Проснувшись, Тамара не сразу смогла сообразить, какое сейчас время суток. В ее голове до сих пор звучала вчерашняя музыка, громкие голоса и звон бокалов. Рядом посапывал муж с довольной улыбкой на лице. С кухни доносились негромкие голоса и звяканье посуды.
Вчера был день рождения Ильи. Вернувшись пораньше с работы, Тамара сразу принялась за приготовление еды. Ей помогли свекровь и Вера, сестра мужа. Позже к ним присоединились мужчины и дружно стали накрывать на стол. К приходу гостей все было готово.
Гостей было немного, в основном друзья и коллеги. Компания собралась веселая. За столом не смолкали шутки и смех, позже зазвучали песни под гитару.
Разошлись гости после полуночи. После их ухода Тамаре хватило сил только на то, чтобы убрать в холодильник оставшуюся еду и немного прибраться. Вымыть посуду она не смогла и пришлось оставить все на утро. Видать, поэтому свекровь и ворчит.
-Доброе утро!-Поздоровалась Тамара, с заспанным лицом заходя на кухню.
-Доброе утро, дочка. Тебе отдохнуть хоть удалось?-Участливо спросил свекор.
Он сидел за столом и пил чай, просматривая газету.
-Кому-то доброе,-проворчала свекровь.-Не могу понять, как можно было оставить такую груду посуды и спокойно лечь спать?
-Мама, я бы сама прибралась на кухне. Устала очень и сил не осталось на посуду.
Тамара постояла немного, слушая звон вилок и ложек в руках недовольной свекрови и, молча, направилась в свою комнату. Выходя, она заметила, как свекор легонько махнул рукой в сторону своей жены: мол, не обращай на ее слова внимания.
-Какая я ей мама! Мамой она меня называет!-Вдруг истеричным голосом выкрикнула Марина Николаевна, когда невестка вышла.
-Маня! Ну что ты такое говоришь? Не пойму, чего с утра такая взвинченная?-Недовольным голосом проговорил муж.
-А то и говорю! Не о такой невестке я мечтала! Старше моего сына на целых шесть лет, впридачу еще и разведенка с дитем. Знает ведь, что я порядок люблю. Так нет. Оставила всю грязь и спать пошла.
В своей комнате Тамара прилегла на кровать. Из кухни до нее продолжал доноситься возмущенный голос свекрови. Муж так и спал, как младенец. Хорошо, что он всего этого не слышит. Не хотелось бы, чтобы он расстроился.
Прошло больше года, как Тамара и Илья поженились, но Марина Николаевна никак не хотела ее принять, невзлюбив с самого первого дня. Понятное дело, что не о такой невестке она мечтала, но что поделать, значит, так было суждено.
Знакомство Тамары с Ильей произошло спустя какое-то время, когда после окончания техникума он пришел работать на швейную фабрику. Занимался он ремонтными работами и техническим обслуживанием оборудования швейного цеха. Получив заявку на устранение поломки в нескольких швейных машинах, парень с пожилым коллегой пришел в цех и поинтересовался у первой же девушки в цветастой ситцевой косынке, где ему найти бригадира.
-Это я самая и есть,-улыбнулась ему сероглазая красавица.
Она показала им машины, где нужно было устранить неисправность. Парень занялся своим делом, но невольно оборачивался на заразительный смех, раздававшийся из разных уголков швейного цеха.
-Ну, что тут у нас?-Временами спрашивала бригадир, подходя к нему.
Илья показывал на поломку и пытался все подробно объяснить, ему не хотелось, чтобы она отходила от него.
-Ну, как? Молодец, быстро справился с заданием!-Похвалил его коллега, когда они уходили, завершив работу.-Как тебе Тамарка? Видел? Огонь, а не девка.
-Да. Видел.-Ответил парень, не понимая, что означает этот вопрос.
-Хорошая девушка. Со всеми приветливая и улыбчивая. Да не криви лицо. Вижу ведь, что понравилась. Но имей ввиду: в личной жизни ей когда-то не повезло, и теперь она своего сердца никому не открывает.
Спустя несколько дней, выйдя из проходной фабрики после окончания рабочего дня, Илья встретил Тамару. Она показалась ему еще красивее, чем в тот день, когда он увидел ее впервые. Поздоровавшись, парень пошел рядом с ней. Они прошли какой-то отрезок пути и немного поговорили.
