Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Подростковый кризис

Почему это важно знать не только родителям тинейжеров и людям находящимся в данной возрастной категории, но и тем, кто уже давно перешагнул через этот возраст? Некоторые незавершенные на этом этапе процессы могут отыгрываться в будущем с еще большей интенсивностью или даже повлиять на формирование личности. Нижняя граница подросткового возраста 11 лет. Заканчивается кризис в 16-17 лет. Этот период называется острым т.к. начинается половое созревание, происходят биологические изменения и это огромная нагрузка на психику.

В отличие от кризиса 3-х лет, который проходит в течение 2-3 месяцев, подростковый может длится несколько лет.

Физиологические процесс связаны с психологическими. Костная система растет не гармонично (растет нога, конечности, тело и голова остаются прежнего размера) и это сказывается на восприятии подростка своего тела. В этот период большой акцент на образ физического Я, помимо недовольства реальной картиной, подростки также придумывает себе дополнительные изъяны (раздражают уши, нос и т.д).

При появление физиологических изменений приходит ощущение истинной взрослости (ошибочное). Социальный статус, личностный план (личность также не сформирована, она изменчива, противоречива), даже биологически подросток еще слаб.

Общие психологические изменения

Личностная нестабильность.

  • Эмоциональная неустойчивость. Характерная нестабильность эмоционального фона (он зависит от физического состояния).
  • Нестабильная самооценка. Она очень зависит от внешнего взаимодействия (от оценок, от признания социумом)
  • Нестабильны взгляды на мир. Подростку свойственно яро настаивать на своей позиции, но потом это может поменяться. Активно формируется мировоззрение
  • Совмещаются несовместимые особенности, черты характера, мнения. Подросток может быть раним, но по отношению к другим проявляет грубость и бестактность.

Противоречивость характерна для подростка, поэтому с ним сложно, невозможно угадать, что от него ждать.

Развивается:

  1. Мотивационно-потребностная сфера. Ослабляется учебная деятельность. На первый план выходит система отношений со сверстниками и со взрослыми. Ребенок ориентирован на мнение взрослого, а подросток ориентирован на сверстников, также он усваивает молодежную субкультуру. Перестраивается иерархия мотивов.
  2. Бурно развивается самосознание (время второго рождения личности)

Подросток пытается познать себя как личность, но иногда этот самоанализ превращается в самокопание. Если он недоволен собой, уровень самооценки снижается. Самооценка зависит от случайных факторов, она очень нестабильна. Родители могут оказать положительное влияние, но нужно понимать, что именно говорить, чему ваш ребенок поверит. И может сработать механизм “формирование реакций”, при котором он ведет себя диаметрально противоположным образом (например, тихий и застенчивый подросток начинает огрызаться). В дальнейшем, если это закрепится, своим поведением он будет привлекать людей, который воспринимают его таким, каким он не является на самом деле. Отсюда часто идет непринятие и даже просто незнание себя во взрослом возрасте.

3. Формирование характера

4. Гипертрофированная (чрезмерная) потребность общения со сверстниками. Реализуется через:

1) Группирование - школа общения, он приобретает опыт взаимодействия с другими. Не пройдя через это, они будут вынуждены учиться этому позже и это будет сложнее . Если одна группа для него референтна (важна, а он не может войти. в нее, это для него тяжело) На этом этапе свойственна социальная мимикрия (подражание, копирование) сверстников из референтной группы, для него это принципиально важно (прическа, сленг, интересы). Группа дает эффект защищенности.

Группы бывают:

  • просоциальные
  • асоциальные (жесткая иерархия отношений, имеет определенное название, все ритуализованное, нет содержательной деятельности)
  • группы с элементами асоциальности (алкоголь, наркотики, легкие правонарушения, секс)

В избежании асоциальных групп, с раннего детства ребенка стоит водить по всевозможным кружкам и группам, которые могут его заинтересовать. Он приучается чем-то заниматься, включаться в продуктивную содержательную деятельность. И, вероятнее всего, в подростковом возрасте ребенок это сохранит и не попадает в асоциальную группу.

💡 Каждый возраст дает что-то и это нужно взять. Если некая потребность не закрыта на нужном этапе жизни, она потом возникает вновь. Например, если в подростковом возрасте не было сформировано группы, даже на старости человек может стремиться к группированию.

2) Подростковая дружба. Дружба подростков отличается от дружбы взрослых людей, она намного глубже и эмоционально-насыщеннее. Также называют интимно-личностным общением. Дружба дает возможность самораскрытия и лучшего понимания себя “Подросток смотрится в друга как в зеркало”. Друг должен принимать его со всеми его слабостями, проблемами, негативом.

3) Подростковые влюбленности. Считает, что подростковые влюбленности более легкие, чем поздние. Это неглубокое общение, подросток учится ухаживать, проводить вместе время, выяснять отношения. Если этот этап пройден, более поздний выбор будет более осознанный, с пониманием тонкостей. Маркер (1) неглубоких подростковых отношений - “эпидемия” отношений. Например, в 5 классе появляется пара, которая очень гордится своими отношениями, это становится модно. Маркер (2) поверхностных отношений - в одну девочку влюбляются два мальчика, это становится модно

6. Гипертрофированная потребность в самостоятельности и независимости

Реализуется через эмансипации (психологическое отделение от людей, которые были для ребенка высшим авторитетом) от взрослых.

Процесс эмансипации происходит тяжело, когда родители сохраняют авторитарный стиль общения, требуют беспрекословного подчинения, не объясняют для чего та или иная деятельность. Также при гиперопеке, когда сохраняется отношение как к ребенку, две сферы выходят из-под контроля взрослых - межличностные отношения и учебная деятельность. Контроль происходит по результату.

Нужно психологически отделяться от родителей в подростковом возрасте иначе в дальнейшем это будет сложнее. Тяжело протекающая эмансипация ведет за собой тяжелые поведенческие реакции, выяснения отношений, скандалы, демонстративное суицидальное поведение, шантаж, девиации поведения (побеги из дома), атмосфера в семье накаляется, семья грозит стать дисфункциональной.

Если эмансипации не происходит, могут начаться симбиотические отношения (чаще всего с матерью, которая воспитывает ребенка одна). Чаще всего для матери ребенок смысл жизни, если это происходит в полной семье, значит, мать недовольна своими отношениями с супругом и уходит в любовь к ребенку. Дети в таких ситуациях не развиваются личностно, они пассивны. Должен быть уход в самостоятельную жизнь или в итоге дети из таких семей остаются “старыми девами и холостяками”.

7. Подростковые увлечения

Все увлечения подростка “запойные”, он в них погружается в ущерб учебе. Часто он бросает это, что может расстраивать родителя. Но! Страшно, когда подросток ничем не увлекается. Он должен быть в моменте самопознания, ищет то, к чему у него лежит душа. Для формирования понимания что он хочет уже в 18 лет и далее. На сегодняшний день поиск себя может вызвать сложности и у взрослых людей, не прошедших данный этап полноценно.

Автор: Захарова Юлия Вадимовна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru