Перед разбором следующей игры - необходимые тезисы из транзактного анализа.
Как вы поняли из предыдущих разборов, игры содержат скрытые вознаграждения и расплату, которые не очевидны для игроков на этапе начала игры. Именно в этом часто скрыты преимущества игр.
Эрик Берн выделил 6 преимуществ игр. Исходя из них, можно понять, для чего мы играем. Многие игры, как и преимущества, не осознаются игроками, а расплата воспринимается как что-то само собой разумеющееся.
1. Внутреннее психологическое – игра способствует внутрипсихической стабильности игрока, позволяют избежать переживания ранних травматических сцен
2. Внешнее психологическое – игра позволяет игроку избегать жизненных ситуаций, связанных с тревогой, и подтверждать свое мировосприятие
3. Внутреннее социальное - игра позволяет предсказать, что произойдет в близких или семейных взаимоотношениях.
4. Внешнее социальное – игра предоставляет возможность для структурирования времени в
большом социальном контексте с другими, кроме близких и друзей.
5. Биологическое – человек играет в игру, поскольку верит, что игра даст ему необходимые для выживания поглаживания
6. Экзистенциальное - игра дает основания для поддержания основной жизненной позиции «для чего я существую»
ДИСКЛЕЙМЕР: история, описанная в этой статье – абсолютная выдумка и не имеет ничего общего с реальными людьми и их действиями.
Юлия – педагог по образованию, совсем недавно окончила обучение на престижных курсах профессионального коучинга и получила международный сертификат ICF. Она – лайф коуч, помогающий клиентам достичь своих целей.
Еще на обучении Юлия начала вести профессиональный аккаунт в соцсети, наполняла его супер полезным контентом, не забывая рекомендации учителей – разбавлять его личными постами.
Однажды она заметила, что, набрав несколько сотен подписчиков, рост аудитории на этом остановился. Решив, что она перебрала с полезным контентом, Юлия запланировала в ближайшее время сфокусироваться на личном контенте.
Она недавно начала заниматься на курсах танца живота. Почему бы не добавить рилс с последней тренировки, подумала Юлия.
Рилс «залетел» на несколько тысяч просмотров в первые сутки. Аудитория продолжила рост. И впервые с начала ведения этого аккаунта, к ней на консультацию записалось сразу несколько человек. Юлия подумала, что наконец-то все её труды по ведению соцсети начинают конвертацию в деньги.
На ближайшей консультации, которую Юлия проводила онлайн, она познакомилась с не очень молодым человеком. Всю консультацию он странно себя вёл, постоянно переводя тему на секс. Он был скован, держал руки под столом, странно улыбался. В конце сессии он попытался пригласить Юлию на свидание. Юлию это сильно разозлило, она сообщила, что она – не такая, что она замужем и у нее есть дети, предупредила, что заблокирует клиента и больше не намерена продолжать консультации с ним.
Юлия сделала выводы из ситуации и даже забросила соцсеть. Ситуация её потрясла, снизила самооценку и веру в себя.
Давайте разбираться, что же произошло.
Эта игра описана в книге Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» как «Негодование» в группе игр «Насилуют!». Видео, которое выложила Юлия в рилс в соцсети было расценено как заигрывание с аудиторией сексуального характера. Оно естественно привлекло клиента с абсолютно понятными (для него) намерениями. Юлия получила вознаграждение от игры сначала в виде лайков под постом, признание в виде роста аудитории. Но главное вознаграждение она получила в виде негодования в конце консультации.
Разберем, какие преимущества получила Юлия, играя в эту игру, по разным уровням.
Внутреннее психологическое – Юлия разредила свою вдруг возникшую ненависть на клиента и спроецировала вину за произошедшее на него
Внешнее психологическое – Юлия выдохнула в момент, когда поняла, что это была онлайн сессия. Она избежала более неприятной ситуации, которая могла бы случиться при личной встрече с клиентом
Внутреннее социальное – Юлия в очередной раз убедилась, что все мужчины – одинаковые
Внешнее социальное – теперь есть повод обсудить всех мужчин, которые так реагируют на безобидный рилс, с коллегами в профессиональном сообществе
Биологическое – Юлия получила поглаживания от аудитории, и в глубине души ей льстило, что она сексуальна
Экзистенциональное – Юлия точно убеждена, что она ни в чем не виновата, так как клиент был в полном замешательстве после высказыванного негодования.
Как можно было избежать этой игры? Антитезис.
Способность человека избегать участия в этой игре или держать её под контролем зависит от его способности отличить искренние проявления чувств от ходов в игре. Если бы Юлия поняла, что сама спровоцировала своим рилс эту ситуацию, то игра могла бы пойти по сценарию «Катись отсюда». Как только клиент начал бы проявлять попытки флирта с Юлией, игра могла быть закончена. Юлия могла бы спросить, почему клиент столь странно себя ведет, и при попытке пригласить на свидание, вежливо и открыто сообщить, что скорее всего, произошло недоразумение, она не ожидала такого поворота событий, и, если других целей встречи у клиента нет, они могут на этом закончить консультацию.
Скорее всего, не стоило в профессиональном аккаунте выкладывать рилс с сексуальным подтекстом. Даже если он кажется безобидным, всегда найдутся люди, которые увидят в этом то, что хотят увидеть.
Конечно, анализируя события, не стоит отказываться от ведения соц сетей. Мы учимся, совершая ошибки. Юлия сделает выводы и продолжит вести свой супер полезный блог.
Записывайтесь на консультацию, если хотите разобраться в играх и преимуществах, которые мы получаем, играя в них.
#соцсети #смм #игры #транзактныйанализ #негодование #консультации #психолог