Найти в Дзене

Московское метро умеет удивлять своими формами - изучаем типы станций. Посчитали все

Оглавление

Такого разнообразия станций, как в московском метро, пожалуй, не встретишь ни в одном метрополитене мира. И дело не только в богатстве художественного оформления, но и в конструкции самих станций. Полёт инженерной мысли не знает границ, и столичная подземка - не исключение. Здесь самые смелые фантазии проектировщиков нашли отражение в конструктиве станционных комплексов, больше половины всех станций - это не "бетонные коробки" в земле, как это может показаться на первый взгляд.

Сегодня мы расскажем, какие типы станций есть в московском метрополитене, классифицируем каждую из 263 станций и наглядно покажем, чем они отличаются.

От чего же зависит, где будет располагаться станция - на поверхности или под землей, на большой глубине или на малой, ниже или выше другой уже действующей станции?

Главный фактор - геология. Грунты в Москве неоднородные, где-то обводненные пласты располагаются ближе к поверхности, где-то глубже, а где-то гидрогеологические условия в целом благоприятные. И даже если станцию запроектировать на большой глубине, всё равно придётся проходить обводненные участки при строительстве наклонного эскалаторного тоннеля.

Второй фактор - наличие препятствий для строительства (это могут быть капитальные строения на поверхности, высокие здания, сваи фундаментов которых могут уходить на большую глубину, подземные сооружения, различные коммуникации, которые проблематично перенести).

Третий фактор - стоимость строительства. Поскольку метрополитен строится за бюджетные деньги, этот фактор также играет ключевую роль с самого начального этапа проектирования станции. Именно поэтому станционные комплексы в большинстве случаев возводятся именно в открытых котлованах, хотя для этого и требуется вынести огромное количество коммуникаций, снести попавшие в зону строительства строения, укреплять грунты с целью уменьшения негативного влияния от строительства на располагающиеся рядом с котлованом здания.

Рассмотрим все типы станций (станции указаны с действующими названиями):

Станции мелкого заложения

Наибольшее количество станций в московском метро - мелкого заложения. Такие станции строятся близко к поверхности в открытых котлованах, и с самого начала строительства московского метро стремились к проектированию именно такого типа подземных сооружений. С развитием технологии устройства ограждающих котлован конструкций сейчас станции строятся в открытом котловане и на глубине более 30 метров, и такие станции по меркам московского метро тоже считаются "мелкими".

Колонная трехпролетная мелкого заложения: станций такого типа в московском метро аж 91

Самый распространенный в московском метрополитене тип станций. Данному типу присущи два ряда колонн на платформе, которые являются опорами верхнего перекрытия. Практически все такие станции строились за пределами центра, Садового Кольца, в ещё застраивающихся районах.

Сокольники Сокольнической линии - первая колонная станция с двумя рядами колонн и тремя пролетами.
Сокольники Сокольнической линии - первая колонная станция с двумя рядами колонн и тремя пролетами.

Самый яркий представитель типа - станции с двумя рядами по 20 колонн, за что получили прозвище "сороконожки". Строились по типовому проекту из сборных унифицированных железобетонных конструкций. Высота таких станций всего 4 метра, расстояние между осями путей 12,9 м, ширина платформы 10 м, расстояние между осями рядов колонн 5,9 м, шаг колонн 4 м. История появления "сороконожек" отсылает к 1953 году, когда к власти пришëл Никита Хрущëв и был издан указ «Об уничтожении излишеств в проектировании и строительстве», который фактически отменял разрешение на красивую и изящную архитектуру, в том числе и в метро. Данный тип станций отличается только различными видами отделочных материалов и скромными декоративными элементами на путевых стенах.

Первая "сороконожка" во московском метро открылась в 1961 году.
Первая "сороконожка" во московском метро открылась в 1961 году.

В 80-е строящиеся "сороконожки" получали уже чуть более разнообразную отделку и конструктивные решения.

В наше время колонные трехпролетные станции строятся, конечно, более интересными с точки зрения архитектуры и радуют разнообразием оформления.

Станции с двумя рядами колонн конструктивно удобны тем, что на них можно добавить вторым уровнем балконы над путями, что помогает распределять большие пассажиропотоки на пересадочных станциях.

