Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Высота" (СССР, 1957) и "Песня первой любви" (СССР, 1958): мнения

Высота. СССР, 1957. Режиссер Александр Зархи. Сценарист Михаил Папава (по одноименному роману Евгения Воробьёва). Актеры: Николай Рыбников, Инна Макарова, Геннадий Карнович–Валуа, Марианна Стриженова, Василий Макаров, Борис Ситко, Сергей Ромоданов, Елена Максимова, Лев Борисов и др. 24,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Александр Зархи (1908–1997). Число снятых игровых полнометражных фильмов: 21, многие из которых («Горячие денечки», «Павлинка», «Высота», «Люди на мосту», «Мой младший брат», «Анна Каренина») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Мелодрама «Высота» – вторая по популярности (после «Анны Карениной») работа Александра Зархи, успех которой был во многом обеспечен актерским дуэтом Николая Рыбникова (1930–1990) и Инны Макаровой (1926–2020).

Картина была хорошо встречена как зрителями, так и прессой.

В год выхода «Высоты» в прокат кинокритик Людмила Погожева (1913–1989) хвалила и фильм, и актрису Инну Макарову, утверждая, что «в ее новой героине – Кате – есть что–то от Любви Шевцовой: так же непосредственность, жизнерадостность, озорство. И в то же время она совсем иная – внутренне очаровательная, женственная, бесконечно милая, за что охотно прощаешь ей и грубоватость и излишнюю резкость. Эта роль сыграна И. Макаровой с присущим ей блеском, легкостью, непринужденностью» (Погожева, 1957: 11).

Авторы «Краткой истории советского кино» отмечали, что «фильм «Высота», «несмотря на некоторую слабость драматургической композиции, достойно продолжал лучшие реалистические традиции советского киноискусства» и производственной темы (Грошев и др., 1969: 396).

Уже в XXI веке киновед Евгений Марголит отметил, что «человека здесь возвышают, в буквальном смысле возносят на высоту – и преображают тем самым – созидательный труд и любовь в равной степени. Любовь здесь тоже труд – труд души. Оба сюжета – производственный и лирический – оказываются в «Высоте» безупречно зарифмованы» (Марголит, 2010: 185).

«Высота» остается одним из самых востребованных советских фильмов и сегодня, о чем красноречиво свидетельствуют ее постоянные телепоказы практически по всем центральным каналам.

И зрителям XXI века «Высота» продолжает нравиться:

«Вот удивительно, сюжет и вправду – самый обычный сюжет для соцреализма. Но почему я несколько раз пересматривала этот фильм? И сама через некоторое время ответила на этот вопрос: потому что завораживают сцены дуэта Макаровой и Рыбникова, потому что очень романтичным получился образ Николая, потому что нравится, как показана семья и образ жизни старого рабочего судостроительного завода. Так, наверное, могли жить только потомственные интеллигенты, но этот образ жизни предлагался, как пример для подражания, простым рабочим семьям. На мой взгляд, в целом, если отбросить большие и мелкие недостатки, фильм получился добрым и красивым, после него на душе становится светло» (Людмила).

«Когда смотрю этот фильм, мне вспоминается сразу одна картина. Кто художник, не знаю. Но картина, кажется, тоже называется "Высота". Там, в картине, парень и девушка поднимаются по какой–то железной лестнице все выше и выше. Парень оборачивается к ней. Кажется, он ее спрашивает, не страшно ли ей. Ее кудри развеваются на ветру, ей страшно и весело. Красиво. Я не являюсь приверженцем социализма. Но не могу не согласиться, что в искусстве социалистического реализма (при всех ее недостатках) есть здоровая, чистая, жизнеутверждающаяся сила. Особенно это очень сильно контрастирует с искусством нашего времени... Время пошлости, безвкусицы, изощренного цинизма. Николай Рыбников – это, вообще, живое олицетворение соцреализма» (Цербер).

Киновед Александр Федоров

-2

Песня первой любви. СССР, 1958. Режиссеры Лаэрт Вагаршян и Юрий Ерзинкян. Сценарист Яков Волчек. Актеры: Хорен Абрамян, Грачья Нерсесян, Вагарш Вагаршян, Эмилия Судакова, Семён Соколовский и др. 24,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Лаэрт Вагаршян (1922–2000) за свою творческую карьеру поставил всего четыре полнометражных игровых фильма, из которых только один – «Песня первой любви» – вошел в тысячу самых популярных советских кинолент.

Режиссер Юрий Ерзинкян (1922–1996) поставил 17 полнометражных игровых фильмов, но в тысячу самых кассовых советских кинолент вошла у него только «Песня первой любви».

В «Истории советского кино» с сожалением отмечалось, что в фильме «Песня первой любви» сценарный «замысле был сужен. Из… многопланового сценария с широким охватом жизненных явлений был выкроен рассказ об эстрадном певце, вокруг которого разыгралась мелодраматическая история» (История советского кино. Т. 4. М., 1978. С. 203).

Но мелодрама «Песня первой любви» стала популярной во многом именно благодаря джазовой музыке, которая в конце 1950–х была новинкой советского «оттепельного» кино. И кто знает, как сложилась бы судьба Лаэрта Вагаршяна и Юрия Ерзинкяна, если бы они задумали тиражировать свой успех, снимая все новые романтичные «джазовые истории». Но, увы, их режиссерский дуэт вскоре распался, каждый из них пошел своим кинематографическим путем, на котором зрительского признания уже не было никогда…

У «Песни первой любви» и в XXI веке есть горячие поклонники:

«Это замечательная песня и фильм превосходный. А песню эту я пою с того момента, когда заговорил. Эта песня – песня всех времен и народов. Слушая эту песню и смотря этот фильм, мысленно окунаешься в атмосферу тех дальних времен и ощущаешь себя маленькой составной частью большой и очень дружной страны под названием СССР. На сегодняшний день нет страны СССР, но остались песни и фильмы, которые, на мой взгляд, необходимо не только беречь, но и периодически транслировать и показывать. Быть может, она поможет всем людям бывшего Союза стать добрее и уважать друг к друга» (Р. Кардашян).

«Очень долго мне эта картина казалась слезливо–музыкальной мелодрамой, на манер индийских, с банальнейшей фабулой, но с прекрасной музыкой и вокалом. И вдруг в какой–то момент дошло, что героиня плачет в последнем кадре, возможно, вовсе не от счастья с долгожданным возвращением блудного супруга. Наоборот – только–только встретила настоящего человека, казалось, жизнь готова вернуть ей должок за несчастную семейную жизнь. И на тебе: вернулся этот обормот, Валентино недорезанный. На месяц или на неделю? Сказка кончилась, и в жизни просвета больше не будет. Тут заплачешь. И простенькая мелодрама стала жизненной трагедией. За такое "двойное дно" уважаю авторов еще больше» (Игого).

Но, встречается, конечно, и ироничное отношение к этому фильму: «Ну, вот оно армянское кино на индийский манер! (танцев, правда, не хватает, но их, видимо, всё время ереванский дождь заменяет). Зато Хорен Абрамян прямо вылитый Радж Капур! Птички… Песни жаль. Действительно прекрасные песни, музыка, великолепное исполнение. Теряется это на фоне сюжета… Ну, и архитектора, конечно, жаль. До слёз. Как его Рузанна отшивала–то. "Уходите!"... Классика жанра! Из артистов больше всего почему–то запомнился шарфик из органзы. Вся соль в нём» (Баргузин).

Киновед Александр Федоров