Каждый вечер в одиннадцать. СССР, 1969. Режиссер Самсон Самсонов. Сценаристы Эдвард Радзинский, Анар Рзаев (по мотивам рассказа А. "Я, ты, он и телефон"). Актеры: Михаил Ножкин, Маргарита Володина, Алла Будницкая, Зоя Степанова, Изольда Извицкая и др. 24,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Самсон Самсонов (1921–2002) поставил 20 полнометражных игровых фильмов, восемь из которых («Оптимистическая трагедия», «Огненные вёрсты», «За витриной универмага», «Каждый вечер в одиннадцать», «Одиноким предоставляется общежитие», «Попрыгунья», «Журавль в небе», «Танцплощадка») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Станислав (Михаил Ножкин) ради шутки позвонил по телефону наугад, ему ответил приятный женский голос… Телефонные разговоры скоро продолжились, а вскоре Станислав понял, что Людмила (Маргарита Володина) – женщина его жизни…
В годы выхода мелодрамы «Каждый вечер в одиннадцать» она вызвала насмешки советской кинопрессы.
Так кинокритик Андрей Зоркий (1935-2006) в своей рецензии в журнале «Искусство кино» писал об этой ленте так: «Нам нередко случается замечать в критическом анализе, как режиссер нс воспользовался возможностями сценария, обеднил его, что-то снял, хуже, бледнее, невыразительнее. В данном случае этого не случилось. Режиссер С. Самсонов, на мой взгляд, безупречно постиг и вполне воплотил но экране произведение Э. Радзинского. Он нашел ему абсолютно адекватную кинематографическую форму. Не случайно и актеры играют на экране мелодраматично — то слащаво, то «со слезой». Нет, не скажешь, что они нарушили замысел сценариста или режиссера. … Да С. Самсонов точен по отношению к Э. Радзинскому, Так и надо ставить этот фильм: манерно, жеманно, с сентиментальными нажимами и примесью безвкусицы. Потому что рассказанное — неправда, столь же манерная и претенциозная. А неправде не пристало рядиться в иные одежды. У нее своя, заметная амуниция. … Фильм «Каждый вечер в одиннадцать» принадлежит к числу «прокатных» картин. Он предусматривает «твердый зрительский успех». Этот расчет опирается и на сентиментальный сюжет, и на его интимный характер, и на естественную тягу зрителей к повествованиям о любви, о ее печалях и радостях, о красоте человеческих отношений. Этот расчет эксплуатирует явную и постоянную нехватку произведений подобного жанра. Фильм «Каждый вечер в одиннадцать», возможно, создаст у некоторых зрителей иллюзию искреннего и взволнованного слова о любви. … Но … здесь, мне кажется, оскорблено само представление о любви, о необыкновенном в ней. Здесь нарушено, искажено что-то серьезное и представлении о достоинстве человека. О его доброте и душевной тонкости. Вот почему, когда я слышу с экрана «хриплый, простуженный» голос Стаса, мне вовсе но хочется плакать от умиления, как плачет киногероиня, мне хочется думать о причинах, стимулирующих появление подобных «эрзац»-поэтичных и «эрзац»-лиричных фильмов» (Зоркий, 1969: 25-27).
Но вот уже в XXI веке эта довольно простая по сюжету мелодрама получила неожиданную философскую трактовку: «Фильм Самсона Самсонова «Каждый вечер в одиннадцать» уникальное для отечественного кино явление. В нем герой Михаила Ножкина эволюционирует до субъекта метапродуктивной идентичности. Это выражается в том, что он сам создает идеал, полагаясь на воображение, слух и голос, а затем воплощает идеал в зримую реальность – героиню Маргариты Володиной» (Колотаев, 2010: 22).
Однако обычные зрители – в конце 1960–х о «метапродуктивной идентичности» ничуть не задумывались. Не задумываются об этом они и сегодня:
Мнения «За»:
«Замечательный фильм. Добрый, нежный, одновременно и грустный и дающий людям надежду на возможность, нет, не на возможность, а на желание менять свою жизнь. Смотрела с большим интересом. Чудесная игра актеров. Михаил Ножкин настолько органичен, что веришь в реальность его героя. Теплое чувство оставляет этот фильм» (Т. Коновалюк).
«Просто чистый фильм… прекрасная, обаятельная Маргарита. Такой она останется всегда уже в этой ленте! … Романтично, свежо и светло!» (Серг).
«Вы ведь заметили, что в таком доме советские женщины не жили, и телефон не может стоять прямо у моря? История специально несколько оторвана от реальности – стильная штучка… Это относится и к подбору актеров – … каждый со своей харизмой» (К. Джаз).
Мнения «против»:
«Наискучнейший фильм. Два очень взрослых человека наивно и нудно разыгрывают любовь по телефону, словно они пятнадцатилетние школьники. Для актрисы Володиной эта роль совершенно не подходит – слишком она какая–то скучная и нудная, да и по возрасту старовата. Что касается актера Ножкина, то этот скучнейший и внешне отвратительный тип никак не похож на влюбленного и сыграл эту роль отвратительно. В фильме нет и намека на нежность и романтику, которые должны сопутствовать влюбленности» (И. Синько).