-Тамара, а может встретимся, погуляем, в кино сходим?-Спросил ее парень, собравшись с духом.
- Нет у меня времени на фильмы ходить, Илья. Меня маленькая дочка в детском саду ждет.-Ответила Тамара и, помахав ему рукой, запрыгнула в подъехавший в остановке автобус.
После этого случая парень ходил какое-то время сам не свой.
-Чего нос повесил? -Поинтересовался у него коллега во время обеденного перерыва, заметив, как Илья украдкой наблюдает за стайкой девушек из швейного цеха, рассаживавшихся за столом.-Разбила Томка тебе сердце?
Илья не ответил, опустив глаза в тарелку.
-Если понравилась, добивайся. Чего попусту вздыхать и страдать? Может, есть у тебя хоть какая-то надежда.
После работы Илья дождался Тамару недалеко от проходной. Разговорившись, дошли до остановки, где она попрощалась и направилась к подъезжавшему автобусу. Илья пошел за ней.
-Ты куда? Мне в садик, за ребенком.-Удивленно посмотрела на него Тамара, когда Илья оказался рядом с ней.
-Я тоже в садик. Вместе с тобой. Хочу с дочкой твоей познакомиться.
Тамара промолчала, но, выйдя из автобуса, остановилась и в упор посмотрела на парня.
-Послушай, так уж и быть, скажу прямо: понравился ты мне. Что скрывать? Но идти со мной тебе ненужно. Дочь не знает своего отца, никогда его не видела. Так получилось. Не прельщала его жизнь с девушкой из обычной рабочей семьи. Когда узнал, что жду ребенка, исчез. Где он и что с ним, не знаю. Вначале очень страдала, но потом боль притупилась. И теперь не хочу я делать больно своему ребенку. Лучше уходи сейчас, чем потом.
Взволнованно выпалив все эти слова, Тамара повернулась и пошла. Она ждала, что Илья ее догонит. Но, обернувшись, увидела, что он стоит на том же самом месте и рассматривает себя в витрине магазина.
Свернув за угол, она пошла медленнее, размышляя с болью, что в ней не так, почему не везет ей в личной жизни.
-Мое солнышко!-Приветствовала она свою дочку, выбежавшую к ней, распахнув дверь.
Не успела Тамара поцеловать ее, как девочка посмотрела куда-то за спину и спросила:
-Мамочка, а это кто?
Тамара обернулась. За ней, улыбаясь, стоял, Илья. Сделав вид, что не расслышала заданного дочерью вопроса, стала натягивать на нее теплые штаны.
-Мамочка, ты не ответила. Этот дядя кто?
-Это…
Тамара не успела ответить, как девочка снова задала вопрос:
-Это мой папа?
-Да.-Ответил Илья, подходя к девочке поближе.-Я твой папа, малыш.
Девочка стояла смирно, не отрывая глаз от незнакомого дяди, который назвался ее папой. Илья заметил, как дрожат руки Тамары, когда она застегивала пуговицы на пальто ребенка.
На следующий день Илья выскочил с работы пораньше и забежал в ближайший магазин игрушек. Он быстрым взглядом окинул полки, на которых стояли разнообразные мягкие игрушки и выбрал небольшого рыжего лисенка. Спрятав его под курткой, он быстрыми шагами вышел из магазина и увидел, как , поглядев по сторонам, Тамара села в автобус. «Не успел!»-С досадой подумал парень. Не дожидаясь следующего автобуса, он побежал в сторону детского сада.
-Мам, а папа не придет сегодня?-Спросила дочка Тамару, пытаясь выглянуть в маленький коридорчик, есть ли там тот, кого она ждет.
-Нет, Оленька. Папа не смог прийти.-Ответила ей, нахмурившись, мама.
-А вот и я! Уф! Не успел на автобус, пришлось бежать три остановки.-Проговорил запыхавшийся Илья.
-Папа! -Радостно захлопала в ладоши девочка.-А что ты мне принес?
Тамара с усмешкой взглянула на Илью.
-Ты думал, что все будет очень просто?-Проговорила она негромко, наклонившись за обувью дочери.
-А я вот что тебе принес! Ну как тебе?-Улыбаясь, произнес парень, расстегивая куртку и доставая лисенка.
