Тезис 1: Когда человеку что-то интересно (или нужно) – он научится этому сам, без посторонней помощи. Хотя наставник в любом случае не повредит.
Тезис 2: Учитель (и воспитатель) – он как всадник, который может подвести лошадь к водопою, но не может заставить напиться. То есть учитель (и воспитатель) может только помочь тому, кто хочет чему-то научиться.
Лучший способ помочь научиться – это заинтересовать ученика своим предметом. Заваливать учеников плохими оценками, чтобы они из-за страха перед двойками учились хорошо – далеко не лучший подход (хотя он исповедовался многими советскими и раннероссийскими учителями, и именно благодаря таким «педагогам» огромная часть населения ненавидит школьные годы). Но совершенно невозможно заинтересовать того, кому не интересно ничего (или интересно только что-то одно; в нынешнее время это, как правило, игры на телефоне).
Почему-то подавляющее число людей в нашей стране уверены, что учителя и школа должны, обязаны детей научить. На самом деле, это невозможно принципиально; нет никакой возможности научить человека чему-то, если он сам не пытается научиться. Обучение должно не снаружи сваливаться на человека откуда-то сверху, а идти у него изнутри. Хороший, интересный учитель может заинтересовать своим предметом, но научить того, кому не интересно и не хочется ничего, нет шансов ни у какого учителя.
С воспитанием еще сложнее. Но ситуация примерно такая же, что и с обучением: огромное число людей считает, что кто-то должен воспитать ребенка, и это не родители (а детский сад, или школа). Многие современные российские родители с возмущением заявляют, что им не платят за воспитание детей, и поэтому воспитывать собственного ребенка они просто не собираются. Из-за этого мы получаем огромное количество абсолютно невоспитанных (то есть совершенно неуправляемых, эмоционально ущербных, безнравственных, не знающих ценностей, не понимающих поведенческих оценок) детей. И на самом деле надо радоваться тому, что все они плохо учатся и из-за отсутствия воспитания не способны (или не понимают необходимости) учиться хорошо. Потому что гораздо хуже необразованного человека человек образованный, но не воспитанный. Даже не важно воспитан неуч или нет – он не способен на осознанные и системные, продолжительные и целенаправленные действия, поэтому существенной опасности не представляет (для общества, тогда как для себя он весьма опасен, но такого не жалко). А вот невоспитанный умник может додуматься до очень многого, использовать в своих целях других, очень изощренно манипулировать людьми и при этом не знать никаких преград и сомнений в своей бурной деятельности. Такой как раз легко может специально творить зло, и это очень страшно и опасно.
Тезис 3:Школа необходима не столько для получения знаний, сколько для социализации, «прокачивания» социальных и интеллектуальных умений и навыков. Задача школы – не столько научить учебным предметам (потому что только ученик может научиться сам), учить взаимодействовать с другими людьми, показывать мир с разных сторон и помогать человеку включить свою личность и начать развивать её.
А задача школьников – не столько научиться чему-то конкретному (конкретные массовые знания и умения ценятся всё меньше), сколько как можно больше развить себя по самым разным направлениям, прокачать свой мозг, установить круг общения, получить самые общие представления о мире, найти свои жизненные интересы, заложить фундамент будущей взрослой жизни. Школе и учителям школьник, в общем, ничего не обязан, зато он обязан себе (но обязательства самому себе не понимают даже многие взрослые). Поэтому и нужно учить стихи, изучать иностранные языки, решать задачи по математике, запоминать даты и списки правителей, писать сочинения, заводить знакомства, участвовать во внеклассной работе – всё это, если не напрямую, то опосредованно развивает мозг в частности и личность в целом.
Наша школа уже давно требует только хороших оценок, а все остальное считает лишним и даже вредным. Подобный подход, конечно, продуктивным не является. В итоге те, кто приспособился к требованиям школы и учился хорошо, не имеют никаких представлений о мире за пределами школы. У таких людей прокачаны определенные возможности, но они не имеют представления, куда их прилагать. А те, кто к школе не приспособился и учился не лучшим образом, зачастую имеют большие и глубокие представления о жизни, и могли бы достичь существенных результатов. Но они самого начала не привыкли бороться за достижения (или быстро поняли, что это не для них), не смогли нормально сдавать экзамены и получать хорошее профессиональное образование, разочаровались в образовании, науке и людях вообще. И, что самое плохое, они не смогли прокачать навыки достижения рабочего успеха, сопротивления возникающим неожиданностям и трудностям, без которых в жизни пропадешь.
Исходя из всего этого, я готов заявить: школа должна давать базовый уровень знаний, умений и навыков по максимально возможному множеству предметов. Но вводить предметы нужно постепенно, не обрушивая на школьников поток новых предметов, как сейчас происходит при переходе из начальной школы в среднюю. Углубленное же изучение предметов нужно перенести в специализированные классы и школы; для нормальной жизни нормальному человеку вполне хватит базовых представлений (но только если эти представления усвоены и правильно поняты). Критерий усвоения материала, конечно, не текущая, не четвертная и не годовая оценка, а возможность вспомнить материал через тот или иной временной промежуток (и не без обращения к записям, учебникам). Кроме того, школа должна позитивно (или нейтрально) относиться ко всему, что в школьную программу не входит (если это не является запрещенным и преступным).
Увидевший в школе всю широту мира человек, обладая уже каким-то знанием, эдакой грунтовкой, сам решит, что ему интересно, нужно, во что он будет погружаться. А как только ему станет интересно – он научится и без всякой школы (о чем уже было сказано в самом начале заметки). Если же у человека базового уровня знаний нет, то и шансов, что ему станет интересно, тоже нет. Чтобы у человека был этот базовый уровень, он должен взять его сам; школа и семья могут ему в этом помочь. Но нельзя требовать от школы (или от кого угодно еще) вложить в человека что-то в человека против его воли, потому что такое вкладывание принципиально невозможно.