«Довольно слабый, проходной фильм. Какой–то вымученный сюжет. Ножкин играет хорошо, но без особого интереса. Володина просто не очень хорошая актриса» (Джолти).
Киновед Александр Федоров
Повесть о первой любви. СССР, 1957. Режиссер Василий Левин. Сценарист Мария Смирнова (по одноименной повести Николая Атарова). Актеры: Джемма Осмоловская, Кирилл Столяров, Владимир Земляникин, Сергей Столяров, Петр Щербаков и др. 24,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Василий Левин (1923–1998) поставил десять полнометражных игровых фильмов, два из которых («Повесть о первой любви» и «Дочь Стратиона») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент. Но главной и самой популярной работой Василия Левина стал телефильм «Капитан Немо» с Владиславом Дворжецким.
Старшеклассница Ольга решает бросить спортивную школу и поступить на работу. Но Митя не бросил подругу в беде…
Любопытно, что мелодрама «Повесть о первой любви» (1957) не вызвала особого шума в советской прессе, хотя в ней были весьма шокирующие по тем временам эпизоды: физрук открыто добивался сексуальной близости симпатичной старшеклассницы, а защитивший девичью честь своей подруги старшеклассник этим педагогом-ловеласом даже подрался…
В год выхода «Повести первой любви» журнал «Советский экран» решил вместо рецензии профессионального кинокритика дать слово обычным зрителям, которые, разошлись во мнениях.
Кому–то из них работа В. Левина понравилась безоговорочно: «Я считаю, что такие фильмы очень нужны. И молодых людей и нас, родителей, они учат многому, а самое главное – быть чуткими и внимательными. Нельзя относиться к молодежи так бездушно, как директор школы в картине «Повесть о первой любви» (Полухин, 1957: 11).
А кто–то наряду с достоинствами увидел и недостатки:
«Фильм получился удачный. Он свежо, молодо и чисто повествует о дружбе и любви и очень хорошо снят. Но есть, на мой взгляд, и досадные неудачи. … Школа показана … односторонне. Возникает недоумение – неужели в нашей советской школе только и есть такие люди, как Болтянская и Казачок?» (Павлова, 1957: 12).
«Жаль, что в этом интересном фильме есть крупные недостатки. Мне кажется, что та атмосфера травли, которая окружает Олю Кежун, не только нереальна, но и даже немыслима. … Утверждать, что у нашей советской молодежи и Болтянской с Белкиным одна и та же ханжеская мораль – неверно» (Морозов, 1957: 11).
«Достоинством фильма является, на мой взгляд, обличение бюрократов и перестраховщиков на педагогическом поприще. … Тем более досадны недостатки фильма: поверхностность в изображении школьной жизни и комсомольской организации, «скороговорка» в изображении отношений между родителями и детьми» (Шенкман, 1957: 12).
Интересно, что в конце 1950–х – начале 1960–х на экраны вышли два фильма на школьно–этическую тему: «Повесть о первой любви» В. Левина и «А если это любовь?» Ю. Райзмана. И хотя первый из них собрал в прокате на два миллиона зрителей больше, чем второй, в памяти зрителей на долгие годы осталась именно картина Юлия Райзмана.
Спустя двадцать лет после премьеры мелодрамы «Повесть о первой любви» она была весьма позитивно отмечена в «Истории советского кино»: «Это фильм о сложностях человеческих отношений, о мещанстве, мешающем счастью влюбленных, о благородных людях, вставших на защиту «первой любви». Он явился предтечей целого ряда полемических, острых фильмов, в том числе картины … «А если это любовь?» (История советского кино. Т.4. М., 1978. С. 321).
Что касается зрителей XXI века, то многим из них «Повесть о первой любви» очень даже нравится:
«Какой хороший ,добрый фильм! Он намного оптимистичнее, чем "А если это любовь?" … Этот фильм не только о первой любви, но и о настоящей дружбе» (Бетти).
«Какой прекрасный фильм, очень интересный, динамичный, добрый! Я впервые увидела его в детстве и очень была поражена, смотрела на одном дыхании! Какая прекрасная игра актеров, настоящий кладезь из талантов! Я в всегда с удовольствием смотрю этот фильм, когда его показывают!» (Мария К.).
«Фильм не только о настоящей любви, но и о дружбе, порядочности. Показаны первые зачатки ювенальной юстиции, но которые выполняют активистки из школы на добровольных началах под видом сердобольности, вместо того чтоб просто реально помочь молодой девушке в трудной ситуации. Хорошо, что героиня уже взрослая была, когда потеряла мать и пошла работать и могла постоять за себя и мудро и спокойно ответить» (Марина).
«Один из самых, на мой взгляд, необычных фильмов. Его можно пересматривать и находить все новые нюансы. Фильм с ощущением и того времени, и тех чувств, которые испытывали эти молодые и прекрасные люди друг к другу. Именно – "Повесть о первой любви", робкий первый поцелуй, взгляды, стесненное дыхание. И странная страсть взрослого преподавателя, больше похожая на похоть, дает как бы обратный образ не любви. Фильм, безусловно, запоминающийся» (Лапушка).
Киновед Александр Федоров