Маленькое личико девочки засияло от радости. Не менее радостным было и лицо ее мамы.
Свадьба была скромной. Были приглашены только самые близкие люди. Лицо матери Ильи во время всей церемонии было каменным и ни разу на нем не мелькнуло ничего наподобие улыбки.
В первое время девочка оставалась у матери Тамары. Та попросила оставить внучку у нее, пока она свыкнется с мыслью, что дочь и внучка будут жить не с ней. Но вскоре у женщины внезапно случился инсульт, и она умерла.
Тамара очень переживала смерть матери. Она никак не могла заставить себя перебраться в пустующую квартиру, которая осталась ей, говоря, что чувствует себя виновной в смерти матери.
-Мам. Мы с Томой на кладбище съездим. Она хочет навестить могилу матери. Если Оленьку оставим с тобой, присмотришь?-Обратился как-то к матери Илья.
-Ну, куда мне деваться? Вы ведь все решили уже и без меня,-проворчала Марина Николаевна.
Дочь Тамары была девочкой спокойной и послушной и хлопот родителям не приносила. Но не тянуло к ней Марину. Она мечтала о собственном внуке, которого хотела назвать Павлом в честь своего покойного отца. У дочери, Ирины, было две девочки. А родит или нет жена Илье ребенка, неизвестно.
Занимаясь своими делами, Марина Николаевна не забывала заглядывать в комнату, где на полу играла девочка. Позже она увидела, что Оля сидит за столом и что-то рисует. Через полчаса она заглянула вновь. Девочка также увлеченно продолжала рисовать.
-И кого это ты тут рисуешь? -присаживаясь на стул, спросила она у пятилетней Оленьки, старательно выводившей оранжевое солнышко на голубом небе над головой нескольких крошечных человечков.
-Я нарисовала нашу семью.
-О как! Что-то у тебя тут больно много людей получилось!-С улыбкой проговорила Марина и ткнула пальцем в выстроившийся ряд человечков.
-Разве много, баб Маня? Это ты и дедушка. С другого краешка стоят папа и мама. А посередине это я.
-Это да! Но там ведь еще один человечек есть лишний.
-Это не лишний человечек, баб Маня. Это мой братик.
-Охохо! Когда же он будет-то у тебя? Одному богу известно.-Вздохнула Марина Николаевна, подвинув поближе к девочке несколько ее разноцветных карандашей, скатившихся к краю стола.
Девочка внимательно посмотрела на нее, о чем-то размышляя.
-Мама мне по секрету сказала, что весной уже будет.
Эти слова девочка произнесла шепотом, заговорщически посмотрев на бабушку, которая от удивления открывала и закрывала безмолвно рот, словно аквариумная рыбка.
Неожиданно слезы полились рекой из глаз, которых она не могла удержать.
-Баб Маня, ты почему плачешь? От радости? Баб Нюра если плакала, мне говорила, что плачет от радости.
Продолжая плакать, Марина прижала к себе девочку и поцеловала.
Она вдруг вспомнила, как на днях приготовила уху. А невестка, вернувшись с работы, сморщила нос на кухне и отвернулась.
-Фу, какой запах!
Даже пробовать ее стряпню не стала. Марина тогда возмутилась:
-Вот те на! Стараешься угодить, стоишь у плиты, приготовишь, а тут нос воротят.
Илья с женой переглянулись. Тамара с виноватой улыбкой хотела что-то сказать, но было уже поздно: с обиженным видом свекровь демонстративно удалилась из кухни.
Оказывается, вот в чем было дело.
За ужином Марина Николаевна не выдержала и поинтересовалась у сына и невестки, правда ли то, что сказала ей девочка. Те подтвердили слова ребенка. Свое молчание они объяснили тем, что хотели обрадовать мать в день ее рождения, который должен быть на следующей неделе. И последний вопрос, ответ на который вызвал у матери новый поток слез: как они хотят назвать своего сына? Илья ответил, что они хотят назвать в честь деда Павлом.
Вот тогда-то и приняла Марина Николаевна свою невестку и сдалась. Ведь не может она потерять своего единственного сына, который любит свою жену. Ей придется принять его выбор, так как это его жизнь. Хоть и не по нраву ей Тамара, но деваться ей некуда. Она смирилась и наконец-то приняла выбор сына.