Строго говоря, старший из братьев Корешковых — Игорь, следующий — Дмитрий, дальше Александр, потом уже Евгений. Старшим привыкли называть Александра потому, что он был таковым в самом известном, наверное, отечественном хоккейном дуэте новейших времён.
Братские связки есть, их немало, но на рубеже веков игравших на высоком уровне в одном звене почти полтора десятка лет — не припоминается. Судьба неминуемо должна была разделить их пути, что в конце концов и случилось. Попытка поработать вместе в совершенно новых условиях и при новых должностях оказалась не очень удачной, но разве это умаляет достижения Александра и Евгения Корешковых, разве смазывает впечатления от их совместной искромётной игры, прежде всего за магнитогорский «Металлург»? Да нет, конечно, ничуть не смазывает.
Александр завершал игровую карьеру в «Барысе» в 41 год. Евгений к этому времени уже привёл «Стальных лис» к победе в Кубке Харламова, и имел достаточно солидный тренерский стаж. У младшего как у тренера куча наград, включая золото памятного всем молодёжного чемпионата мира-2011 (к «чуду в Баффало» Евгений Геннадьевич как один из ассистентов Валерия Брагина имеет самое непосредственное отношение), и два Кубка Гагарина с ЦСКА также в роли помощника. У старшего другая стезя — на протяжении 13 лет Александр Геннадьевич поднимает казахский хоккей в разных ипостасях, в основном функционерских. Но не верьте тем, кто считает работу генерального менеджера чисто бумажной и лишённой творческого начала. Благодарного в ней, правда, мало, потому что Казахстан хоккейный вставал на ноги долго и трудно, и опять же долго и трудно прирастая новыми, помимо Усть-Каменогорска и Караганды, хоккейными центрами. Александра Корешкова после завершения долгой карьеры бросили на самый трудный участок — на развитие детско-юношеского хоккея, и лет пять он плотно занимался тем, что выстраивал вертикаль с самого низа, одновременно выполняя и функции генерального менеджера молодёжной, а иногда и юниорской сборных. Под его рукой оказались три сборные, включая студенческую, после он стал генеральным менеджером национальной, заняв и должность президента «Барыса».
Вроде бы не очень много времени прошло после завершения игровой карьеры, а годы были невероятно насыщенные. Развиваться и прогрессировать на фоне того, чтобы попасть в элиту, и постараться из неё не вылететь сразу (а такая задача стояла и по-прежнему стоит перед всеми сборными) — всё это обещало и обещает жизнь весёлую и трудную. Однажды функционер Корешков обронил фразу, которую можно считать ключевой: национальная сборная Казахстана будет стабильно играть в элите, когда в элите будут и юниорская, и молодёжная. Легко сказать, трудно сделать. Описывать пути-перепутья каждой «подшефной» Корешкову команды, равно как и анализировать их выступления на том или ином турнире нет смысла — слишком много всего происходило, да ещё в качельном варианте, причём у всех трёх сборных. Корешкову приходилось трудиться на разных фронтах, с переменным успехом — а постоянного успеха и не могло быть, потому что пробиться в элитный дивизион не просто, а вылететь из него проще простого в силу ограниченности кадровых ресурсов и конкретных ошибок не только тактического, но и стратегического характера. История «Барыса» как базовой команды сборной, история его тренеров, история его натурализованных легионеров — вещи чрезвычайно занимательные, но опять же не совсем в тему. В своих высказываниях за все эти годы Александр Корешков был исключительно аккуратен, не вынося ни сор из избы, ни подробности закулисья. Может, поэтому ему и удалось оставаться на плаву, пребывая на должностях, не обещающих стабильности. В принципе, он без громких фраз и бравурных отчётов продвигает казахский хоккей трудом каждодневным и не очень заметным, что можно назвать своего рода миссией. Вряд ли о такой участи Александр Геннадьевич мечтал, но, с другой стороны — занимается тем, к чему был призван, и что называется «отдать долг». Хотя, возможно, хватило бы, что основные личные рекорды сборной Казахстана до сих пор у него. С рекордами «Магнитки» сложнее: результаты младшего повыше — но не настолько выше, чтобы считать их уровень разным.
Братский дуэт Корешковых десять лет определял лицо «Металлурга». По эффективности с ним ещё могли поспорить пара-тройка связок, по длительности и стабильности совместных выступлений — не смог бы никто. Связкой они стали незадолго до прихода в «Магнитку». Разница в возрасте всего полтора года, но если Александр вынуждено «отвлёкся» от родного «Торпедо» всего на пару сезонов в свердловский СКА, то Евгению пришлось покидать «Устинку» года на четыре — и за «Буран» поиграл, и за СКА МВО, и за ЦСКА-2, и за «Ладу» перед её рывком. На уровне мастеров они вместе впервые сыграли в 1992 в Усть-Каменогорске, чтобы не расставаться последующие полтора десятилетия.
Евгений, как младший, тянулся за старшими, присоединяясь к их тренировкам и играм, в общей сложности получалось до трёх в день — ещё и поэтому кажется, что природа одарила его большим талантом. На самом деле Александр не менее даровитый, просто темперамент несколько иной, и если Евгений на протяжении всей карьеры поражал своей неуёмностью, жаждой гола и бесстрашием, то Александр при идеальном техническом оснащении обладал более классическим, не без изыска, почерком. Евгений был всегда на виду, и как капитан — тоже, Александр мог оставаться слегка в тени, но голы — а особенно передачи — были чудо как хороши. Тут можно сказать добрые слова и про Игоря, да и про Дмитрия, который в профессионалы не пошёл, но всё-таки из четверых самыми одарёнными и целеустремлёнными оказались двое младших. Игорь Корешков тоже поиграл на достаточно хорошем уровне, провел за «Магнитку» девять матчей, однажды они вышли на лёд всей тройкой, но Валерий Белоусов пиар-ходов не жаловал, поэтому эксперимент с братской тройкой на этом и закончился.
