Найти тему
Музыкальные сказки

«Выше Радуги»: музыкальная сказка об умении мечтать

Оглавление

Что если сирены существуют на самом деле, и учительница истории оказалась одной из них? А если ты к тому же её спас и получил в награду дар, но с некоторым условием, как это не редкость в сказках? Именно это случилось с обычным школьником Аликом Радугой, который любит литературу и сочиняет стихи, но совсем не любит физкультуру.

Алик Радуга — главный герой фильма (источник https://kohama-natalia.livejournal.com/30570.html?view=comments)
Алик Радуга — главный герой фильма (источник https://kohama-natalia.livejournal.com/30570.html?view=comments)

Фильм «Выше Радуги» вышел в 1986 году. В титрах указано, что это «очень современная и очень музыкальная сказка». В 2023 она уже не современная (и не могу судить, насколько современной была в момент выхода), но все еще музыкальная. В фильме звучит 8 песен, музыку к которым написал Юрий Чернавский, а стихи — Леонид Дербенев. Исполнили эти песни Алла Пугачева, Михаил Боярский, Владимир Пресняков-младший и Виктория Врадий. Из перечисленных — снимался в этом фильме только Боярский (в роли отца главного героя). Сразу скажу, что большинство песен не связаны напрямую с сюжетом фильма, поэтому статья может показаться слегка отвлеченной от основной истории.

Песня Сирены. В этой истории Сирена Ахелоевна — очень уверенное в себе волшебное существо. Она наслаждается жизнью, знает себе цену и обоснованно утверждает: «Все будет так как я велю!». Чудеса она действительно творит с легкостью, поэтому нет смысла ей не верить.

Некоторые песни фильма написаны на стихи, которые по сюжету сочиняет главный герой фильма, поэтому по ним можно делать выводы о его характере. Например, песня про кота в мешке. Точнее про то, что этого кота надо купить и выпустить из мешка, ведь там темно. Немного наивная, но добрая песня. Кстати, в фильме снимался Юрий Куклачёв, поэтому ученых котов зрителю тоже покажут.

Песню «Только раз» сочинил отец Алика и попросил сына ее послушать. Композиция получилась философская, о том, что «Только раз могут люди жить на свете», хотя задумывалась, как танцевальная. Алик справедливо заметил. что «танцевать под песню с таким смыслом — оскорбительно для песни». Он решил сам сочинить «стихи для танцев» на которые отец потом напишет музыку.

Следующая песня — про фотографа, который привычно сказал мальчику, что сейчас вылетит птичка. Снимок сделан, фотограф уже давно ушел, а мальчик с фотографии теперь словно вечно ждет эту самую птичку. Песня абсолютно не связана с фильмом (даже косвенно). Просто неплохой образец популярной музыки второй половины восьмидесятых годов прошлого века.

Алик сдержал слово и написал стихи, а его отец сделал из них «Песню глухого пирата», и сам ее исполнил. Почему пират глухой? Это неизвестно даже авторам, но песня действительно получилась бодрой, веселой и гораздо более танцевальной, чем предыдущий вариант.

Самая известная песня, прозвучавшая в этом фильме — «Зурбаган». Название отсылает к творчеству Александра Грина, которым, видимо, вдохновлялся Алик, сочиняя свои стихи. Вообще весь фильм чем-то напоминает гриновские фантасмагории, и не совсем понятно, действительно ли с Аликом происходило что-то сказочное, или он нафантазировал Сирену и Ивана Ивановича? Все остальные видели только его результаты в спорте, но есть ли в них волшебство, или все дело в тренировках и в вере в самого себя? Пусть каждый решает сам.

Об этом же и песня про стеклянный мир. Всё дело в том, как человек воспринимает окружающую реальность. Если он способен увидеть мир в сиянии голубом — значит, будет счастлив в нем. Однако стеклянный мир легко разбивается, поэтому его нужно особенно беречь.

И в финале Алик пишет стихи о путешествиях и островах, которые снятся даже корове. Потом какой-нибудь мальчик выпьет молока и станет таким же мечтателем-путешественником. Что ж, мечтать и быть любознательным хорошо в любом возрасте.

Скажу и о песне «Дорога к дому», которая не вошла в фильм, но послушать ее можно. По-моему, она гармонично перекликается с финальной песней и напоминает, что в любое путешествие уходят, в том числе, и для того, чтобы возвратиться домой.

Я бы назвал этот фильм не сказкой, а романтической фантазией. Если в вас еще жива романтика, то неважно сколько вам лет. Продолжайте отправляться в путешествия (пусть и воображаемые) и попутного ветра вам в столешницу.

СМОТРЕТЬ ФИЛЬМ:

~~~~~

Автор Александр Томаров (для проекта «Музыкальные сказки», 2023)

____________________________________________________________________

Заметки на полях - Д.С.

Сразу оговорюсь: этот фильм, как и многие другие киносказки, я в детстве не смотрела (то время показа совпадало с многочисленными кружками, то телевизор был сломан)), поэтому у меня нет связанных с ним лирических ассоциаций. Моя заметка — это впечатления взрослого человека из XXI века.

По краткому описанию сюжет фильма показался мне банально назидательным. Однако при просмотре это оказалось не так. Точнее, главная поучительная идея о том, что собственный труд надежнее сказочных способностей, расцвечена такими занятными и неожиданными подробностями, что поневоле увлекаешься.

Для меня интересной оказалась линия взаимоотношений главного героя с его родителями, причем смотрела я с точки зрения родителей. Вроде бы они пытаются быть внимательными, но при этом что-то важное в жизни сына от них ускользает. Мама чувствует необходимость поговорить с повзрослевшим ребенком серьезно, но на это у нее постоянно не хватает времени. Папа, пожалуй, лучше понимает Алика, однако и его наставления нередко кажутся формальными. С этой точки зрения для меня «Песня глухого пирата» - это совершившееся чудо взаимопонимания отца и сына на почве творчества.

Интересным мне показалось и то, что главная волшебница Сирена Ахелоевна учит Алика не только самостоятельно достигать поставленных целей, но и анализировать движения души, чтобы быть честным с самим собой. Всегда ли мы творим добро бескорыстно и, думая о благе близких, не подразумеваем своего собственного? В детстве я, скорее всего, не обратила бы внимания на фразы Сирены об этом, но теперь они заставили меня задуматься.

И, наконец, о песнях. Они действительно были очень современными в 1986 году, но своей музыкальностью меня не впечатлили. За исключением «Зурбагана» - эта песня лейтмотивом проходит через фильм и становится ее музыкальной кульминацией. Я не люблю своеобразный голос Владимира Преснякова-младшего, но даже он не мешает восхищаться мелодией))

Многие музыкальные номера и сопровождающие их танцевальные постановки сделаны как небольшие истории внутри основного сюжета. При этом в них участвуют многие герои фильма, и грань между фантазией и реальностью кажется очень зыбкой. Кажется, что сказка действительно рядом, и чудеса обязательно случатся — стоит только захотеть и, конечно, как следует поработать)

____________________________________________________________________

Другие статьи Александра Томарова:

О МУЗЫКАЛЬНЫХ ФИЛЬМАХ

О МЮЗИКЛАХ

О МУЗЫКАЛЬНЫХ СКАЗКАХ НА ПЛАСТИНКАХ

Благодарим за лайки, комментарии и подписку на канал!

🎼💞