Для меня, как и для многих, кто родом из СССР, Владимир Семёнович Высоцкий - большая творческая величина, и при всём современном обилии музыки, его песни не исчезают из моего плейлиста.
Не нужно быть профессиональным музыкантом, чтобы услышать, что на многих записях гитара у Владимира Семёновича настроена, так скажем, не идеально. Этот факт доставил определённые неудобства музыкантам и продюсерам, пытавшимся обогатить старые записи Владимира Высоцкого какими-то современными аранжировками.
И споры вокруг гитарного строя Высоцкого не утихают до сих пор. Одни утверждают, что поскольку Владимир Семёнович не был профессиональным музыкантом, то у него попросту не всегда получалось хорошо настроить гитару. Другие же говорят, что такая лёгкая расстройка делалась специально для того чтобы добавить звучанию некий объём (ну что-то типа хоруса). Более того, были свидетели, утверждающие, что когда Владимиру Семёновичу пытались настроить гитару профессиональные музыканты, его результат не устраивал, и он всё равно перестраивал гитару на свой манер.
Вот что, например, говорил в одном из интервью известный звукорежиссёр Александр Кальянов, которому довелось поработать на концертах Высоцкого в Казани:
"Был еще один забавный случай. Высоцкий всегда выходил на сцену с немного расстроенной гитарой. Профессионалы думали: может быть, он не слышит, что у него гитара расстроена? На гитаре он шустро шпарил, а вот насчет того, что он знает ноты, многие сомневались. Наш руководитель Дима – царство ему небесное, решил Высоцкому помочь. Перед началом концерта, пока не было Высоцкого, подкрался к гитарке (Владимир Семенович так свой инструмент называл) и быстро настроил как надо. Высоцкий вышел, исполнил первую песню. И вдруг призадумался: чертовщина, какая-то! Тут же при всех стал гитарку свою вновь расстраивать. Ну, все профи в трансе. Грешат по-черному на Высоцкого: мол, у него вообще слуха нет… Дима наш едва не плачет: так обидно за хорошего человека стало. Улучшив момент, в перерыв снова нырк к гитарке, опять настроил. Высоцкий вышел на сцену. Один аккорд взял, другой, тут же со сцены громко сказал: «Если кто еще хоть разок мою гитарку подстроит – получит по морде. Ясно, нет?» И почему-то выразительно посмотрел на меня. Тогда все с облегчением вздохнули: со слухом у любимца публики все оказалось в порядке. Видимо, слегка расстроенная гитара изумительно гармонировала с доверительной хрипотцой артиста"». (Информационный интернет-портал жанра «Шансон» russianshanson.info, Вл. Урецкий, «О концертах Владимира Высоцкого в Казани».)"
Но вернёмся к спору. Мне кажется, что отчасти правы и те и другие. Действительно есть записи, где у Владимира Семёновича, чего уж греха таить, гитара откровенно плохо настроена. Но мы сейчас не об этом. Мне больше хочется разобраться с тем, что же за такой "особенный" строй использовал Владимир Высоцкий.
Мне, как человеку, занимающемуся гитарой, кажется что "мистика" и "хорус" тут ни при чём, всё объясняется гораздо более прозаично.
Для начала давайте окунёмся в историю гитары. Как известно, вплоть до конца 19 века, основой для гитарных струн чаще всего служили, пардон, овечьи или телячьи кишки или жилы. Сейчас, разумеется, такие материалы не используются, а наиболее близким аналогом по физическим и звуковым свойствам является нейлон, поэтому нейлоновые струны так полюбились гитаристам, играющим фламенко и классическую музыку.
Давайте теперь рассмотрим как выглядит порожек классической гитары, расчитанной на нейлоновые или "жильные" струны:
Как видите, порожек располагается почти перпендикулярно струнам и имеет незначительный скос для компенсации мензуры (то есть рабочей длины струны). То есть, мензура шестой струны получается немного длиннее мензуры первой. Это (компенсация мензуры) делается для того, чтобы гитара лучше строила.
Что же будет, если на такую гитару натянуть металлические струны? Если (при хорошо подогнанной высоте порожка) на первых ладах всё будет более-менее сносно, то начиная с третьего лада начнутся некоторые проблемы со стороем, на пятом ладу это уже будет очень сильно заметно, а начиная с седьмого лада и далее будет уже дикий нестроевич.
Всё потому, что металлические струны, в виду их физических особенностей, требуют более глубокой компенсации мензуры. Давайте посмотрим как выглядит порожек гитары типа "дредноут", которая изначально расчитана на использование металлических струн:
Мало того, что порожек располагается под гораздо большим чем на классической гитаре углом, так он ещё и специфическим образом заточен, чтобы подогнать мензуру каждой струны индивидуально.
Теперь давайте посмотрим на несколько гитар из тех, на которых играл Владимир Семёнович:
Я не буду здесь выкладывать фотографии всех его гитар и описывать их родословную, отмечу только что среди оных были как старые мастеровые инструменты конца девятнадцатого - начала двадцатого веков, так и фабричные инструменты советского производства. Если посмотреть на порожки, то можно заметить, что все эти гитары делались по старинным лекалам для так называемых "жильных" струн. Соответственно, если поставить на эти гитары металлические струны, звук которых так любил Владимир Семёнович (к слову, не знаю, выпускала ли в то время советская промышленность какие-нибудь другие струны), то получались некоторые проблемы со строем.
Если бы Владимир Семёнович был шестиструнником, то эти проблемы со строем были бы не так критичны, ибо аппликатура шестиструнной гитары позволяет сыграть большинство песен Высоцкого не уходя дальше первых трёх ладов, да ещё и иметь при этом выбор из нескольких тональностей.
Но с семистрункой всё несколько сложнее. Для наглядности перестрою гитару в семиструнный строй и, не будучи семиструнником, всё же попробую сыграть что-нибудь, используя аппликатуру Владимира Семёновича:
Как видите, даже в рамках одной песни и одной тональности, на семиструнном строе мне пришлось "скакать" от второго до седьмого лада, да иногда ещё и открытые струны использовать.
Так почему же Владимира Семёновича не устраивала идеальная настройка? Да потому что ввиду описанного выше конструктивного несоответствия гитар и используемых струн, при идеально точном настрое открытых струн, на седьмом ладу аккорд рассыпался бы в диком нестроевиче. А если бы он настраивал гитару так, чтобы она идеально строила на седьмом ладу, то тогда нестроевич был бы, наоборот, в первых позициях.
Так как же Высоцкий настраивал свою гитару? А всё просто: ему приходилось искать какое-то "среднее арифметическое", чтобы гитара чуть-чуть не строила на первых ладах, чуть чуть на высоких ладах, но в среднем получалось что-то более-менее удобоваримое. Вот и весь секрет его "особенного" строя.
P.S. Я, как и многие представители моего поколения, начинал учиться на фабричных советских шестиструнках, которые также делались по старинным лекалам, но при этом продавались с металлическими струнами, а то что эта смесь в результате плохо строила, производителей как-то особо не волновало. И пока ты не выходил за рамки "блатных" аккордов, всё было ещё более-менее приемлемо, но стоило попробовать сыграть, например, вступление из "шизгары" - начиналась полная жесть, поэтому нам тоже приходилось изобретать какой-то "средне-компромиссный" строй.