Видероблогеров можно разделить на целых четыре категории. Первую смотреть неинтересно, но приятно. Вторую – неприятно, но интересно. Третью – и неинтересно, и неприятно. А четвёртую – и интересно, и приятно. Последних, естественно, не так много, а некоторые из них со временем скатываются или в первую или во вторую категорию. Третья категория – мусорная, но без подобного шлака не обходится ни литература, ни музыка, ни кино, ни видеоблоги.
Семейные видеоблоги – один из жанров, одна из тем каналов на YouTube. Таких каналов множество, нет смысла их перечислять. Устроены эти каналы чрезвычайно просто: находится активный член семьи, который начинает снимать семейную повседневность. Прочие члены семьи или подхватывают это дело, поддерживая съемки и активно в них участвуя, или относятся к происходящему индифферентно. Смысл каналов – следование моде, желание попробовать новую жизненную практику, сохранение видео на память, желание рассказать миру о своем образе жизни, о своей конкретной жизненной истории. Кроме того возможна монетизация контента, так как YouTube позволяет успешным и популярным авторам подключать рекламу и получать доход. Возможность зарабатывать на видео – сильный стимул делать более интересные, качественные и интересные ролики. Кто-то со временем отходит от съемок собственно жизни, переключаясь на съемку семейных конкурсов, походов в общественные места, или вовсе переходит на откровенно постановочный контент.
К сожалению, подавляющее количество семейных видеоблогов представляют собой крайне унылое зрелище. Большинство их видео совершенно ни о чем; без структуры, начала и конца; без привязки к дням и местам съемки; без четкого объяснения происходящих в ролике событий (которые особенно странны, если не укладываются в привычную повседневную жизнь блогера). Так что большинство их них смотреть не интересно, но умеющих четко отбирать контент и собирать его в ролики, смотреть, по крайней мере, приятно (таким образом, они попадают в первую категорию). Редких семейных видеоблогов смотреть интересно, потому что они живут не самой стандартной жизнью, но такая жизнь зачастую оказывается повышенной странностью, смотреть которую малоприятно (и они оказываются во второй категории). А ещё стоит помнить, что снимающая семья по-своему счастлива. Несчастные и задолбанные жизнью, раздираемые внутрисемейными проблемами и явно асоциально живущие люди вообще не стали бы снимать! Поэтому осуждать их не нужно, а порадоваться за счастливых можно.
Естественно, у любых снимающих семей находятся, как сторонники, так и противники; как фанаты, так и хейтеры. Фанаты восхищаются всем, во всем поддерживают, со всеми решениями соглашаются и просто очень- очень любят. Хейтеры же критикуют и ненавидят, им всё не нравится, их всё раздражает; каждое решение, каждый поступок снимающей семьи кажется хейтерам неверным. При этом хейтеры зачастую говорят, что они совсем не хейтеры (хейт, по их мнению, это негативное отношение к известным личностям, звёздам эстрады, произведениям литературы, политическим партиям, людям определенной национальности ли вероисповедания), а хорошее и доброе окружение, которое поддерживает и подсказывает, как правильно поступать. На самом деле конструктивной критики и адекватного оценивания в комментариях хейтеров практически не бывает. Особенно злобные и подлые хейтеры пишут на снимающую семью заявления в опеку, в полицию, на места учебы и работы членов семьи, то есть откровенно портят жизнь снимающей семье. Но даже самые безобидные и на первый взгляд спокойные замечания хейтеров переполнены эмоциями и посвящены тому, как неправильно живет семья, какие ужасные в семье дети, как вместо съемок нужно заниматься какими-то более полезными делами, как зажралась снимающая семья, что жизнь на камеру – это ложь. Большинство претензий совершенно не обоснованы, а претензии, являющиеся справедливыми, можно предъявить к подавляющему числу современных семей.
Важная претензия хейтеров состоит в том, что снимающая семья «продает своих детей» (так как контент монетизируется), что, по мнению хейтеров, совершенно недопустимо. В таком случае все попытки куда-то и как-то продвигать своих детей с получением от этого прибыли и результата (не обязательно даже сейчас, а в перспективе) – это такая же «продажа». Так можно запретить все мероприятия и соревнования с участием детей, но без ранних детских стартов, как правило, большого профессионального и взрослого успеха не достигается. И съемки детей – это не их продажа, а показ обычной жизни в обычной семье.
Ещё хейтеры критикуют снимающие семьи за то, что в этих видео дети находятся на первом плане (кстати, такое наблюдается не во всех снимающих семьях). По какому-то странному мнению хейтеров, дети должны быть исключительно на заднем плане, как некий фон, на котором разворачивается жизнь снимающих родителей; хотя нормальные каналы снимающих семей посвящены именно детям. Возможно ли задвинуть на задний план тех, кому посвящен канал? И возможно ли вообще задвинуть на задний план детей, если они являются полноценными и важными членами семьи? Видимо, сами хейтеры в своих семьях были на заднем плане, родителями не замечались и положительных эмоций в семье не получали – вот они и вымещают свои комплексы и травмы, критикуя снимающие семьи. Такой контраст между собственным детством (или детством своих детей) и жизнью снимающей семьи как раз является причиной ненависти хейтеров к любым семьям, которые устроены иначе (снимающая семья – лишь самая удобная мишень).
