Найти тему
Отражение науки

За три года до войны в Корее: поставка британских авиадвигателей для боевой авиации СССР.

В 1946 году Советский Союз заключил контракт с британской фирмой «Роллс-Ройс» на поставку авиационных турбореактивных двигателей. В 1947 году было поставлено 55 двигателей различных моделей: Дервент-V (Derwent -V), Нин-I и Нин-II (Nene-I, Nene-II). Впоследствии советская промышленность выпустила несколько десятков тысяч модифицированных двигателей "Нин": РД-45 и ВК-1. В результате во время корейской и вьетнамской войн на наших знаменитых реактивных истребителях МИГ-15 и, соответственно, МИГ-17 стояли модифицированные английские двигатели советского производства.

Авиадвигатель ВК-1А, Курганский музей авиации, автор изображения: Lada-2108, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org
Авиадвигатель ВК-1А, Курганский музей авиации, автор изображения: Lada-2108, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

В наше время такое даже представить себе трудно. Чтобы англосаксы согласились продать передовой авиационный дигатель для использования в боевой российской авиации? Понятно, что у нас сейчас в этом нет необходимости: свои превосходные двигатели имеются. Но в то время ситуация была иная. И от того, согласятся или нет англичане продать Советскому Союзу эти двигатели, в значительной степени зависела скорость развития советской реактивной авиации.

И ладно бы отношения между СССР и Великобританией оставались по-прежнему союзническими, как во время Великой Отечественной Войны. Но нет: к тому времени уже прозвучала знаменитая Фултонская речь Черчилля, который использовал в ней выражение «железный занавес». Многие историки ведут отсчёт начала Холодной войны между СССР и Западом именно от этого выступления, 5 марта 1946 года. Но Черчилль уже выступал как частное лицо, а руководство Великобритании того времени придерживалось позиции, что коммерческая выгода британских производителей важнее политической трескотни.

Fiat-124: практически наш ВАЗ-2101, изображение: Charles01, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org
Fiat-124: практически наш ВАЗ-2101, изображение: Charles01, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

Всё-таки западноевропейские страны в советскую эпоху были классическими капиталистическими странами. При всех идеологических разногласиях и враждебной риторике, капиталисты прежде всего зарабатывали. Когда в 60-х годах СССР принял решение построить завод легковых автомобилей, оба ведущих европейских производителей того времени: итальянский "Фиат" и французский "Рено", изо всех сил предлагали свои услуги Советскому Союзу. Решение, как мы помним, было принято в пользу итальянцев. И никакой идеологии и разговоров про «демократию» и близко не было.

А сделка века «Газ - трубы» 1970 года между СССР и Западной Германией? Согласно этому контракту ФРГ предоставила трубы большого диаметра и оборудование, а Советский Союз построил газопроводы из Западной Сибири в Западную Германию. США и тогда были против, но европейские политики прежде всего думали об интересах своей экономики, а стало быть об интересах своих же капиталистов.

Строительство газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, начало 80-х, изображение: commons.wikimedia.org
Строительство газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, начало 80-х, изображение: commons.wikimedia.org

А что сейчас случилось с капитализмом? Капитализм, который действует в ущерб себе, — это нонсенс. А ведь именно так поступают западные страны, отказываясь от российских энергоносителей и ограничивая китайскую микроэлектронику. Возникает вопрос: то, что сейчас происходит, хоть какое-то отношение имеет к рыночной экономике и свободной конкуренции? Похоже, что мир действительно вступил в новую эпоху, название которой ещё не придумано.