Ошибка Николая Первого – действия властей, являющиеся неадекватно высоким и откровенно показательным возмездием за правонарушение, которое, зачастую, не тяжелее мелкого хулиганства. В итоге из мелкого дела, которое нужно быстро и спокойно решить, раздувается грандиозный процесс государственного уровня. Почему-то российские власти довольно часто попадают в подобную ситуацию. Как следствие, о нарушителях узнает вся страна (и им создается очень мощная и скандальная реклама, чем многие в последнее время охотно пользуются), а также они взывают сочувствие у значительного процента населения из-за национальной привычки жалеть пострадавших (и почти любой осужденный видится таким пострадавшим, даже если он бесспорно виноват).
Явление названо в честь и память большой политической ошибки, с которого началось царствование Николая Первого в 1825 году.
Тогда 14 декабря (26 декабря по новому стилю) произошло восстание декабристов. Восстание подавили, провели следствие и, исходя из действовавших законов, вынесли решение. В соответствии законами того времени (и воинским уставом, так как почти все участники были военными) к смертной казни были приговорены практически все участники, и можно было без разговоров казнить их всех. Но почти всем, за исключением пятерых, смертная казнь была заменена на каторгу и ссылку в отдаленные части страны. Кроме того, все были лишены военных званий, титулов и чинов, что уже колоссальное наказание (особенно в те времена).
На деле же не следовало казнить вообще никого. Сторонники помилования всех говорили: «Насколько бы эти плохи ни были, из них потом икону сделают те, кто гораздо хуже них». Так и случилось! Для всех последующих революционных групп, которые были куда радикальнее, декабристы были образцом. В Советском союзе казненных декабристов вообще объявили героями! (Хотя там объявляли героями всех, кто выступал против царского режима, в том числе откровенных бандитов, но были беспощадны ко всем, кто хоть немного был против советской власти). А дополнительно можно вспомнить, что именно низкого, а не высокого вида казни – повешенья, а не расстрела – Николаю Первому впоследствии не простили многие.
И было это практически 200 лет назад.
Казалось бы, за два столетия можно и нужно было чему-то научиться, сделать какие-то выводы, понять психологию народных масс и научиться понимать последствия своих действий. Тем более что в стране сменилось как минимум две общественно-политических системы. Но почему-то с тех пор российские власти раз за разом оказываются в подобной ситуации и совершают точно такие же ошибки! То есть набрасываются на неумных хулиганов, не представляющих реальной угрозы, или на эксцентричных выскочек, или на тихих представителей неакадемического творчества, или на политических оппонентов, которые не до конца знают, чего именно хотят, и наказывают их с показательно повышенной жестокостью.
Подобное случалось много раз. Например, с «Бульдозерной выставкой», получившей широчайшую известность именно за то, что ее с таким грохотом разогнали. Если бы выставке дали пройти тихо и мирно, то никто бы вообще не обратил внимания на каких-то странных художников с их непривычными для обычного зрителя картинками, которые массовому советскому зрителю вряд ли были бы интересны. Но выставку разогнали, и именно из-за этого многие восприняли художников, во-первых, как борцов с режимом, а во-вторых, как невинных мучеников, которым стоит посочувствовать, которых стоит поддержать.
Точно так же произошло с «панк-молебном» в Храме Христа Спасителя. Вместо того чтобы быстро и тихо (хотя и открыто) осудить девочек за хулиганство, их засуживали очень долго и ярко-показательно. И это создало обыкновенным мелким (и бессмысленным) хулиганкам такую рекламу и славу, что если раньше про них не знал вообще никто, то потом не осталось людей, которые про них не слышали! И не надо говорить о том, что бы с ними сделали, устрой они такое в мечети на Кавказе. Во-первых, это выставляет мусульман дикими средневековыми варварами-головорезами; а во-вторых, указывает на наиболее неблагополучный регион страны.
Точно так же, видимо, происходит в ситуации с Навальным. Вместо того чтобы отпустить его на все четыре стороны (как в итоге произошло с Ходорковским), его громко и показательно судят и сажают, что только создает ему рекламу и расширяет круг сочувствующих ему. При этом власти заявляют, что Навальный и его команда никакой угрозы самим властям не представляют, никакой политической силой не обладают, никакой общественной роли не играют; но параллельно начинают преследование буквально всех, кто был с ним связан. Зачем так делать, если нет никакой угрозы? Так можно создать себе врагов и оппонентов на пустом месте…
И, вероятно, можно привести еще много примеров подобного поведения властей. Но почему власти ведут себя так? – И рекламу своим оппонентам (если оппонентам) создают, и собственную репутацию портят. У меня есть три варианта ответа на этот вопрос.
Вариант первый: чтобы все остальные боялись. Когда все боятся, то и управлять этими запуганными легко. А самый большой страх российских властей во все времена – страх потери управляемости огромными территориями и народными массами (не столь уж на самом деле большими). Когда все запуганы и легко управляются – тогда, кажется, все станут сидеть спокойно, не будет социальных взрывов, поэтому властям будет легко и спокойно держать ситуацию под контролем. Но это значит, что люди сами по себе не могут себя контролировать, и чуть что готовы взорвать ситуацию. Страшно жить в стране, населенной такими людьми, и в таком взрывном и непредсказуемом, почти не управляемом социуме ничего хорошего не будет.
Вариант второй (и самый грустный): по глупости. Как известно, глупость предела не имеет, и ей посвящена масса афоризмов. Среди них: «Миром все-таки правит не тайная ложа, а явная лажа»; «История учит нас только тому, что мы ничему не учимся из истории»; «Не нужно объяснять злонамеренностью то, что вполне может быть объяснено глупостью». Вот и ошибки Николая Первого совершаются только во благо из самых лучших побуждений, с самым серьезным видом, с ожиданием определенных последствий. Но почему-то последствия наступают совершенно другие, и лучшие побуждения начинают считаться худшими, и ситуация идет не на пользу системе, а во вред. Это возможно, когда кто-то что-то недосмотрел, недооценил, не учёл…
Вариант третий: подобные вещи, по крайней мере, в наше время, делаются для того, чтобы отвлечь внимание от других проблем. Как известно, если проблему не решать, есть определенная вероятность, что она рассосется сама. Если не обращать на проблему внимание масс, есть значительная вероятность, что её не заметят. А чтобы на проблему не обратили внимания, нужно придумать что-то острое и серьезное – вот и возникают показательные дела. Кроме того, таким образом можно указать на «врагов», объявить их внесистемными и внешними (что намного лучше внутреннего и системного врага).
Какой из вариантов правильный сказать трудно. Возможно, в разных ситуациях правильными являются разные варианты. И, судя по тому, как в России меняется многое, но сохраняется примерно один и тот же стиль управления, и этот стиль практически не зависит от системы и лично руководителя, ошибки Николая Первого и дальше будут совершаться.