Самое дикое, что появились «обзорщики», которые пересказывают видео снимающих семей, отпускают комментарии и делают выводы. Естественно, эти комментарии крайне критические, а выводы категоричные, абсолютные и негативные. Человек видит в других только то, что есть в нем самом, и когда он видит в других только гадости, становится совершенно понятно, кто на самом деле этот человек. Да и просто отпускать злобные и ехидные комментарии по поводу жизни других, пусть даже выставляемой на всеобщее обозрение, уже как-то странно… Собственно, после просмотра нескольких таких «обзоров» на канал «Дневник приемной мамы», я и решил написать этот текст. На мой взгляд этот канал резко и в лучшую сторону выделяется из прочих семейных видеоблогов.
Канал «Дневник приемной мамы» основан осенью 2017 года, и с тех пор практически ежедневно там появляются одно или два видео, посвященных дню, предшествующему публикации ролика. Организатор канала Тамара Петровна Квашенко (5 марта), и они со своим мужем Василием Владимировичем (8 мая) последовательно взяли под опеку шесть девочек (своих детей у них не было). Зовут девочек Анастасия (23 мая), Алина (19 августа), Дарина (14 марта), Саша (19 июля), Женя (21 ноября) и Тома (12 сентября). В скобках указаны дни рождения. За годы совместной жизни Тамара Петровна и Василий Владимирович сменили множество мест жительства; родом они из небольших деревень или сёл запада Красноярского края – таких, как Пасечное и Кандат; жили они в Челябинске, а потом в Зырянке в Томской области. Затем они перебрались в село Тюхтет в Красноярском крае, находящемся в 40 километрах на север от Боготола (и как раз по пути в Пасечное), и во время жизни там, с осени 2017 года, Тамара Петровна стала выкладывать видео на YouTube. Летом 2021 года они всей семьей переехали в Краснодарский край и сейчас живут в станице Ладожская. Вся эта информация не выискана мною где-то и какими-то путями, а собрана из различных видео их канала. Чем же этот канал интересен, и что, по моему мнению, выгодно отличает его от всех остальных?
Во-первых, Тамара Петровна взяла в руки камеру не за день до регистрации канала, а намного раньше. Изредка она выкладывает на канал старые видео, снятые еще на аналоговую видеокамеру. То есть, Тамара Петровна снимала бы видео и без YouTube. Нынешняя выкладка видео становится для нее, во-первых, удобным способом сохранять видеоархив, а во-вторых, коммерциализацией хобби, о чем мечтают очень многие, но чего достигают единицы. Кроме того, Тамара Петровна умеет снимать; пусть она нигде этому не училась, но она, видимо, на уровне интуиции чувствует, что и как надо снимать и монтировать. Большинство же видеоблогеров начали снимать тогда, когда завели канал, и снимают они кое-как, а монтируют еще хуже.
Во-вторых, камера при съемке, в основном, направлена на девочек. Если большинство блогеров снимают в первую очередь себя любимых, а остальных постольку поскольку, то Тамара Петровна снимает тех, кому посвящён её канал – свою семью целиком! Кроме того во многих снимающих семьях (а они, как правило, многодетные) постоянно путают имена детей. Это замечается комментаторами, и некоторые (причем, фанаты, а не хейтеры, которые не обращают на это внимания) считают, что такую ситуацию нормальной для многодетной семьи. На самом деле, это совершенно не нормальная ситуация! Каждый ребенок – это отдельная личность со своими проявлениями, и не заметить этого нельзя, а потому нельзя и перепутать детей. Если детей по именам часто путают – значит в семье катастрофа, и Это подтверждает Тамара Петровна, которая, если и путает имена, то один раз на десяток видео (а не десять раз в каждом видео, как некоторые другие).
В-третьих, видео на канале четко структурированы, и под каждым видео стоит дата съемки (а выходят видео, как правило, через день или два после съемки). Понятно, где в момент съемки находятся Тамара Петровна и её семья; а если они куда-то поехали, то понятно кто, куда и зачем. Многие другие видеоблогеры никогда не знают, какое сегодня число и какой день недели; а если они куда-то едут, то оказываются там внезапно, а потом оказываются дома еще внезапнее. А у Тамары Петровны всё по полочкам, поэтому смотреть её видео интересно.
В-четвертых, на канале Тамары Петровны ничего не пропагандируется. Они вообще политически, религиозно, педагогически абсолютно индифферентны. Другие видеоблогеры любят на показ выставить свою (как правило, специфическую и нестандартную) религиозную или псевдонаучную позицию, продвинуть среди своих зрителей какое-то свое довольно специфичное мнение. Тамара Петровна не давит ни на зрителей, ни на семью – у них все делается по их собственному желанию с учетом их возможностей, и поэтому смотреть их видео приятно.
В-пятых, Тамара Петровна признает, что добилась определенного финансового достатка благодаря YouTube. Но этот достаток она тратит не лично на себя, не на салоны красоты, рестораны или самостоятельные путешествия, не на дорогие и бессмысленные покупки, а на своих детей! Кроме того, она не клянчит донаты, как делает большинство стримеров (притом, что трансляция у них ни о чем). А то, что Тамара Петровна что-то рекламирует – во многом вынужденная мера из-за отключения монетизации для всей России.
И отдельно я говорю о том, что Тамара Петровна просто имеет право с моральной точки зрения! Они с мужем спасли из гноилища детских домов или ада маргинальных семей шесть душ. И они взвалили на себя колоссальный груз, взяли на себя титанический труд. И они справляются с этим: все девочки вполне воспитанные, накормленные, одетые и, по-человечески счастливые. Поэтому Тамара Петровна и Василий Владимирович имеют моральное право на некоторые преимущества, которого нет у тех, кто много рассуждает, имеет свой взгляд на все, но по факту не сделал стоящего.