Найти тему
Ирина Можаева

"Защита Лужина" В.В. Набокова как романтическое произведение. Часть IV. Домой!

И вот решающий матч. "Войдя, он сразу почувствовал полноту жизни, покой, ясность, уверенность". Что еще нужно для победы? Хоть Турати "не пустил в ход своего громкого дебюта, и защита, выработанная Лужиным, пропала даром", герой лишь "мельком пожалел о напрасной своей работе" и даже обрадовался: "так выходило свободнее". Эта полнозвучная симфония поиска, азарта и озарений - "музыкальная буря" приведена мной во II-й части данной статьи.
Но вдруг мысль Лужина "
поникла от еще никогда не испытанной усталости", и "на шахматную доску, где была только что вся его жизнь, хищно накинулись какие-то люди", а затем фигуры были быстро убраны "в маленький гроб".
-
Кончено, - сказал Лужин.
- Идите домой!
Услышав голос, он улыбнулся:
- Домой!
Главное - добраться до леса, а уж там он легко найдет тропинку. Ту самую, по которой бежал, улизнув со станции, куда его привезли на автомобиле родители, чтобы ехать в город.
И сейчас был автомобиль: его доставили к невесте. Но это уже неважно, потому что Лужин вернулся в ДОМ. И вот "
по истечении многих темных веков... опять зародился свет". В нем "блестела мелкая, желтая листва... видение наполнилось жизнью... поползли пятна по стволу, колыхнулась зеленая лапа..."
-
По-видимому, я попал домой, - в раздумии проговорил Лужин.

Оказывается, самое прекрасное и нужное на свете - дом. Его дали ребенку родители. Окружили заботой, комфортом. Дарили радости. Он бывал чем-то недоволен, сердился и не осознавал тогда, какое счастье - быть дома. Просто был мал. А сейчас вдруг понял:
"Дошкольное, дошахматное детство, о котором он прежде никогда не думал, отстраняя его с легким содроганием, чтобы не найти в нем дремлющих ужасов, унизительных обид, оказывалось ныне удивительно безопасным местом..." Где же всё это теперь? И можно ли туда вернуться? Конечно, ведь "свет детства непосредственно соединялся с нынешним светом, выливался в образ его невесты". Лужин проснулся в раю! И даже прекрасная Ева тут: что-то "трепетное, неуловимое"...
Но кто этот "
обворожительный бородач" с "влажными, нежными глазами"? Неужели сам Господь? Однако почему он так похож на "мужика с мельницы", стащившего малыша с чердака и вручившего его родителям? Тогда бегство не удалось, Лужина отправили в школу, а лицо "с черной курчавой бородой" стало являться ему в детских кошмарах. Ну, как лицо адвоката Коппелиуса несчастному Натанаэлю - герою новеллы Э.-Т.-А. Гофмана "Песочный человек".

Психиатр с "
черной ассирийской бородой" потихоньку возвращал Лужина в мир реальный. Он осваивал его, как ребенок, учась рисовать пирамиды и конусы, забавляясь пишущей машинкой, даже женился! Весной предстояло свадебное путешествие.
Но Лужин "
вернулся в жизнь не с той стороны, откуда вышел". И однажды "вдруг, с грохотом обрушившейся стены, появился Турати, турнир" и все предыдущие турниры... "Зашевелившиеся было шахматные фигуры" удалось тогда "положить обратно в ящик", и Лужин "давал себя укачивать, баловать, щекотать, принимал с зажмуренной душой ласковую жизнь, обволакивавшую его со всех сторон", но "ощущение странной пустоты" уже не покидало героя.

Его не смогла победить даже жена! Кто же она, не имеющая в романе имени? Они познакомились летом, он месяц как потерял отца и "
почувствовал успокоение и гордость, что вот с ним говорит, занимается им, улыбается ему настоящий, живой человек". А ее сразу потянула к нему "трудноопределимая прелесть", и сразу "слишком много места занял" в ее жизни этот "угрюмый, небывалый, таинственный человек, самый привлекательный из всех ей известных". А его голова, "большая, тяжелая, - драгоценный аппарат со сложным, таинственным механизмом".
Ох уж эти "
механизмы"! Р. Декарт представлял себе животных в виде простых автоматов. У них нет души, поэтому они не испытывают эмоций. Ж. Ламетри не соглашался, утверждая, что и животные, и люди созданы природой из одной и той же "глины", а человек - самозаводящаяся машина, словно искусно сконструированные часы или клавесин. Возникла мода на создание таких человекоподобных автоматов. В прекрасную Олимпию - изощренное творение дьявольски мастеровитых подельников - влюбился вышеупомянутый Натанаэль.

Засыпая, жена не могла освободиться от "
проплывавшего в мозгу" слова "партия": "хорошая партия", "найти себе хорошую партию", "недоигранная, прерванная партия"... Она вступила с ним в поединок, чтобы выиграть эту "партию" - и для него, и для себя.
"
Мой бедный Лужин, - говорила она... И Лужин щекой терся об ее плечо, и она смутно думала, что, вероятно, бывают еще блаженства, кроме блаженства сострадания, но что до этого ей нет дела. Единственной ее заботой в жизни было ежеминутное старание возбуждать в Лужине любопытство к вещам, поддерживать его голову над темной водой, чтоб он мог спокойно дышать".
А тем временем незаметно намечалось "
последовательное повторение известной ему схемы": усадьба, город, школа, даже петербургская тетя. А потом комната, где лишь мужчина и ребенок, телефон и ШАХМАТЫ! И он почувствовал, как "что-то подготовляется, ползет, развивается, и он не властен прекратить движение".

-2