Проспект Вернадского БКЛ
Проспект Вернадского БКЛ

К данному типу относятся станции: Бульвар Рокоссовского, Преображенская площадь, Сокольники Сокольнической линии, Кропоткинская, Парк Культуры Сокольнической линии, Проспект Вернадского Сокольнической линии, Юго-Западная, Румянцево, Саларьево, Коммунарка, Речной Вокзал, Водный Стадион, Войковская, Автозаводская, Коломенская, Каширская (2 станции), Царицыно, Орехово, Домодедовская, Волоколамская, Молодёжная, Семёновская, Партизанская, Первомайская, Щёлковская, Выставочная, Киевская Филевской линии, Смоленская Филевской линии, Арбатская Филевской линии, Медведково, Свиблово, Ботанический Сад, Ленинский Проспект, Академическая, Профсоюзная, Новые Черёмушки, Калужская, Беляево, Тёплый Стан, Ясенево, Новоясеневская, Планерная, Тушинская, Спартак, Щукинская, Октябрьское Поле, Полежаевская, Беговая, Улица 1905 года, Пролетарская, Волгоградский Проспект, Текстильщики ТКЛ, Кузьминки, Рязанский Проспект, Новогиреево, Бибирево, Владыкино, Нагатинская, Нагорная, Севастопольский Проспект, Чертановская, Пражская, Бульвар Дмитрия Донского (двухъярусная) Лианозово, Яхромская, Селигерская, Печатники, Деловой Центр (2 станции), Лухмановская, Косино, Шелепиха, Хорошёвская, ЦСКА, Петровский Парк (двухъярусная), Сокольники БКЛ (двухъярусная), Электрозаводская БКЛ (двухъярусная), Авиамоторная БКЛ, Текстильщики БКЛ, Печатники БКЛ, Варшавская, Каховская, Воронцовская, Проспект Вернадского БКЛ (двухъярусная), Мичуринский Проспект БКЛ, Аминьевская, Кунцевская БКЛ, Терехово, Мнёвники, Народное Ополчение.

Чертановская
Чертановская

Колонная двухпролетная мелкого заложения: 28 станций

Это всё тот же тип неглубоких станций с колоннами на платформе, только здесь их всего один ряд и они расположены по центру. Практически все двухпролетные станции - проекты, реализованные в ХХI веке.

Представители данного типа станций: Красносельская, Ховрино, Сокол, Пятницкое Шоссе, Жулебино, Котельники, Братиславская, Минская, Ломоносовский Проспект, Раменки, Озёрная, Говорово, Солнцево, Боровское Шоссе, Новопеределкино, Рассказовка, Аэропорт Внуково, Некрасовка, Улица Дмитриевского, Юго-Восточная, Окская, Стахановская, Лефортово, Нагатинский Затон БКЛ, Кленовый Бульвар, Зюзино, Новаторская, Давыдково.

Станции в береговыми (боковыми) платформами, так называемого "испанского типа", которые активно строятся в Москве в последние годы, также можно причислить к двухпролетным (за исключением трёх таких станций с колоннами на платформе).

Юго-Восточная
Юго-Восточная

Колонная четырехпролетная мелкого заложения: 1 станция

Единственным представителем станции такого типа является станция Александровский Сад, которая не только имеет 3 ряда колонн и боковые платформы, но и вдобавок, в силу стесненных условий строительства, реализована в кривой.

-10

Колонная пятипролетная мелкого заложения: 2 станции

Станций в нашем метро аж с четырьмя рядами колонн в нашем метро две - Комсомольская Сокольнической линии и Нижегородская.

Комсомольская
Комсомольская

Несущие конструкции станции Комсомольская выполнены из монолитного бетона, железобетон применён в напряжённых местах - железобетонные ленточные фундаменты колонн с шагом 7 м, колонны, безбалочные железобетонные перекрытия. Расстояние между осями путей 17,9 м, ширина платформы 15 м, высота перекрытия от платформы 6 м. На станции два ряда по 23 колонны, расстояние между осями рядов колонн 7 м, ширина колонны 750 мм. На высоте более 4 м с обеих сторон сооружён второй ярус боковых галерей (с собственными колоннами), которые отчасти возвышаются над путями в виде балкона и отчасти продолжаются с внешней стороны стен нижнего яруса, что позволило сделать станцию в верхней части более широкой и вместительной по сравнению со стандартной типовой конструкцией. В центре зала галереи соединены пешеходным мостиком. Таким образом, пассажиры по станции перемещаются на двух уровнях.

