Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Гулящая" (СССР, 1961), "День счастья" (СССР, 1964), "Екатерина Воронина" (СССР, 1957) - три мелодрамы: "за" и "против"

Екатерина Воронина. СССР, 1957. Режиссер Исидор Анненский. Сценарист Анатолий Рыбаков (по собственному одноименному роману). Актеры: Людмила Хитяева, Надир Малишевский, Сергей Бобров, Вера Пашенная, Ариадна Шенгелая, Вадим Медведев, Михаил Ульянов, Нонна Мордюкова и др. 27,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Исидор Анненский (1906–1977) поставил без малого два десятка фильмов, многие из которых («Анна на шее», 1954; «Княжна Мери», 1955; «Екатерина Воронина», 1957; «Матрос с "Кометы", 1958; «Бессонная ночь», 1960; «Первый троллейбус», 1963) вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Во время войны Екатерина (Людмила Хитяева) работала в госпитале. После войны стала инженером. Но сердцу, как говорится, не прикажешь…

«Екатерина Воронина» была снята Исидором Анненским на «оттепельной» волне, когда жизнь простых людей на экране стала представать в большей степени в бытовом контексте. Кроме того, зрителей, разумеется, не мог не привлечь яркий женский ансамбль актрис, умело подобранный режиссером.

Можно, наверное, согласиться с тем, что «Екатерина Воронина» «представляла собой мелодраму в чистом виде. Интрига была столь запутана и многосложна, что на детализацию характеров, на разработку фона не хватало экранного времени, да и режиссер к этому не стремился» (Багров, 2010: 27).

Поклонники у этой мелодрамы есть и среди сегодняшних зрителей:

«Замечательный фильм! Из тех, которые не надоедает смотреть, и каждый раз, смотришь с удовольствием. Хитяева одна из моих самых любимых актрис, чудная, талантливая, красавица» (Донна).

«Отличный фильм. … Нет в этой картине наигранности сюжета. За полтора часа экранного времени можно рассказать о человеческой судьбе без лживой морали. Очень люблю Людмилу Хитяеву в роли Екатерины Ворониной. Именно такой и представляется героиня: не размазней, не истеричной особой. Сильная духом, умная, энергичная получилась героиня актрисы» (Мотылек).

Киновед Александр Федоров

-2

Гулящая. СССР, 1961. Режиссер Иван Кавалеридзе. Сценарист Надежда Капельгородская (по мотивам одноименного романа Панаса Мирного). Актеры: Людмила Гурченко, Рита Гладунко, Николай Козленко, Василий Векшин и др. 27,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-3

Режиссер Иван Кавалеридзе (1887–1978) поставил девять полнометражных игровых фильма, но только «Гулящей» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Христина (Людмила Гурченко) полюбилась сынку богатея, потом попала в наймички к купцу… Потом… Словом, докатилась она до сомнительного заведения – кафе «Шантан»…

Советская публика начала 1960–х, видимо, польстилась на название этого фильма и хлынула в кинозалы. А вот кинокритики были безжалостны. К примеру, выдающийся кинокритик Виктор Дёмин резонно считал «Гулящую» «мозаично–разностильной»: «в драматургическом отношении она распалась на сценки и эпизоды, едва–едва связанные между собой», а «в художественном смысле — это смесь мотивов из одноименного романа П. Мирного с приёмами, типичными для агиток первых послереволюционных лет», сопровождаемая откровенным торжеством «дурной театральщины», где игре актеров были свойственны «наигрыш и упрощенство», «жеманная манерность и схематизм» (Демин, 1967: 94–95).

А вот мнения современных зрителей по поводу «Гулящей» разделились.

Есть мнения восторженные: «Хорошая экранизация украинской классики! Л. Гурченко отлично справилась с главной ролью!» (Т. Никитина). «Фильм достаточно выдержанный… с блестящей игрой актеров, им подобранных, включая главные роли» (Д. Рюмин).

Но гораздо больше зрителей, по–видимому, согласны с точкой зрения В. Демина: «Даже книга не кажется настолько пошлой, насколько опошлили этот фильм. Это выглядит как краткий пересказ озабоченного двоечника, который по названию понял, о чем речь. … Фильм отвратительный» (Е. Кот). «Ужасная игра Гурченко. Не ожидала такой фальши. И какая из неё Христя?» (Анжела).

Любопытно, что на рубеже 1960–х и в Москве, и в Киеве решили обратиться к национальной классике, касающейся темы «падших женщин». Но если экранизация романа Л. Толстого «Воскресение» (режиссер М. Швейцер) вошла в историю советского кино, то экранизация романа П. Мирного «Гулящая» осталась неким недоразумением, о котором, к примеру, Людмила Гурченко старалась никогда не упоминать…

Киновед Александр Федоров

-4

День счастья. СССР, 1964. Режиссер Иосиф Хейфиц. Сценаристы Юрий Герман, Иосиф Хейфиц. Актеры: Тамара Сёмина, Алексей Баталов, Валентин Зубков, Николай Крючков, Лариса Голубкина и др. 27,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Иосиф Хейфиц (1905–1995) поставил около трех десятков фильмов разных жанров, многие из которых («Горячие денечки», «Весна в Москве», «Большая семья», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «День счастья», «Салют, Мария!», «Единственная», «Впервые замужем») вошли в число самых кассовых советских кинолент.

