Найти тему
Юрист-юморист

Вылечить зубы по интернету? Легко!

Фото с сайта sadalskij.livejournal.com
Фото с сайта sadalskij.livejournal.com

Скажите, что вы делаете, если у вас, к примеру, начинается сердечный приступ или почечная колика - вы доктора вызываете, или хватаете смартфон и пытаетесь самостоятельно поставить себе диагноз по советам пользователей интернета, чтобы понять, какое лекарство вам немедленно надо принять?

Или, может быть, вы, не являясь врачом, открываете медицинский справочник и пытаетесь примерить к себе описанные в нем симптомы десятка заболеваний, чтобы выяснить, какое именно с вами приключилось?

Я очень надеюсь, что вы, все-таки, звоните в таких ситуациях в скорую. Потому что, конечно, в интернетах вам могут попасться названия действенных лекарств, но у сердечного приступа причины, знаете ли, могут быть разными, как и у почечной колики. Их доктор должен диагностировать, иначе вам попросту может прийти тот самый кердык. Да и справочники пишутся, все-таки, для профессионалов.

Есть, на самом деле, такая категория людей, которые, единожды испытав этот самый сердечный приступ, начинают всем давать советы, как правильно его лечить. Хотя совет в данном случае должен быть один: незамедлительно вызвать врача.

На канале "Юрист-юморист" - очередное нашествие знатоков. А это значит, что пришло время для новой консультации от Норы Антоновны, которая прочитала статью про незадачливых сестер, желающих выдурить у государства сиротские квартиры для двоих детей, признав их детьми, оставшимися без попечения родителей.

Очень Нору Антоновну штатного помощника юриста-юмориста, расстроили комментарии под этой самой статьей, в которых несколько читательниц безапелляционно утверждали, что никакие квартиры таким детям не положены, потому что за ними закрепляется квартира родительская.

Скриншот комментариев, прочитанных Норой Антоновной
Скриншот комментариев, прочитанных Норой Антоновной

Нора Антоновна почитала канал "Мать ненормальная" и вынесла свой вердикт, с которым я вас сегодня и познакомлю.

Канал, безусловно, замечательный. Его владелица описывает неурядицы, с которыми она столкнулась в реальной жизни, и делает это с душой и весьма интересно.

Однако, автор этого во всех отношениях прекрасного канала - не юрист. Она не дает рецептов, не разбирает все возможные варианты разрешения - она пишет о совершенно конкретных ситуациях. Вот, кстати, та самая статья на этом, повторюсь, прекрасном канале, прочитав которую несколько читателей канала "Юрист-юморист" решили, что они теперь точно знают, как обстоят дела с получением квартир детьми, оставшимися без попечения родителей, в том случае, если у родителей или других родственников такое жилье есть:

Разрешите теперь познакомить вас с одним прекрасным молодым человеком, которого зовут Дима Руднев. Вы можете по ссылочке зайти к Диме в ВК, написать ему и спросить, есть ли у него в собственности доля в квартире его мамы, и поставил ли его юрист-юморист Антон Геннадьевич Дубровский в очередь на жилье.

Дима Руднев. Фото с личной страницы в ВК
Дима Руднев. Фото с личной страницы в ВК

Дима расскажет вам историю о том, что несколько лет назад он лишил своих родителей родительских прав. Так иногда бывает, когда родители ребенка достанут своим пьянством и прочими гадостями. После этого Дима попал в детский дом, где прожил несколько лет, потом поступил в ВУЗ и ему дали место в студенческом общежитии.

Дима - парень неглупый, поэтому находясь в детском доме он пошел к директору и попросил, чтобы его поставили на очередь на жилье, как ребенка, который остался без попечения родителей. Но директор детского дома развел руками и сказал, что никакое жилье Диме не положено, потому что в маминой квартире ему выделена доля.

Когда Дима поступил в ВУЗ, он обращался к нескольким юристам, которые говорили ему то же самое. Нет, Дима, у тебя никаких правов на жилье, губозакатину себе прикупи.

А потом, когда Диме было уже 20 лет, он совершенно случайно подсел в кафешке за столик, за которым сидели Юрист-юморист и его жена Галина Владимировна. Дима - парень общительный, поэтому узнав, что сидит за одним столиком не просто с юмористом, но еще и с юристом, Дима рассказал печальную историю своей жизни и спросил: может он, все-таки, претендовать на квартиру, которая полагается детям, оставшимся без попечения родителей.

Юрист-юморист почесал свою лысую голову и взял дело Димы в свое производство совершенно бесплатно. Потому что не все деньгами меряется, а кроме того, он не был полностью уверен в результате.

Тем не менее, сначала юрист-юморист раскопал норму, которая прописана в одном замечательном законе, с которым вы можете полностью ознакомиться по ссылке. А звучит эта норма так:

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

О как. То есть, даже если у молодого человека в собственности есть жилье, но оно непригодно для его проживания - квартира ему, все-таки, положена?

Получается, что так.

Тут юрист-юморист задумался над следующим вопросом: а что значит - признать невозможным проживание в ранее занимаемом помещении? Что для этого нужно? И раскопал еще одну бумажку, которая и определяет тот самый порядок установления факта невозможности проживания в ребенка, оставшегося без попечения родителей в ранее занимаемом помещении.

Внимание! Сейчас будет немного душно, но без небольшой душниловки в данном случае не обойтись, уж извините, потому как в данном случае имеют значение тонкости формулировок. И потом, Нора Антоновна - юрист весьма и весьма педантичный, в отличие от своего хозяина - она всегда и все раскладывает по полочкам от и до. Читайте.

Проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На самом деле, в этой бумажечке, которой руководствуются чиновники в нашем регионе (и точно такими же пользуются чиновники в других регионах), еще много пунктов, которые позволяют признать такое помещение непригодным для проживания - там и опасные болезни, там и слишком маленькая площадь - но нас интересует сам факт проживания в этой самой квартире тех, кто был лишен родительских прав в отношении нашего героя.

Обратите внимание на самую начальную формулировку: проживание детей-сирот в ранее занимаемых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма, либо собственниками они являются, признается невозможным...

Все. Этого достаточно, чтобы развеять первое и самое важное заблуждение, которое пытались транслировать знатоки в комментариях под статьей про двух мошенниц. А заключалось это заблуждение в том, что если ребенок в квартире своих родителей в принципе жил, в принципе был прописан, то он непременно сохраняет право пользования ей.

Нет, мои дорогие. После достижения возраста восемнадцати лет ребенок сохраняет право пользования родительской квартирой в двух случаях.

Первый - если эта квартира находилась и продолжает находиться в социальном найме у его родителей, но не была в их собственности. Происходит так потому, что все члены семьи нанимателя обладают в принципе равными правами в отношении такого помещения.

Второй - это если ребенок является собственником хотя бы небольшой части такой квартиры. К примеру, на него была выделена доля после использования материнского капитала.

А вот если эта самая квартира была просто куплена его непутевыми родителями и доли в собственности в таком жилье у ребенка нет - эта квартира может быть продана его родителями в любую секунду. Никаких разрешений на это не нужно. Поэтому этой недвижимости у ребенка, на самом-то деле, и нет - и даже не рассматривается никогда при решении вопроса о выделении ребенку-сироте квартиры вопрос собственности его родителей, лишенных родительских прав, если у ребенка в ней нет хотя бы маленькой, но доляшки.

Это вам Нора Антоновна понятно объяснила? Не надо подробнее рассказывать?

Теперь разберемся с тем самым принудительным обменом, про который говорится в этом отрывке. Потому что обязательно найдутся те, кто часть третью статьи 72 Жилищного кодекса в глаза не видывали и понятия не имеют о том, что же в ней написано, но обязательно вспомнят про слова "принудительный обмен". Спешу разочаровать: принудительный обмен возможен только в отношении квартир, находящихся в социальном найме. Квартиру, находящуюся в собственности, принудительно обменять никто не заставит.

Делаем сухую выжимку из прочитанного:

Если у ребенка нет права собственности на часть квартиры, то право пользования ей после достижения им 18 лет он сохраняет только если квартира находится в социальном найме. Заставить в судебном порядке его родителей обменять квартиру можно тоже только в одном случае: если она находится в социальном найме. Это - раз.
Если квартира родителей, лишенных родительских прав, находится у них в собственности, а ребенок никаких долей в квартире не имеет, то он подлежит безусловному обеспечению жилым помещением, как ребенок-сирота, потому что никаких прав на эту недвижку он не имеет от слова совсем - разве что родители его копыта отбросят к моменту его восемнадцатилетия. Это два.
Но даже если он в такой квартире имеет какую-то долю в собственности, факт владения другой долей и проживания в такой квартире его бывших родителей, которых лишили в его отношении родительских прав, является безусловным основанием для признания факта невозможности его проживания в такой квартире и постановки в очередь на сиротское жилье. Это три.

И для установления такого факта не требуется ходить в суд. Для этого вполне достаточно обратиться в министерство образования вашего региона. Там вас немного погоняют по кабинетам, устроят квест с образцами заявлений, но в целом - в течение месяца с момента обращения при таких условиях этот самый факт невозможности проживания признают и справочку вам выдадут.

А с этой справочкой - в опеку, которая включает ребенка в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма. Тоже довольно быстро.

Долго будет в региональном министерстве имущества. Там придется и подождать, и посудиться. Вот мы с Димой, например, сейчас начинаем судиться с минимущества, потому что сразу они квартиру давать не хотят - нет, говорят, незаселенных помещений пока что, ждите. Поэтому мы их будем наказывать рублем.

Но вопрос с признанием Димы нуждающимся в такой квартире и имеющим полное право на ее получение, несмотря на то, что у него в собственности имеется доля в квартире его матери, был решен легко и непринужденно, без каких-либо сложностей. Квартирой, помимо Димы, владеет его мать, отчим и младший брат по матери, в отношении которого она прав не лишена. Там они и живут. А поскольку мать в его отношении лишена родительских прав - проживать там для него невозможно. И точка.

И это все, что я имею вам сегодня передать от Норы Антоновны.

А теперь я добавлю уже от себя лично.

Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, не давайте советов, не будучи специалистом в какой-либо области, просто прочитав в каком-то одном источнике что-то, что кажется вам верным. Не утверждайте безапелляционно о том, в чем не разбираетесь.

Благодаря ровно таким знатокам, которые читали прекрасный канал "Мать ненормальная" и потому считают, что полностью изучили вопрос выделения жилья детям-сиротам, Дима Руднев имел все шансы остаться без жилья - его очень сильно убеждали в том, что для него получение квартиры невозможно.

А вот поди ж ты - оказалось, что вовсе нет.

Каждый случай, каждую ситуацию, в которых речь идет о праве, нужно разбирать строго индивидуально. Я вам сегодня показал один частный случай, точно так же как автор канала "Мать ненормальная" рассказывала об одной частной ситуации, которая имела свои индивидуальные особенности. В рамках популярного канала невозможно дать описание всех подводных камней, полностью проанализировать каждую норму закона.

Не лечите людям зубы по интернету, пожалуйста. Вы их так без зубов оставите.

Подробнее об авторе канала и о его контактах для получения консультации по юридическим вопросам можно узнать, нажав на эту ссылку.

Адрес электронной почты для связи с автором находится в шапке канала.

Подписаться на телеграм-канал "Юрист-юморист: будни" можно здесь.