А вот на станции Нижегородская 4 пути (2 по центру - для поездов Некрасовской линии, по бокам - для поездов БКЛ) и 2 платформы, каждая из которых с двумя рядами колонн. Таким образом, у станции аж 5 пролетов.

Нижегородская
Нижегородская

Колонная смешанного типа: 1 станция

Беломорская на Замоскворецкой линии - по истине самая уникальная колонная станция мелкого заложения. Дело в том, что её нельзя отнести ни к двухпролетной, ни к трехпролетной: западная половина станции конструктивно является колонной двухпролетной мелкого заложения, а восточная часть - колонной трехпролетной.

-13
-14

А есть ли станции вообще безе колонн - спросите Вы? Конечно же, есть!

Однопролетная мелкого заложения: 4 станции

Совсем небольшая глубина заложения позволила реализовать несколько станций абсолютно без колонн. Проект станции разработан с целью удешевления строительства на основе трехпролетных колонных станций.

Марьино
Марьино

Для таких станций специально были изготовлены балки увеличенной длины (18 метров) двутаврового сечения, омоноличенные друг с другом.

Волжская
Волжская

Это станции: Ольховая, Волжская, Марьино, Улица Старокачаловская (оба зала, каждый из которых построен с обеих сторон от станции Бульвар Дмитрия Донского).

Односводчатая мелкого заложения: 32 станции

Данный тип станций конструктивно схож с однопролетными, только вместо уложенных поперек балок верхнее перекрытие выполнено в виде красивого полукруглого свода. Над верхней точкой свода обычно насыпается всего пару метров грунта, и устраиваются газоны либо же прокладываются дороги. Такая конструкция станции наименее затратна в реализации.

Библиотека имени Ленина
Библиотека имени Ленина

Несмотря на простоту форм, смотрятся такие станции из-за большого объема достаточно эффектно. Архитекторы стараются придать каждой односводчатой станции свою изюминку, поэтому в Москве Вы не встретите двух станций с полностью повторяющейся (типовой) формой свода.

Вспомним все станции этого типа: Черкизовская, Библиотека имени Ленина, Тропарёво, Аэропорт, Кантемировская, Красногвардейская, Алма-Атинская, Митино, Строгино, Крылатское, Славянский Бульвар, Бабушкинская, Коньково, Сходненская, Лермонтовский Проспект, Новокосино, Перово, Алтуфьево, Отрадное, Тульская, Нахимовский Проспект, Южная, Улица Академика Янгеля, Аннино, Физтех, Кожуховская, Люблино, Борисово, Шипиловская, Зябликово (двухъярусная), Лесопарковая, Битцевский Парк.

Колонно-стеновая мелкого заложения: 1 станция

Международная не подпадает ни под один из указанных выше критериев и является исключением. Хотя она и не строилась в открытом котловане, но её глубина составляет всего 25 метров. Станция построена закрытым (горным) способом с применением сборной обделки из чугунных тюбингов (предвосхищая ваши гневные комментарии, обделкой в строительстве называют чугунную оболочку тоннеля).

-21

Ширина боковых и центрального залов станции меньше, чем у традиционных станций глубокого заложения. Из-за этого платформы в боковых залах кажутся очень узкими. Между центральным и боковыми залами устроено 5 пар проходов, которые распределены по длине станции неравномерно - по две пары расположены у каждого из торцов и одна - в середине станции. Диаметр станционных тоннелей и центрального зала — 7,5 м.

Вдобавок станция ещё и расположена в кривой.

-22

Полуподземная станция мелкого заложения: 2 станции

Самым "молодым" типом станции является полуподземная. Обе такие станции располагаются на Солнцевской линии, а история их появления в таком виде кроется в желании сэкономить. Посадить станции глубже не было возможности, но станции при этом захотели сделать теплыми, поэтому и наземными их реализовать было невозможно. В результате родился такой проект, когда станция вдоль одной стороны находится под землей, а противоположная часть станции - уже на уровне земли. Отличительной особенностью таких станций является панорамное остекление только по одной путевой стене, с противоположной стороны - стена глухая (поскольку находится уже под землей).

Представители типа: Мичуринский Проспект (является колонной трехпролетной мелкого заложения и одновременно крытой наземной), Пыхтино (однопролетная + крытая наземная).

