмечается, что мелодраматическая история любви, действие которой происходит в Латвии XIX века, решена в «Эдгаре и Кристине» «в яркоромантическом ключе, напряженно и темпераментно, как бурное столкновение страстей. … Л. Лейманис этим фильмом вновь заявил о себе как о художнике с оригинальным творческим мышлением, умеющим открыть романтику человеческих отношений в социальном контексте жизни» (История советского кино. Т. 4. М., 1978. С. 280).

Эта мелодрама и сегодня помнится зрителями:

«Прекрасный фильм о том, что любовь – главное на свете! Любовь и верность! И о том, что любовь все побеждает!» (А. Фомина).

«Я была влюблена долгое время в Эдгара всем сердцем. Любимейший фильм» (О. Горяева).

«Я всегда любила мелодрамы, и эта одна из лучших, пересмотриваю часто. Она намного превосходит бразильские и мексиканские сериалы и то «мыло», которое сейчас идет по центральным каналам. Мне кажется, современным режиссерам здесь есть чему поучиться» (Просто Мария).

Киновед Александр Федоров