Приезжая. СССР, 1978. Режиссер Валерий Лонской. Сценарист Артур Макаров. Актеры: Жанна Прохоренко, Александр Михайлов, Елена Иконицкая, Сергей Поначевный, Лев Борисов, Мария Виноградова, Владимир Земляникин и др. 27,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Валерий Лонской (1941-2021) поставил 12 полнометражных игровых фильмов, два которых («Небо со мной» и «Приезжая») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Деревенский шофер Федор полюбил учительницу Марию…
Мелодрама «Приезжая» была тепло встречена советскими кинокритиками.
Например, кинокритик Елена Бауман (1932–2017) писала, что «в её намеренно негромкой интонации, в лишенном особых хитросплетений сюжете, наконец, в постановочной неброскости заключен особый художественный принцип. Авторы стремятся пристально и внимательно вглядеться в тонкости человеческих отношений, исследовать едва приметные движения души и в конечном счете поддержать те качества души, которые связываются с нашими сегодняшними представлениями о нравственных и духовных человеческих ценностях» (Бауман, 1978: 3).
Мнения современных зрителей по поводу «Приезжей» расходятся порой полярно.
От положительных:
«Фильм очень хороший, душевный. …Можно и посмеяться, и взгрустнуть» (Дульсиора),
до резко отрицательных: «Не люблю этот фильм, Прохоренко приторная, Михайлов невыразительный, в общем – не впечатлило» (Е. Ильхман).
Киновед Александр Федоров
Увольнение на берег. СССР, 1962. Режиссер и сценарист Феликс Миронер. Актеры: Ариадна Шенгелая, Лев Прыгунов, Василий Макаров, Светлана Коновалова, Владимир Дибров, Владимир Высоцкий, Владимир Трещалов, Геннадий Юхтин, Наталья Кустинская и др. 27,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер и сценарист Феликс Миронер (1927–1980) поставил только три фильма, но два из них («Весна на Заречной улице» (совм. с М. Хуциевым) и «Увольнение на берег») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Матрос Николай (Лев Прыгунов) знакомится с молодой красавицей Женей (Ариадна Шенгелая), и, похоже, это любовь…
Советская кинопресса 1962 года отнеслась у «Увольнению на берег» холодно.
К примеру кинокритик и сценарист Соломон Розен (1920-1992) писал, что в этом фильме «Режиссер Миронер в чем-то сражается со сценаристом Миронером: он пытается «дотягивать», «обогащать», иногда добивается успеха, но… в конечном счете, не поднимается выше сценария – через голову не перепрыгнешь. Чудесная атмосфера южного города (в этом немалая заслуга оператора Ю. Зубова, хорошо снявшего картину), занятные находки… – это «актив» режиссера. И, может быть, если бы в основе фильма был другой, более значительный сценарий, не пришлось бы писать эти строки, испытывая чувство досады… Феликс Миронер на это раз не сумел «развести огонь». Очень жаль!» (Розен, 1962: 94).
А вот сегодняшние зрители помнят и любят эту картину Ф. Миронера:
«Я этот фильм обожаю, он один из самых моих любимых. Шенгелая и Прыгунов красивые и молодые, атмосфера в фильме легкая и приятная, несмотря на то, что у девушки большие неприятности в связи с тем, что она потеряла казенные деньги. Море, солнце, красивый город, музыка, и какое–то единение советских людей. Да–да, именно единение. Сейчас мы уже забыли, что это такое, каждый живет сам по себе, между людьми нет тесной связи как жителей одной большой страны или одного города. В этом фильме незнакомые друг с другом люди вроде как все свои, каждый может придти на помощь, проявить доброту, заботу и понимание» (Тихоня).
«Незамысловатый, наивный, но искренний и вполне профессиональный фильм. Жаль, что в дальнейшем Миронер перестал быть режиссером» (Кинолюбитель).
