В чём проблема современных детей, идущих в детские сады и школы, которые не могут справиться с простейшими задачами и совершенно не умеют себя вести? Проблема в том, что они сталкиваются с совершенно непривычной для них деятельностью. Эти дети привыкли сидеть в телефоне и управляются с ним отлично, но мира за пределами телефона они практически не видели. Если ребенок за все детство не выучил ни одного стихотворения, ни разу ни взял в руки карандаш, не был отведен родителями за руку из опасного и не соответствующего его возрасту места, не столкнулся с какими-то ограничениями или необходимостью что-либо сделать руками – требования не только школы, но даже детского сада будут для него абсолютно невыполнимы. Просто потому, что его мозг и тело не привыкли к требуемой деятельности.
Родители современных детей почему-то уверены, что детский сад и школа легко возьмут и научат их детей всему необходимому. На самом же деле человека нельзя научить практически ничему, если у него нет желания этому научиться. Поэтому говорят, что когда человек хочет, он научится и без посторонней помощи. Но дети, не привыкшие ничего делать и прикладывать к деятельности какие-либо усилия, совершенно естественным образом учиться не хотят. А помочь научиться невозможно, если у ребенка до этого не было хотя бы минимального уровня домашней подготовки. С воспитанием точно такая же ситуация: если ребенку с раннего детства в семье не ставили никаких ограничений, не помогали учиться выбирать, не объясняли разницу между хорошим и плохим, вообще не разговаривали с ребенком и не особо его замечали, то никакие детские сады и школы уже не смогут его воспитать, и в итоге получится не человек, а катастрофа!
У родителей и раньше не было времени на орущих, плачущих, мешающих и задающих вопросы детей. Но раньше ребенка все-таки успокаивали словами. Теперь достаточно молча сунуть ему телефон, и ребенку больше ничего не надо. Думается, нынешняя массовая неразвитость речи происходит не от дефектов психики, а от того, что родители никогда толком не говорили с ребенком. И у многих современных детей «дефекты» не врожденные (как принято считать), а следствие их запущенности родителями на ранних стадиях их развития. Исправить эту запущенность в возрасте после 5 лет вряд ли возможно, и мы уже получаем катастрофически запущенное поколение, которое не будет способно ни на что (по крайней мере, созидательное).
Дети в этом не виноваты; они, скорее, заложники ситуации. Виноваты ли родители? Виноваты, но не абсолютно. Потому что родители нынешнего поколения детей сами были в подобной ситуации, не замечались собственными родителями, от которых они сами практически ничего не получили; поэтому они ничего не могут дать своим детям. Всё это началось давно; и многие советские дети так же, как сейчас практически не видели родителей, занятых работой; ныне эта ситуация ещё больше усугубилась. Кроме того, в Советском союзе почему-то вся забота о детях сваливалась на матерей, тогда как многие отцы детьми не занимались в принципе. Сейчас, правда, идут разговоры о том, что эта ситуация постепенно выправляется, и отцы начинают принимать участие в выращивании детей.
Некоторые родители, которые не могут справиться со своими детьми, ведут детей к психологам и прочим специалистам. Честные специалисты смотрят ребенка, смотрят родителей (если родители это позволяют, и не убегают сразу), и говорят, что, прежде всего, нужно заняться родителями. Большинство родителей на это обижаются и идут искать другого специалиста, который будет заниматься не ими, а ребенком. Если такой специалист находится, то никакого толку занятия не приносят по двум причинам. Во-первых, проблемы ребенка не столько в нём самом, сколько в его родителях. Во-вторых, такой специалист, как правило, нечестный, и он думает о своей выгоде, а не о помощи ребенку.
Другие родители думают, что проблемы ребенка в переходном возрасте, и со временем все наладится. А пока ещё не наладилось – нужно или быть с ребёнком построже (скорее всего, «ещё строже») или пустить всё на самотёк. Строгость, естественно, вызывает протест и приводит только к усугублению проблем. А с самотёком – как повезёт; в некоторых случаях он приводит к катастрофе раньше строгости (когда не представляющий своих прав и обязанностей ребенок совершает что-то совсем жуткое). В других случаях ребенок действительно вырастает и умнеет, но только если родители что-то в него заложили.
Третий тип родителей вообще не замечает своего ребенка. Кто-то ограничивается минимальным обеспечением потребностей ребенка в питании и вещах, а кто-то даже этого не делает. Ведущие себя таким образом родители или очень заняты работой (и, как правило, считаются в обществе приличными людьми), или являются маргиналами и совершенно асоциальными личностями. Пусть такие потом не удивляются запущенному ребенку и его проблемам, если работа или зависимости были им дороже или важнее ребенка.
В итоге уже выросло и родило собственных детей поколение, которое было заброшено своими родителями и ничего от них не получило. Следовательно, оно ничего не смогло дать собственным детям, которые уже вошли в подростковый возраст, и скоро сами начнут становиться родителями. Естественно, с годами и новыми поколениями ситуация будет только ухудшаться: не получившие ничего от родителей дети ничего не смогут давать ни друг другу, ни собственным детям, ни своей работе, ни своей стране. Так недалеко и до полного крушения государства и культуры.
Есть ли выход из нынешней ситуации? Велика вероятность того, что выхода нет! Потому что невозможно ни заставить людей моментально и кардинально изменить образ мысли, отношение жизни и к окружающим; ни компенсировать психологические травмы; ни испытывать и проявлять те чувства, которых эти люди не знают. Из-за всего этого наше будущее находится под очень большим вопросом. Виноваты в этом, естественно, не внешние враги, мечтающие нас уничтожить, а мы сами на протяжении многих поколений. То есть виноваты, как система, давившая сверху, так и люди, привыкшие к пустой жизни и ничего не дающие снизу.
Таким образом, нельзя сказать, что нет проблемных детей, а есть проблемные родители. Но можно сказать иначе: если есть проблемный ребенок, виноваты в этом не дурной характер ребёнка, не плохая компания, не учителя и воспитатели (которые не нашли подхода), а исключительно его родители, которые, как правило, не менее проблемные, чем сам ребенок.