Сегодня начинаю цикл статей по тематическим блокам ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ с приведением тезисов для аргументов. Это на самом деле уникальный путеводитель, так как я провела немало времени, изучая закрытый банк тем и постаралась классифицировать не темы как таковые, а понятия, которые в них встречаются. Почему это лучше? Потому что конкретнее и практичнее. Это, как минимум, поможет вам в короткие сроки привести в порядок свои мысли и упорядочить ваши знания.
Итак, в путь!
Вы помните, когда в 9 классе готовились к экзамену по русскому языку, многие выбирали тему 3, предлагающую раскрыть какое-то нравственное понятие. Почему? Конечно, можно было заранее хотя бы приготовить формулировки для их определения. Например, что такое добро, или дружба, или детские воспоминания. В принципе, сегодня вас ждёт то же самое, с небольшой разницей: в 9 классе таких понятий была пара десятков, а сейчас пара сотен))
Поэтому я решила, что одиннадцатикласснику такая задачка не по зубам: просто времени не хватит! Тем более, когда осталась пара недель до экзамена. И потому поспешила на помощь. Что вас ждёт в этом цикле статей? Первое: классификация самих понятий, которые разбросаны по темам и в различных блоках так или иначе дублируются и пересекаются. А на экзамене затруднение может возникнуть вовсе не из-за того, что вы не можете подобрать литературный аргумент, а просто потому, что вы не очень понимаете, как определить и растолковать саму формулировку темы, потому что никогда об этом в своей жизни не задумывались. Так вот, список понятий даст вам возможность обдумать кое-что заранее (почти как в 9 классе).
Второе: будут указаны произведения с именами героев, которые помогут выбрать литературные аргументы. Сразу оговорюсь: мои статьи помогают прежде всего человеку мало или весьма умеренно читающему. Поэтому произведения будут только из школьной программы, которая должна быть "пройдена" к моменту экзамена. Но человек, читающий более, чем умеренно, безусловно, найдёт для себя здесь подобие трамплина, так как по аналогии всё же легче ориентироваться в море потенциальных аргументов.
Предполагается, что в статьях сначала будут рассмотрены группы понятий, а в конце будет предложен список для общей систематизации. Поэтому не теряйте нити, подписывайтесь и следите. Кроме того, планируется разобрать некоторые темы, вызывающие особые затруднения, конкретно. Поехали!
Герой своего времени
Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. (М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени")
Начав с подобной цитаты, оговорюсь, что сама тема не обязательно предполагает портрет из пороков. Герой времени - это прежде всего типичный представитель своей эпохи. Кто нам поможет раскрыть тему?
Александр Андреевич Чацкий (а также Павел Афанасьевич Фамусов и Алексей Степанович Молчалин) - комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума"; Евгений Онегин из одноимённого романа А.С. Пушкина; Пётр Гринёв ( и не только) - роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка"; Григорий Печорин (Максим Максимыч, да и юнкер Грушницкий) - роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"; Павел Иванович Чичиков - поэма "Мёртвые души" Н.В. Гоголя; Илья Ильич Обломов
и Андрей Иванович Штольц - роман И.А. Гончарова "Обломов"; Евгений Базаров - роман И.С. Тургенева "Отцы и дети"; Андрей Соколов - рассказ "Судьба человека" М.А. Шолохова; Василий Тёркин (одноимённая поэма А.Т. Твардовского), Василий Егорович Князев - рассказ В.М. Шукшина "Чудик", и т.п.
Разум и чувства
Сопряжённые понятия: разум и чувства, голос разума, порывы чувства, чувство долга, душевные порывы, измена, предательство, верность, безрассудство, ответственность, верность себе, верность долгу, гражданский долг и личное счастье, угрызения совести, победа над собой.
Смысл различных формулировок тем здесь более или менее сводится к проблеме выбора, борьбе личного чувства и долга перед обществом, иногда собой, собственным представлением о чести и достоинстве.
Герои: Князь Игорь ("Слово о полку Игореве"): "Ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменование".
Пётр Гринёв (см. выше) чуть не единственный из литературных персонажей, умудрившийся не изменить одновременно ни чувству любви, ни долгу перед Отечеством.
Чацкий (см. выше), у которого, как известно, "ум с сердцем не в ладу" (подойдёт весьма редко, впрочем).
Образ Онегина (см. выше) представляет эволюцию героя от рационализма и эгоизма к самозабвенной влюблённости (раз), а также (вспомним Ленского) последствия машинальных поступков в угоду общественному мнению (= разум), трагическое игнорирование чувств (два).
Остап Бульба, мужественно погибший за товарищество, и изменник Андрий Бульба, предавший долг во имя любви (Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба").
Господин Н. (повесть И.С. Тургенева "Ася"), отказавшийся от любви в угоду здравому смыслу.
Герасим (И.С. Тургенев, рассказ "Муму"), исполнил приказ барыни (= долг), предав любимое существо (= чувства).
Фома (Бирюк из одноимённого рассказа И.С. Тургенева) - достойный пример того, как чувство сострадания побеждает самого строгого ревнителя долга.
Евгений Базаров (см. выше) - классический образец борьбы чувства влюблённости с рациональным отрицанием самого существования любви.
Катерина Кабанова (драма "Гроза" А.Н. Островского) не выдерживает поединка между чувством любви и чувством долга (доводами разума, подсказанными воспитанием и общественным мнением). Зато Борис Григорьевич, племянник купца Дикого, легко отступает от собственных чувств (если, конечно, таковые у него были).
Иван Васильевич (рассказ Л.Н. Толстого "После бала") развеивает без остатка свою влюблённость в Вареньку под воздействием размышлений о жестокости её отца. Причём, рассказчик это чувство называл "самой сильной любовью". Какова же тогда сила рассудка?
Раневская Любовь Андреевна (комедия А.П. Чехова "Вишнёвый сад") влюблена в "негодяя", которого всё же предпочитает ответственности за своих дочерей и разорённое имение.
Слуга Нефёд (рассказ И.А. Бунина "Лапти") без всякой внутренней борьбы совершает, казалось бы, безрассудный поступок, исполняя желание больного ребёнка.
Павел Константинович Алёхин (рассказ А.П. Чехова "О любви") предаёт чувство любви во имя исполнения долга перед обществом и перед любимой, её семьёй и детьми.
Сирота Витя из рассказа Виктора Петровича Астафьева "Конь с розовой гривой", безответственно обманувший родную бабушку, но испытывающий муки совести.
Конечно, это не исчерпывающий список. Но, во-первых, нельзя объять необъятное! Во-вторых, на сегодня порция достаточная. Пишите в комментариях свои примеры или замечания. Продолжение читайте здесь.
Вы на канал не забыли подписаться?