На этой неделе премьер Австралии побывал в Вашингтоне — там он не только встретился с Джо Байденом, но и был «удостоен особой чести» и посетил государственный ужин.
После этого австралийский лидер проникся духом свободы и демократии и сделал ряд громких заявлений:
Китай стремится преобразовать мировой порядок в систему, которая отвечала бы его интересам, заявил премьер-министр Австралии, призвав ведущие демократии защитить основы своей безопасности и процветания.
«Ответственность каждой нации, которая на протяжении последних 75 лет извлекала выгоду из стабильности и процветания основанного на правилах порядка, заключается в том, чтобы работать сообща и защищать его», - сказал Энтони Альбанезе.
Вряд ли от лидера Австралии можно было ожидать чего-то другого — его страна входит в антикитайские QUAD и AUKUS, и в каждом из этих блоков она играет особую роль. Для Соединенных Штатов, привыкших действовать чужими руками, Зеленый континент стал непотопляемым авианосцем — там можно разместить подводный флот, который захлопнет «бамбуковый занавес» вокруг Китая.
Вряд ли австралийцы хотели стать мишенью для китайских ракет, но их мнение никто не спрашивал — если ради «стабильности и процветания» нужно пожертвовать своим союзником, то так тому и быть. Однако к удивлению американцев, их циничный план столкнулся с серьезными проблемами — мало того, что Энтони Альбанезе начал укреплять отношения с Китаем, так еще и американский ВПК оказался не готов к большим заказам.
Изначально Вашингтон собирался отработать по старой схеме — продать Австралии свои старые подводные лодки, а на полученные деньги построить новые субмарины. Только вот весной американцам пришлось закрыть сразу четыре сухих дока — оказывается, их построили на стыке тектонических плит, поэтому они в любой момент «могут быть засосаны в сейсмическую воронку». Так буквально за месяц Соединенные Штаты лишились пятой части своих судостроительных мощностей — при этом 36% их флота либо находится на ремонте, либо стоит в очереди и ждет своего часа.
Так что Альбанезе в открытую предъявил Байдену свои претензии — его страна отказалась от французских подводных лодок, а теперь осталась и без денег, и без нового флота. В ответ на это старина Джо предъявил встречный иск — Австралия так и не увеличила свои военные расходы, а строительство новой портовой инфраструктуры и вовсе осталось на бумаге. Некоторые конгрессмены пошли еще дальше — они назвали австралийцев «безбилетниками», которые не желают себя защищать и перекладывают все на плечи Лондона и Вашингтона.
И это отчасти правда — с одной стороны, премьер Австралии делает воинственные заявления, а с другой стороны, он все больше привязывает свою экономику к Китаю. В отличие от своего предшественника, который рассорился с Пекином и получил торговую войну, Энтони Альбанезе действует мудрее и извлекает из этого огромную пользу:
Действующее правительство стабилизирует отношения с Китаем — по словам Альбанезе, Австралия должна «сотрудничать там, где может», но «расходиться во мнениях там, где должна преследовать свои национальные интересы».
Совсем недавно наиболее важным потоком между двумя странами были товары, в основном сырьевые ресурсы, перемещающиеся из Австралии в Китай, и небольшая река промышленных товаров, возвращающаяся обратно. Сейчас на долю Китая приходится целых 40% австралийского экспорта — за первое полугодие его сумма достигла рекордных 102,5 миллиардов долларов, - сообщает Politico.
Вот австралийцы и балансируют между молотом и наковальней — и ссориться с американцами им нельзя, и терять китайские деньги не очень-то хочется. Поэтому после переговоров с Байденом премьер Австралии отправится в Китай, где будет оправдываться за свою антикитайскую риторику — у него запланировала встреча с товарищем Си, а так же экономическое мероприятие в Шанхае.
Энтони Альбанезе ходит по тонкому геополитическому льду — его игра в многовекторность приносит свои плоды, но серьезно раздражает его ближайших союзников. И за его поездкой в Пекин будут внимательно следить — одно неверное слово может превратить его в очередного «узурпатора и тирана», угрожающего свободному миру.
Шпагат Австралии становится все шире, и в какой-то момент ей придется сделать выбор — либо бросить вызов англосаксам и пойти против их воли, либо вступить в конфликт с Китаем и обрушить собственную экономику.