Почему великий князь Юрий, могущественный правитель Владимиро-Суздальской земли, в решающий для своего княжества час, когда сожжена Рязань, Коломна, Москва, а монголы уже недалеко от Владимира, оставляет город, жену, детей и уходит на речушку Сить, туда, где даже сейчас, на границе Ярославской и Тверской земель, непроходимые леса, и уводит дружину?
Русские силы, которые пришли на Сить в конце февраля 1238 г., были очень значительны: полки владимирский, ростовский, ярославский, костромской, угличский. Ждали князей Стародубского и Юрьевского с дружинами, шли мелкие отряды – и это в глухие леса, где среди еловых боров и болот были редкие деревушки? Мысль историка Ю. Васищева о том, что «по обе стороны реки стояло достаточно деревень, в которых можно было разместить ратников», потому что «содержать лагерем такую массу людей зимой было весьма затруднительно», не выдерживает критики: подсечно-огневое земледелие – основа жизни лесного края ещё на полтысячи лет, здесь невозможна большая, многолюдная деревня, 3-4 избы – «преобладающий тип поселений на Руси до ХV в.» (Любавский М.К.) Ещё не пришли времена, когда полк в походе размещался в большой деревне – это будет в ХVIII-ХIХ вв.
Возникает проблема курганов по берегам Сити. Следы битвы? Могилы воинов?
В 1853 году ярославский краевед Преображенский нашел могильные курганы и остатки укреплений древних армейских станов на востоке Сити: «Повсюду видимы следы грандиозной и древней баталии. Земля на берегах изрыта бугристыми холмами могил и курганов в 8 м высотой», а на левом берегу Сити историк нашёл «земляной вал длиной более 15 сажен, высотой до трёх и около семи сажен в подошве». Сажень – 1 м 78 см, вал – около 30 метров длиной, за ним и засела дружина? Вся? Как же это было?
Пришли дружинники, разгребли снег и начали возводить укрепления? Копать за зиму промёрзшую землю – мечами и шлемами? Сапёрных лопаток у них не было, а в окрестных деревнях можно было найти пару десятков заступов – и это весь шанцевый инструмент для создания укреплений! Да и зачем эти редуты, если Русь знала совершенно непроходимый для конницы способ обороны в лесу – засека! На Калке Мстислав Киевский встал за переправой и обнёс стан частоколом, огораживая его повозками, и монголы ничего не могли с защитниками поделать.
Известный зоолог и краевед Сабанеев в 1866 году на западе р. Сить нашел такие же курганы и раскопал их. На некоторых скелетах, пишет он, «очень ясно видны следы холодного оружия; у некоторых кости перерублены, у других черепа несут ясные следы сильных проломов и разсёков».
Ему возражает Л. Ивановский, считая, что местные курганы правильнее датировать X–XII столетиями, а вовсе не XIII веком, а обнаруженные здесь археологами останки, скорее всего, были подхоронены, и это вполне объяснимо: редкое население, маленькие деревушки, вдобавок прореженные войной, и вдруг уцелевшие жители обезлюдевшей округи всё бросают и возводят курганы «в 8 м высотой»?!
А дальше совершенно невразумительная ситуация, которая может возникнуть, только если князь Юрий просто прятался: 4 марта князь «плакася горько», получив весть о взятии Владимира и гибели всей семьи, но в этот момент «прибежа Дорож, и рече: а уже, княже, да обошли нас около татарове». То есть ни князья, ни воеводы не послали дозорных, разведку, а забились в заснеженный лес – и тут появляются степняки, которые нашли русские дружины. Историк (Ю. Васищев) пишет: «Нападение произошло, когда воины русского полка сторожи Дорожа (3 тысячи) находились в крестьянских избах селений Могилицы и Божонки». Вот невероятно хочется посмотреть на избы этих селений, в которые забились 3 тысячи дружинников!
Да и была ли битва? Новгородская летопись отмечает: «И нача князь полк ставити около себя, и се внезапу Татарове приспеша; князь же не успев ничтоже, побеже». В этом бегстве он и погиб – гораздо позже епископ Кирилл нашёл его обезглавленное тело.
Остаётся добавить, что такой исход очень не понравился Екатерине II, она сама редактирует «Записки касательно российской истории», где будет указано, что Юрий был мужественным воином: «Полки великаго князя весьма храбро бились, и долгое время никто не хотел уступить, но к вечеру стали татары одолевать, и смяв полки великаго князя, убили самаго Юрия».
А теперь объясните, как эти степняки, которые лéса (настоящего, русского, по географии это южная зона тайги) не знают, не видели – и вдруг прекрасно выследили, отыскали в дебрях все прячущиеся (то есть накапливающиеся для битвы!) полки и князя?! Это не загадка?
Так может, и не степняки ловили Юрия?