А Александр с Евгением играли в советский хоккей хорошей качественной пробы. Они были очень быстры и техничны, их хоккей был ладным и радовал глаз. Ниже своего уровня они опускались чрезвычайно редко, и причиной обычно могла быть только травма. Важен был, конечно, и третий партнёр, которых за десять лет сменилось немало. С Константином Шафрановым (в 1995), Равилем Гусмановым (1999) и Юрием Кузнецовым (2001) они брали приз самой результативной тройке чемпионата. Для партнёров совместные выступления с Корешковыми как правило становились лучшими в карьере. Рекорды братья переписывали по ходу восхождения «Металлурга», личные достижения ни в коем случае не являлись самоцелью. В той «Магнитке» они были первые среди равных. По отдельности они как-то не запомнились, хотя бывало, конечно, что связкой не выходили — из-за травм. Разность почерка была из разряда не бросающихся в глаза, а внутреннее сходство было куда сильнее внешнего. Поодиночке они, несомненно, что-то теряли, и были сильнее, когда привычно играли вдвоём.
В сборной Казахстана Александр выглядел ярче, чем в «Магнитке» — может, потому, что в большей степени чувствовал себя лидером. В Нагано сборная Казахстана, практически полностью состоящая из воспитанников усть-каменогорского хоккея, преподнесла две сенсации — выбила из плей-офф сборную Словакии с победным голом Александра Корешкова на последних секундах, и до третьего периода на равных билась с суперсборной Канады в четвертьфинале. На чемпионате мира в Швейцарии слегка задравшие нос казахи с треском вылетели из элитного дивизиона, но это не смазало роскошного ощущения от олимпиады, и звание лучшего хоккеиста Казахстана заслуженно отдали лучшему бомбардиру команды в Нагано (и четвёртому по итогам всего турнира), а им был именно Александр Корешков.
На вопрос, если они такие классные, то почему ничего серьёзного на уровне сборной не добились, однозначного ответа нет. Опять же что понимать под серьёзным успехом, и считать ли таковым победу в первом дивизионе, вернее, две победы по существу одной командой, костяк которой сложился на границе советских времен и новой эпохи. Для того, чтобы пробиться в плей-офф в элитном дивизионе, не хватало всего понемногу, для этого надо быть восьмой командой мира. На олимпиаде дерзости хватило, а вот подкрепить её ровностью состава и основательностью опыта — увы, уже нет.
На торжественной церемонии открытия Олимпиады-2006 флаг делегации Казахстана нёс Александр Корешков, и выглядел он, как и вся команда, очень стильно. Успех Нагано повторить не удалось, сборная остановилась на пороге финальной восьмёрки, а лучшим хоккеистом Казахстана, причём третий раз, признали Евгения Корешкова. Вот так и получилось: два участия в финальных олимпийских турнирах — и оба под знаком Корешковых. Александр, кстати, в Турине и на чемпионате мира в Риге был капитаном команды.
И заканчивал капитаном, на чемпионате мира в Германии. Младший брат уже три года как повесил коньки на гвоздь, а старший всё никак не мог закончить. Их совместная послемагнитогорская история продлилась недолго, а драматичнее всего оказалось само расставание с «Магниткой». Овеяно оно разными слухами, но все видели развязку решающего матча финальной серии-2004 с «Авангардом», когда судьба золотых наград решалась в серии бросков. А главного тренера «Металлурга» Марека Сикору после зашли утешить братья Корешковы. Как позже рассказывал Сикора, ещё тяжелее на душе было оттого, что он уже знал: на следующий сезон братьев в команде не будет.
Вероятно, это было ошибкой интеллигентнейшего Сикоры, для которого следующий сезон в «Металлурге» стал последним. А братья по-спринтерски прошли команды трёх городов, после чего вернулись в Усть-Каменогорск, где провели вместе олимпийский сезон. Затем Евгений уехал в Швейцарию вторым легионером в «Мартиньи», а для третьего места уже не было. Ничего, зато Александр доиграл ещё до КХЛ.
Первую шайбу на уровне мастеров 16-летний Саша Корешков забросил 10 апреля 1985 года в ворота электростальского «Кристалла». Последнюю — 3 января 2010 года в ворота ЦСКА, когда ему шёл уже 42 год, а тренировал «Барыс» Андрей Шаянов, с которым они в школе сидели за одной партой.
Досье
Александр Геннадьевич Корешков
Родился 28 октября 1968 года в Усть-Каменогорске.
Карьера игрока: 1984-87, 1989-94, 2005-07 — «Торпедо» Усть-Каменогорск, 1987-89 — СКА Свердловск, 1994-04 — «Металлург» Магнитогорск, 2004/2005 — «Сибирь», «Северсталь», «Мечел», 2007-10 — «Барыс»
Достижения: чемпион России (1999, 2001), серебряный (1998, 2004) и бронзовый (1995, 2000, 2002) призёр. Чемпион Евролиги (1999, 2000). Лучший снайпер чемпионата России (1999). Лауреат призов «Три бомбардира» (1995, 1999, 2001), «Джентльмен на льду» (2004), «За верность хоккею» (2010).
В элитном дивизионе — 844 матча, 247 заброшенных шайб, 281 голевая передача.
Карьера функционера: с 2010 — руководитель отдела по развитию детско-юношеского хоккея Федерации хоккея Казахстана; генеральный менеджер юниорской, молодёжной и студенческой сборных Казахстана; генеральный менеджер национальной сборной Казахстана (2015-17, 2019-21); 2015-2017 — президент «Барыса».