Чем меньше люди разбираются в сложных темах, таких как экономика, политика или окружающая среда, тем больше они хотят избежать информации.
В 1980-х годах американская сеть ресторанов быстрого питания A&W представила гамбургер, который должен был составить конкуренцию продукции McDonald's. За ту же цену они предлагали бургер с порцией мяса весом в треть фунта, а не в четверть, как в МакДональдс. Они рассчитывали, что тем самым привлекут к себе толпы посетителей. Но всё оказалось в точности да наоборот.
Посетители думали, что треть фунта (150гр.), меньше четверти (115гр.). Ведь 3 меньше 4.
Невнимательность, которую многие люди проявляют при изучении основ математики, часто приводит к ошибкам в интерпретации многих других правил в будущем, а также к отсутствию желания интересоваться тем или иным вопросом.
По собственному выбору...
Бывают случаи, когда многие из нас сами предпочитают оставаться в неведении по тем или иным вопросам, чтобы не лишить себя удовольствия. Например, когда речь заходит о калориях в нашем ужин.
Мы также предпочитаем избегать информации, которая способна причинить нам боль или разочарование. Например, было замечено, что инвесторы в акции реже проверяют свой портфель в дни, когда рынок падает, и чаще, когда рынок растёт. В литературе это описано как Эффект Страуса.
Хорошие же новости, наоборот, побуждают инвесторов внимательно следить за состоянием своих портфелей.
Прятание головы в песок можно наблюдать и во многих других ситуациях
Представьте, что вы пришли на свидание, в конце которого, человек с которым вы встречались должен будет вас оценить. Хотели бы вы узнать, какую оценку он вам поставит? Скорее всего нет. Есть даже исследование, которое показало, что люди, оказавшиеся в такой ситуации, были готовы заплатить, чтобы не узнать, как их оценили.
Учёные различают незнание, т. е. ситуацию, в которой человек не знает ответа на заданный вопрос, от сознательного, намеренного незнания: когда мы сами решаем не знать. В таких случаях наша цель — избежать любой ценной информации, мы её игнорируем, не читаем новости, не слушаем радио, мы также стараемся не обращать особого внимания на сообщения, которые легко доступны, или интерпретируем их настолько предвзято, что бы нам не пришлось беспокоиться о последствиях.
Почему мы отвергаем знания?
Есть как минимум две причины. Об одной я уже говорил: мы отвергаем информацию, чтобы не портить себе удовольствие. Вторая из области химии, мы хотим, чтобы наш мозг был наполнен дофамином. Жизнь, в которой мы знали бы всё, была бы подобна просмотру матча, результат которого нам известен, или чтению криминального романа, зная, кто убийца.
Ожидание и удивление создают в мозгу нейрохимический коктейль, без которого наша мотивация что-то делать была бы равна нулю.
В ранее упомянутом исследовании респондентов спросили, хотели бы они узнать что-нибудь о положительных событиях из своей жизни (например, какой подарок они получат на Новый Год), и большинство выбрали ответ: нет.
То, что знания доступны, не означает, что люди хотят иметь к ним доступ.
Конечно, нет ничего страшного, что мы не будем знать, какова температура кипения ртути или сколько пар глаз у большинства видов пауков. Однако, когда дело касается вопросов политического или философского значения, наибольшее влияние на наши мысли, при отсутствии знаний, оказывают вера, традиции и пропаганда. И, как вы понимаете это не оптимистичный вывод.
Историк Роберт Проктор, человек, изучавший, среди прочего, то, как табачные компании скрывают факты о вреде курения, обнаружил, что именно недостаток знаний помогает пудрить нам мозги.