- «В Сретенском монастыре купила ʺБеседы о вереʺ Осипова. Он настаивает, что в Евхаристии хлеб остается хлебом, вино ― вином и соединяется таинственно с ипостасью Христа. А говорим мы, что это истинное Тело Христа и истинная Кровь Христа потому, что человеческое тело по физико-химическому составу близко к хлебу и вину. И никакого превращения, пресуществления нет. Просто некая отнесенность хлеба и вина ко Христу, посвящение их Христу. Не есть ли тут в чем-то не совсем однозначное мнение и как лучше думать, идя в храм на литургию?»
Вопрос Вы задаете очень серьезный, о вещах богословских, и сама его постановка немножко меня смущает. Вы, задавая этот вопрос, ставите меня над профессором Осиповым судить его мнение: правильно ли он считает или неправильно? Но, видите ли, профессор Осипов ведь теоретик, богослов. Он профессор, в конце концов. А я-то ведь просто практик. Как-то мы трудно соединяемся. Я не могу ничего сказать про него. Меня, кстати, раздражает, когда он про практику начинает говорить. Иногда он хорошие, правильные вещи говорит, а иногда… хорошо тебе в кабинете сидеть и говорить, потому что каждый должен своим делом заниматься. Если я сейчас начну насчет теории говорить, наверное, ему будет также неприятно, как и мне, когда он насчет практики рассуждает. Поэтому я, пожалуй, не скажу прямой ответ на Ваш вопрос.
Единственное, сделаю одно маленькое-маленькое уточнение. «Никакого превращения, пресуществления нет», Вы уверены, что он так говорил? Вот про превращение ― да, я уверен, что он так говорил, что никакого превращения нет. А вот пресуществление ― Вы уверены, что он говорил, что пресуществление не происходит? Мне кажется, Вы здесь ошибаетесь. Вы как-то неточно формулируете его мысль. Это первое.
И второе, Вы пишете: «И как лучше думать, идя в храм на литургию?» Здесь я могу Вам сказать, потому что здесь практика. По мне, так лучше вообще знать, что сие есть самое честное Тело и сие есть самая честная Кровь. Остальное ― какая разница? Соединяется, пресуществляется, как-то превращается или еще что-то происходит ― какая разница? Люди две тысячи лет жили и не задумывались об этом, причащались, и всё нормально. А сейчас что? Зачем думать о том, каким таким таинственным образом осуществляется пресуществление? Мне кажется, об этом вообще не надо думать. Вам надо думать о том, что Вы идете встретиться с Христом, с реальным Христом, настоящим. А что там, как, какие виды ― это уже неважно. Вот, пожалуй, и всё.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.