Самой-самой мелкой из всех вышеперечисленных является станция Печатники Люблинско-Дмитровской линии - глубина составляет всего 5-8 метров. Она не только почти не заглублена относительно рельефа местности, но и наоборот - конструкции выступают над поверхностью земли, а сверху над станцией насыпан искусственный холм.

Позже этот холм позволил достаточно оперативно встроить пересадку на БКЛ через верхнее перекрытие станции.

Расположение на поверхности вызвано плохими гидрогеологическими условиями на небольшой глубине в этих местах (позже, при строительстве БКЛ, которую заглубили достаточно сильно относительно ЛДЛ, строителям пришлось сильно помучиться с местными обводненными грунтами).

Глубокое заложение

Переходим к обзору типов станций, построенных закрытым способом. Сразу оговоримся, что для того, чтобы получить статус глубокой станции не обязательно быть глубиной 40 и более метров. Она должна быть построена именно закрытым способом (не в открытом котловане) Например, глубина станции Охотный Ряд - всего 15 метров. Станции глубокого заложения строятся горным способом в более твердых породах через шахтные стволы и подходные выработки с применением отбойных молотков, динамита и других средств механизации. И если станция мелкого заложения строится, в среднем, 3 года, то строительство глубокой занимает 5 и более лет.

Отличительная особенность глубоких станций, которая незаметна обычному пассажиру - внешняя оболочка представляет собой сбалчиваемые друг с другом части чугунных блоков, которые образуют кольцо (обделка призвана противостоять внешнему давлению грунта). Именно поэтому станции глубокого заложения в большинстве своем имеют закругленную форму стен и потолка.

-27

Пилонная трехсводчатая глубокого заложения: 61 станция

Самый распространенный в московском метро вид глубоких станций - пилонные. По конструкции представляет собой три независимых зала, отделённых друг от друга рядом пилонов с проходами между ними.

-28
Марьина Роща БКЛ
Марьина Роща БКЛ

К данному типу относятся станции: Красные Ворота, Чистые Пруды, Лубянка, Охотный Ряд, Фрунзенская, Спортивная, Университет, Динамо, Белорусская Замоскворецкой линии, Тверская, Театральная, Новокузнецкая, Парк Победы (2 станции), Киевская АПЛ, Смоленская АПЛ, Арбатская АПЛ, Площадь Революции, Курская АПЛ, Бауманская, Электрозаводская АПЛ, Краснопресненская, Белорусская Кольцевой линии, Новослободская, Проспект Мира Кольцевой линии, Таганская Кольцевой линии, Павелецкая Кольцевой линии, Добрынинская, Октябрьская Кольцевой линии, Парк Культуры Кольцевой линии, Киевская Кольцевой линии, ВДНХ, Алексеевская, Рижская Калужско-Рижской линии, Проспект Мира КРЛ, Сухаревская, Тургеневская, Третьяковская двух линий, Октябрьская КРЛ, Шаболовская, Баррикадная, Таганская ТКЛ, Шоссе Энтузиастов, Площадь Ильича, Дмитровская, Савёловская СТЛ, Цветной Бульвар, Чеховская, Боровицкая, Серпуховская, Верхние Лихоборы, Окружная, Фонвизинская, Бутырская, Марьина Роща ЛДЛ, Сретенский Бульвар, Чкаловская, Савёловская БКЛ, Марьина Роща БКЛ, Рижская БКЛ.

Колонная трехсводчатая глубокого заложения: 15 станций

Станция с тремя сводами, но опирающимися не на массивные пилоны, а на более тонкие и изящные колонны.

-31

Первой в мире колонной станцией глубокого заложения стала Маяковская. Свод станционного зала опирается на стальные колонны, покоящиеся на массивной железобетонной плите основания. Поперёк центрального зала колонны распёрты фигурными стальными ригелями. Обделка свода и боковых залов - сборная чугунная. Диаметр боковых тоннелей и свода центрального зала - 9,5 м, междупутье - 13,5 м).

-32

Все колонные трехсводы мосметро: Маяковская, Павелецкая Замоскворецкой линии, Комсомольская Кольцевой линии, Курская Кольцевой линии, Китай-Город двух линий, Пушкинская, Кузнецкий Мост, Авиамоторная Калининской линии, Марксистская, Петровско-Разумовская (западный зал), Менделеевская, Полянка, Трубная, Римская.

Внедрение колонной конструкции дало толчок к проектированию более просторных и разнообразных в плане архитектуры глубоких станций. По фото и не скажешь, что над станцией располагается больше 30 метров грунта.