Кинокритик Армен Медведев писал о мелодраме «День счастья» так: «Фильм при несомненном родстве с прежними совместными работами Ю. Германа, И. Хейфица и А. Баталова отличается от них более современным видением мира. Последнее обнаруживается в желании авторов без излишней многозначительности рассказать о красоте и героике, растворенных в нашей повседневности, не возводя при этом своего героя на пьедестал (как это было в фильме «Дорогой мой человек»). И, наконец, Березкин потребовал от актера несколько иной манеры исполнения: более острой и многогранной, нежели та, которую наблюдали мы в прежних актерских работах А. Баталова. По профессии и положению Березкин — рядовой человек, врач «Скорой помощи». Но он красивый человек, и это выделяет его из тысяч других. Березкин красив своей любовью к Шуре, отношением к людям и даже своей иронией. … Но вы отлично помните, что артист не играет в фильме удалого бодрячка, постоянно пребывающего в состоянии благодушия. Счастье Березкина мучительно и трудно, как счастье других героев Баталова. Оно постоянно напоминает Березкину, что есть на свете в изрядном количестве лицемерие, подлость, ложь, хамство, прикрываемые высокими словами и красивыми жестами. Поэтому у А. Баталова ирония Березкина — средство самозащиты человека, легко ранимого. Боязнь высоких слов связана у него с бережным отношением к таким словам.

Березкин встретил и полюбил Шуру Орлову. И, наверное, Березкин впервые задумался: счастлив он или нет? А это зависит от того, сумеет он или не сумеет подарить часть своего таланта, своей силы этой женщине. Поверит ли она в его счастье? Но Ю. Герман и И. Хейфиц словно не поверили в силу и привлекательность своего героя и сделали все, чтобы облегчить ему жизнь. … «День счастья» с предельной ясностью выявил и болезни современного советского кинематографа. Самая ощутимая из них — недоверие авторов и к героям и к зрителям. К счастью, болезнь эта проходит. То, что все же удалось открыть Баталову в Березкине, — лучшее тому подтверждение» (Медведев, 1968).

Кинокритик Юрий Богомолов (1937-2023) посчитал, что в «Дне счастья» «избрана знакомая коллизия: человек исповедует нравственную бескомпромиссность, но ничего при этом не проповедует. Он никому не навязывает своих жизненных правил, но ни при каких условиях не может позволить себе ими поступиться. Нравственная стойкость доктора Березкина дана на фоне обстоятельств иных судеб, иных героев. В свое время критики по поводу этой картины сетовали на метаморфозы, слабо мотивированные сюжетом, происходящие с ее героями. … Полагаться на роль рока, его все оправдывающий произвол Хейфиц никогда себе не позволял. Все становится на свои места, если принять во внимание логику исследования излюбленной темы режиссера. Рядом с персонажем, максимально «повязанным» с делом, которому он служит, нужно было поставить героя, находящегося в весьма свободных отношениях с делом» (Богомолов, 1986).

Зрители и сегодня оживленно обсуждают бытовую мелодраму «День счастья».

Мнения «за»:

«Чудный фильм! Чудная, прелестная Тамара Семина. Баталов замечательный. Так хорошо и приятно смотреть такие фильмы. Какая красивая музыка!» (Людмила).

«Сюжет фильма чем–то перекликается с более поздним "Странная женщина". Мощный жизненный толчок – "день счастья" – заставляет героиню искать себя» (П. Наблюдатель).

«Мне кажется, что режиссура, сценарий и съемка выполнены на высоком профессиональном уровне. … Тамара Семина с самой главной ролью справилась полностью. Для меня ее киноперсонажи часто выглядели несколько заигранными, здесь же на благодарном материале страдающей героини Семина сыграла раскованно, разнообразно и реалистично… Из двух главных мужских ролей Зубков начисто переиграл потомственного лицедея Баталова. … Это время вывернуло наизнанку все наши ценности 1963–го. Успешный предприниматель (спасибо еще, что не менеджер), но все еще достойный, способный на самопожертвование человек Орлов со стыда за свое место в обществе уходит в тайгу. Обласканная довольством Шурочка бросает мужа, любовь и обставленную квартиру в Городе ради призвания и памяти об отце. Рита из–под венца бежит от любящего солидного химика… с любимым офицером к самому черту на рога. Да и кому нужны какие–то там удобства – до Коммунизма осталось всего 17 лет! Даешь! … Но Аннушка уже разлила масло…» (Игого).

«Мнение «против»:

«Фильм и раньше казался, и теперь кажется мне во многом сконструированным, с искусственным противопоставлением идеальных героев и неправильного, с "мещанскими" идеалами Федора Орлова. Но Федор (Валентин Зубков) тут самый живой персонаж. Шурочка и Березкин живут отвлеченными идеалами, а он земной человек.

В те годы в обществе еще не выветрились утопические идеи первых послереволюционных лет. Стремление устроить свой быт считалось чем–то мещанским и недостойным для советского человека, которому полагалось постоянно нести лишения и жертвы во имя мифического светлого будущего. Вот и в финале Шурочка уходит не к Березкину, а собирается уезжать куда–то далеко–далеко искать себя и строить это светлое будущее» (Б. Нежданов).

Киновед Александр Федоров