Найти тему

Глаза

Это было 7-е июня 1944 года. Жаркое летнее утро окутывало, холодом страхов и тревог этого места не давало насладиться всей его теплотой. Война - миротворец смерти, продолжала жадно пожирать жизни мужчин, женщин и детей. Страны превращались в кладбища, а небеса пропитывались криками отчаяния, впитывая в себя вселенскую скорбь, боль и отчаянье. В эту утреннюю пору, на горизонте появился красный шар – смерть подождет, пока снова не настанет темнота.

Военный госпиталь №17. Внутри царила гнетущая, тяжелая, местами даже мрачная атмосфера. Запах жженой плоти, медицинского спирта, крови и человеческих испражнений смешались тут вместе с криками и поскуливаниями лежащих тут людей. Смешались в одну большую плотную завесу, проходя сквозь которую ты на себе ощущал все то, что чувствовали и ощущали жертвы этой войны. Однако в одной из палат все было по-другому. Здесь, на кровати, жил человек, чьи глаза просто не могли оставить равнодушным никого. Глаза, в которых заключен не только весь грешный и несправедливый мир, но и вселенская боль, страдания и надлом жизни и мира как целых стран, так и этого человека в частности.

Его имя Николай. Химическая атака, запрещенная всеми известными мировыми конвенциями, проводимая врагом на последнем его задании, напрочь выжгла его прекрасные и глубокие голубые глаза, оставив его в бесконечной темноте. Наедине со своими воспоминаниями, травмами и демонами. Единственное что осталось у него - жизнь, да и то, можно ли ее таковой назвать?

Губы Николая постоянно шептали молитвы и прошения о том, чтобы хоть на мгновение вернуться к прежней жизни, к свету и цветам. Хотя бы на миг, запомнить все то, что раньше он не ценил, все то, на что раньше не обращал внимания, и по глупости считая, что это продлиться вечно и не стоит переживать.

Старшая медицинская сестра Ирина, несмотря на свою набожность, считала, что все что с человеком происходит это лишь во благо ему и не как не в наказание, даже если человек до конца своих дней он обречён на беспробудную тьму и заточение в собственном сознании и теле. И не смотря на это, с бесконечной любовью и заботой ухаживала за ним. Она рассказывала ему о мире за пределами госпитального окна, о птицах, цветах, закатах и восходах солнца. Она пыталась передать ему красоту мира, которую он навсегда потерял.

Однажды, когда сестра Ирина впервые прочитала ему книгу Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен», Николай почувствовал, что эти строки, раз за разом цепляют его душу. Будто бы эта книга написана про его жизнь, про службу в армии и про то, что он проживает сейчас. В его душе пробудилась глубокая тоска и сожаление, что так много он не успел сделать за свою непродолжительную жизнь. Николай страстно желал, что если Бог есть и слышит его, что излечит глаза его видевшие ужасы и лишения, пороки человечества, хотя бы для того чтобы его взгляд был обращен на что то более светлое и чистое. А лишив его зрения, он будто бы оставил в заточении все то, что дала ему война.

Сестра Ирина стала проводить экскурсии для Николая в самую гущу событий. Они ходили по госпиталю, где лежали раненые солдаты, слушали их рассказы о боевых подвигах, вслушиваясь в каждую, понимал все боли и терзания этих людей. Слушай, ощущал и понимал, что не ему одному плохо, а кому то даже больше не повезло чем ему.

Шло время. С Ириной они сблизились еще теснее, и переехав в квартиру, Николай диктовал Ирине свои мысли , а она записывала их откладывая в отдельную папку. В свободное от работы время и пока Николай спал, Ирина тихонечко перепечатывала рукописные страницы на печатной машинке и подшивала каждую главу воспоминаний, ставшего уже ее любимого мужа.

Для Николая отсутствие зрения, стало не только проблемой и невозможностью функционировать без помощи окружающих, но и центром познания мира. Они позволили ему увидеть, что беспробудная тьма может быть обратима, что глаза могут быть чистыми и светлыми даже в самых темных временах. В глазах Николая сверкал огонь надежды, он верил, что свет вернется, и пусть сейчас его глаза обращены в пустоту, но однажды он сможет увидеть улыбку своей жены, посмотреть на своих детей и обнимая их встречать рассвет или провожать закат.

Николай стал писать о своих ощущениях, о своих наблюдениях, о своей мечте о лучшем мире. Он писал о себе и о других потерянных военных, о тех, кто потерял все на той в войне – о бесконечной боли и надежде на будущее. Он старался передать вселенскую боль всех жертв, чтобы его глаза, словно в окне, могли стать переходом от мира страданий к миру справедливости.

Война подарила Николаю потерю зрения, но она не смогла отнять его взгляда. В его глазах были заключены не только бессмысленные убийства и страдания, но и надежда на преодоление этих мук. И пусть мир окутан тьмой, в его глазах светится искра духа, горящая надеждой на лучшее будущее.

Поддержать автора:

Сбер 2202203208773509 Юмани 5599002046442127 Тинькофф 5536913995960685 Альфа 2200151440874563 Киви 2200730249791654

Илья Репин. «Мужичок из робких». 1877 г. Нижегородский государственный художественный музей. Нижний Новгород.
Илья Репин. «Мужичок из робких». 1877 г. Нижегородский государственный художественный музей. Нижний Новгород.