Кузнецкий Мост
Кузнецкий Мост

Колонно-пилонная трехсводчатая глубокого заложения: 1 станция

-35

При проектировании станции Семёновская архитекторами была предпринята первая попытка избавиться от массивных пилонах на платформе станции. И решение было найдено весьма оригинальное. Станция была построена по типоразмерам первой, «сталинской» типовой пилонной конструкции из сборной чугунной обделки, в которой между более коротким центральным залом и боковыми залами расположены восемь пар пилонов и девять пар проходов между ними. Геологическая ситуация позволила заменить массивные пилоны двойной колоннадой - вместо каждого пилона по его углам установлены четыре стальные колонны, на которые, посредством монолитной бетонной плиты, опираются разомкнутые обделки боковых и центральных тоннелей. Диаметр центрального и боковых залов 9,5 м.

Семёновская
Семёновская

Семёновская является единственной станцией такого типа в Москве.

Колонно-стеновая трехсводчатая глубокого заложения: 4 станции

В станциях колонно-стенового типа часть промежутков между колоннами заменена простенком. Такое решение применяется в случае, если необходимо дополнительно усилить конструкцию станции.

Крестьянская Застава
Крестьянская Застава

К данному типу относятся станции: Петровско-Разумовская (восточный зал), Достоевская, Крестьянская Застава, Дубровка.

Односводчатая глубокого заложения: 1 станция

Ещё одной разновидностью станции глубоко заложения является односвод. Да-да, односводчатые станции бывают не только на мелком заложении!

Единственной таковой в московском метрополитене является Тимирязевская. Односводчатая станция глубокого заложения так называемого «ленинградского» типа. Выполнена из железобетонной обделки, обжатой в грунт. Ширина пассажирской платформы - 11 м, ширина станции до путевых стен - 19 м, ширина между осями пути - 13,9 м. Диаметр верхнего свода - 21 м, диаметр нижнего свода - 39 м. Высота станции от пассажирской платформы до верхней точки свода - 7,8 м, общая высота станции от нижней точки нижней свода до верхней точки верхнего свода - 12,77 м, диаметр опорных тоннелей - 5,5 м. Общая длина станционного комплекса - 280 м.

-39

Самой глубокой станцией московского метро является Парк Победы, глубина заложения которой составляет более 72 метров.

Наземные станции

История появления наземных участков линий метро относит нас всё к тем же хрущевским временам. В стремлении строить быстро и дешево для Филевской линии метро был выбран наземный вариант прохождения. К сожалению, в связи с низким качеством строительства, а также под влиянием различных погодных условий такие станции быстрее приходят в негодность, в связи с чем была проведена полная реконструкция Филевской линии, на очереди - станция Выхино.

-41

Наземная открытая: 10 станций

К таковым относятся: Кунцевская АПЛ, Кунцевская Филевской линии, Измайловская, Пионерская, Филёвский Парк, Багратионовская, Фили, Кутузовская (расположена в кривой), Студенческая, Выхино.

Кутузовская
Кутузовская

Наземная крытая: 4 станции

В нашем столетии появились более "продвинутые" версии наземных станций - полностью крытые. Это: Филатов Луг, Прокшино, Технопарк, Мякинино.

Ещё несколько станций метро в Москве расположены даже не на, а над землёй.

Надземные станции

Эстакадная крытая: 1 станция

Станция Воробьевы Горы - сооружена по всемирно уникальному спецпроекту в нижнем ярусе Лужнецкого моста над Москвой-рекой. Является самой длинной станцией в Московском метрополитене - 282 м. Претерпела полную перестройку в связи с износом основных конструкций.

-45

Эстакадная открытая: 4 станции

Станции проекта Бутовской линии, задумываемого во времена мэрства Юрия Лужкова, как "легкое метро" - метрополитена на эстакаде. Линия реализована с укороченными платформами для приема составов только 4 вагона, в связи с чем достаточно быстро вышла на пиковые значения провозной способности. Позже в связи с высокими эксплуатационными расходами участка от дальнейшего строительства данного типа станций отказались.

Это: Улица Скобелевская, Бульвар Адмирала Ушакова, Улица Горчакова, Бунинская Аллея.

На этом всё. Благодарим за внимание!

Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk Подписывайтесь на нас и в других социальных сетях (ссылки на главной странице профиля).