«Для меня этот фильм, как сеанс релаксации. Смотрю его, когда в жизни вдруг начинается черная полоса. Или когда насмотришься по ТВ всякой пошлой муры. Душу очищает и настроение поднимает. Прекрасное, замечательное кино!» (Яна).
«Фильм отличный, замечаю, что любой фильм о жизни в 1960–е годы наполнены добротой и отзывчивостью людей живших в то время. Жизнь какая–то спокойная и радостная, помогают охотно друг другу, не боятся знакомиться на улице, в транспорте. Очень понравилась сцена в милиции, все деньги вернули и еще посетовали, что заявление не поступило от пострадавшей, значит это не первый случай такой с возвращением, почему–то хочется верить» (Любовь Л.).
Киновед Александр Федоров
Человек родился. СССР, 1956. Режиссер Василий Ордынский. Сценарист Леонид Агранович. Актеры: Ольга Бган, Владимир Гусев, Владимир Андреев, Александр Ханов, Наталья Серебрянникова, Нина Дорошина и др. 27,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Василий Ордынский (1923–1985) поставил 11 полнометражных игровых фильма, четыре из которых («Человек родился», «Сверстницы», «Тучи над Борском» и «Красная площадь») вошли в тысячу самых кассовых советских лент (и это не считая очень популярного в 1970–х сериала «Хождение по мукам»).
… Надя приехала в столицу, чтобы поступить в вуз, но провалила экзамены. А дальше – знакомство с парнем, который бросил ее с младенцем на руках…
Мелодрама «Человек родился» – одна из самых успешных работ Василия Ордынского.
И год её проката кинопресса оценила ее в большей степени позитивно: «Как драматична завязка картины «Человек родился»! Молодая женщина, почти девочка, родив ребенка, остается одна, совсем одна в огромном городе. Какие отличные возможности для драматурга создает эта простая, но сильная коллизия! Перед героиней встают подлинные жизненные трудности вместо набивших оскомину мнимых, надуманных «сложностей», с которыми боролись подчас киногерои... Какие глубокие и многосторонние характеры могут вылепить драматург и режиссер, поставившие подлинные жизненные испытанья перед персонажами! Получились ли такие образы? Фильм понравился… Однако, на наш взгляд, в фильме оказались живучими те недочеты, которые режиссер, должен был преодолеть, но до конца нс преодолел. У авторов картины путь был трудный, а вот путь своей героини они облегчили. И все же фильм понравился... Волнующая тема, живые персонажи «второго плана», сочно показанная будничная жизнь — все это привлекает в картине. Насколько же она была бы весомее и значительнее, не будь в ней недочетов, тем более обидных, что молодой режиссер и актеры, вслед за сценаристом, пошли не по проторенной дороге, а по подзаросшим тропам, пытаясь понять и показать глубины самого дорогого и трудного в искусстве — души человека» (Розен, 1957: 117-120).
И современных зрителей эта трогательная история брошенной молодой женщины с младенцем волнует до сих пор, хотя их мнения и расходятся:
«За»: «Фильм чудесный, добрый, жизнеутверждающий. Люблю его смотреть. Ольга Бган и Владимир Гусев великолепны, правдивы» (Раиса). «Актриса неординарная и мне кажется, на роль подошла как нельзя лучше, ведь она в таком стрессе живет, обманутая, закрывшаяся от людей и решившая теперь всего добиваться сама. Все роли девушек тех лет были веселые задорные открытые и уверенные, а тут прямая противоположность. Наверное, ещё хотели показать в назидание, что внебрачные связи с шапочными знакомыми ничего хорошего не несут» (Мими).
«Против»: «А мне вот абсолютно не нравится этот фильм, эта вечно надутая героиня. … мне всегда казался этот фильм очень надуманным, каким–то неестественным» (Лина).
Итак, фильмы эпохи «оттепели» все еще интересны многим зрителям, их привлекает их задушевность, лирическая интонация, искренность чувств персонажей, манера актерской игры…
Киновед Александр Федоров