– В нужный момент Наталья Петровна могла настолько мобилизовать свои силы, что мы много раз ловили себя на мысли о том, что не ощущаем ни ее возраста, ни ее болезней. Наталья Петровна боялась примет старости. И мужественно с ними боролась, – таковое воспоминание сохранилось у ученицы Натальи Бехтеревой.
В одной из книг, где собраны воспоминания о Наталье Бехтеревой, перечисляются и те самые признаки, которые Наталья Петровна относила к приметам старости. Среди них вы не найдете ни одного упоминания о дряхлеющем теле или болезнях. К признакам старости Наталья Петровна относила совсем другое. Что именно, разберемся в этой статье.
«В три часа ночи раздался звонок. Звонила Наталья Бехтерева»
В книге «Наталья Бехтерева – какой мы ее знали» ученые и врачи, которые работали с Натальей Петровной или учились у нее, делятся своими воспоминания об этом выдающемся ученом и удивительном человеке. В этих воспоминаниях часто повторяется мысль о том, что коллеги и ученики Бехтеревой совсем не замечали ее возраста.
Так, на 65-м году жизни Наталья Бехтерева отправилась на Сицилию, где ей должны были вручить награду по психофизиологии. Здесь она готовилась читать и свою лекцию.
По дороге на Сицилию Наталья Петровна вместе с коллегами делает несколько остановок, чтобы посетить музеи и посмотреть европейские достопримечательности. На один день ученые останавливаются в Риме.
– Мы приезжаем сюда поздним вечером. А утром мы должны осмотреть город. Наталья Петровна говорит о том, что она очень устала и плохо себя чувствует. Однако уже утром в ней будто что-то включается. Мы обошли пешком половину Рима и с трудом успевали за Натальей Петровной. Ей все было интересно, – вспоминает одна из коллег Бехтеревой.
Бытует мнение о том, что старость наступает не тогда, когда стареет тело, а тогда, когда наступает безразличие души. Именно безразличие Наталья Петровна относила к одному из признаков старости и всячески старалась его избегать.
Как это осуществлялось в жизни, рассказал, например, кандидат медицинских наук Виктор Вахарловский, который почти двадцать лет работал в Институте экспериментальной медицины.
– Здесь я вел больных с тяжелыми наследственными болезнями. В 1971 году для трех больных был впервые применен новый метод лечения. За состоянием этих пациентов Наталья Петровна следила лично. Я не отходил от больных на протяжении первых трех дней после операции. Два из них выпали на выходные. Все это время не прекращались телефонные звонки моих руководителей и врачей, – такую историю вспоминал Виктор Вахарловский.
В один из этих дней в три часа ночи раздался очередной звонок. Звонила Наталья Бехтерева. Виктор Вахарловский начал докладывать ей о состоянии пациентов.
– Об этом мне все известно, – остановила его Наталья Петровна. – Виктор Глебович, скажите, вы хоть что-то ели за эти трое суток?
Виктор Вахарловский вспоминает и еще одну историю. В то время он собирался уйти из института. Коллеги Вахарловского пытались испортить его репутацию. В это дело вмешалась Бехтерева.
Виктор Вахарловский рассказал Наталье Петровне свою боль. Та выслушала его и произнесла:
– Слышали ли вы от меня хоть одно обвинение в свой адрес? Вы говорите, что вам не дают работать, сплетничают за спиной. Если бы вы знали, сколько подобной ерунды говорят мне. Возвращайтесь к работе. Все образуется.
Позже Наталья Петровна помогла Виктору Вахарловскому решить и его квартирный вопрос. Благодаря ей врачу предоставили однокомнатную квартиру. И это был далеко не единственный случай, когда Наталья Петровна помогала своим коллегам с жильем и пропиской.
Другие приметы старости Натальи Бехтеревой
Еще одной приметой старости Наталья Петровна считала запустение. Чтобы ни происходило в жизни, в квартире Бехтеревой всегда был идеальный порядок. Даже в преклонном возрасте Наталья Петровна сама делала ремонт в своей квартире.
Третьей приметой старости для Бехтеревой являлось одиночество. Этого в жизни Натальи Петровны точно не было. Каждый день она приглашала гостей к себе домой. Бехтерева принимала их за сервированным столом. Коллеги академика часто удивлялись, как она не устает от этого общения.
Наталья Петровна встречала многие праздники вместе со своими учениками и коллегами. Они устраивали «лабораторные» встречи Нового года. На один из последних Новогодних праздников в своей жизни Наталья Петровна пригласила сразу несколько поколений своих учеников.
– Во время таких встреч от глаз Натальи Петровны не могло укрыться никакое изменение в нашей внешности. Она все время примечала новое платье или прическу. По этому случаю Наталья Петровна всегда делала комплименты и не считала это зазорным. У нее была какая-то особая чуткость. Благодаря этой способности она замечала такие вещи, на которые люди обычно не обращают внимания. Такой способностью может обладать только неравнодушный человек, – вспоминала одна из учениц Натальи Бехтеревой.
В 2008 году Наталья Петровна начала устраивать для своих учениц «английские четверги». Она вызывала их к себе домой. Все разговоры в этот день велись по английском языке.
Четвертой приметой старости для Натальи Петровны являлось бездействие. Поэтому до последних дней она сохраняла активность.
Одна из аспиранток Натальи Бехтеревой вспоминала, что даже в конце своей жизни Наталья Петровна с энтузиазмом становилась участницей исследований, которые проводили ее ученицы.
– Наталья Петровна могла поддержать разговор и о любом произведении современной литературы. А каждый понедельник она подкидывала нам статьи для прочтения. Интересно, что эти статьи, на первый взгляд, никогда не затрагивали тем наших исследований. Однако прочитанное в дальнейшем становилось пищей для научного вдохновения, – отмечала кандидат биологических наук Юлия Бойцова, которая когда-то была ученицей Натальи Бехтеревой.