Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Депрессивная позиция по Мелани Кляйн. Связь с эдиповой ситуацией.

Мелани Кляйн — психоаналитик, находившийся у истоков исследования теории объектных отношений, чей вклад в развитие знания о депрессии неоценим. Работы М. Кляйн затрагивают важность отношений доэдипальной стадии в развитии психопатологии, в частности, в развитии депрессии.

По мнению М. Кляйн от рождения ребенку доступно многое, к примеру: способность к установлению объектных отношений, использование защитных механизмов, функции Эго и бессознательная фантазия и более того, ребенок от рождения переживает гаммы чувств сожаления, вины и мучительной печали до тех пор, пока не удостоверится в любви его матери до того момента, пока четко не установит хорошие объекты внутри психики, что важно для дальнейшей полноценной жизни. Дети, которые не смогли прочувствовать любовь матери в раннем возрасте предрасположены к депрессии по причине того, что внутрипсихические объекты не были установлены. Печаль от данного процесса имеет настолько болезненный характер, что данное переживание является ключевой тревожной ситуацией в развитии человека.

Мелани Кляйн назвала данную ситуацию депрессивной позицией, феномен которой включает те значительные шаги, что делаются в направлении психической интеграции. Нужно защищаться до тех пор, пока доверие к матери не будет крепко установлено, иначе ситуация приносит боль. Один из важных защитных механизмов здесь — отрицание сложности данного объекта любви, то есть матери. Ее можно либо очень любить, либо сильно ненавидеть. Она будет либо очень хорошей, либо очень плохой. В 1954 году группа исследователей во главе с M.Cohen выявили, что защитный механизм — расщепление (тенденция видеть объект то хорошим, то плохим), является характерным для взрослых с маниакально-депрессивным психозом (совр. Биполярное расстройство), которые не смогли пройти данную депрессивную позицию, поэтому используют расщепление и другие примитивные защиты, чтобы не захватила депрессивная тревога.

В депрессивной позиции происходит осознание того, что частичные объекты (голос, лицо, руки, глаза) являются частями одного целостного объекта. Признается то, что любовь и ненависть направлены одновременно на одного и того же человека. Ребенок начинает испытывать чувство вины из-за атаки на объект, страх за то, что нанес ему вред с одновременным страхом потерять этот объект. У него есть сильное желание восстановить объект, который, по его убеждению, он повредил. Ключевая роль депрессивной позиции — постижение враждебных чувств и фантазий по отношению к объекту любви — к матери.

Эдипов комплекс и депрессивная позиция возникают в одно и то же время, на это обращает внимание Мелани Кляйн. Ранняя стадия эдипова комплекса и депрессивная позиция несомненно связаны между собой и развиваются одновременно. В том случае, если не удается интегрировать депрессивную позицию, индивид испытывает сложности в дальнейшем развитии, не может формировать символы и разумно мыслить. К примеру, к патологическим последствиям можно отнести навязчивое желание исправления воображаемого вреда с помощью компульсивных действий.

Ревность основана на недоверии к отцу и соперничестве с ним; он обвиняется в том, что забрал себе материнскую грудь и мать. Эта ревность характерна для ранних стадий прямого и обратного эдипова комплекса, который в норме возникает одновременно с депрессивной позицией во второй четверти первого года жизни.

(Klein, 1957, р. 196)

Некоторая группа психоаналитиков склоняется к тому, что депрессивная позиция и эдипова ситуация никогда не заканчиваются и требуют переработки в каждой новой жизненной ситуации, на каждой стадии развития, где появляются новые знания и опыт. Как мы знаем на практике, сначала влияние нового знания разрушительно, так как условия остаются прежними, а опыта взаимодействия с этими условиями еще нет. Мы лишаемся существующего порядка. Интеграция новой жизненной истории требует изменения внутреннего миропорядка. Данные условия вызывают в нас враждебные чувства, осознание своего несовершенства, невежества, угрожают нашей безопасности и обнаруживают нашу беспомощность. В данных условиях мы ничем не отличаемся от младенца, который находится в депрессивной позиции. В младенческом возрасте депрессивная позиция возникает в результате развития способности воспринимать, узнавать, помнить, определять местоположение и предвосхищать события. Описанное не просто является новым знанием, это еще и разрушение привычного психического мира младенца. То, что ранее было двумя разными мирами, с одной стороны — идеальная грудь и безвременное блаженство, а с другой — ужас, преследование и плохая грудь, начинают иметь единое начало, становятся единым миром. Идеальная грудь оказывается тем же, что и ненавистная грудь. В данном случае больше не остается невинности неведения, мы больше не можем оставаться в раю. Теперь мы знаем, что ненавидим то, что любим, что считаем хорошим, а значит способны чувствовать вину и утратили невинность.

Резюмируем

  • Депрессивная позиция формируется и стимулируется через новое знание об объекте, гораздо более большое, включает в себя понимание непрерывности существования объекта в пространстве и времени, наличия у объекта других отношений, что связано с эдиповым комплексом. Следовательно, депрессивная позиция не может быть переработана без эдипова комплекса и наоборот.
  • Существенная составляющая депрессивной позиции — ощущение различий между собой и объектом, между реальным и идеальным объектом.
  • Неудачи в интеграции депрессивной позиции не дают двигаться индивиду дальше, развивать способности к формированию символов, способности разумно мыслить.

Литература

  1. Пик И. Б. Возникновение ранних объектных отношений в психоаналитическом сеттинге. Клинические лекции по Кляйн и Бион
  2. Кляйн М. Ситуации инфантильной тревоги, отраженные в произведениях искусства и творческом импульсе. Психоаналитические труды: в VI т.. Т.II: «Любовь, вина и репарация» и другие работы 1929-1942 годов.

Мелани Кляйн

Автор: Анастасия Мельникова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru