Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Золотой теленок" (СССР, 1968) и "Заноза" (СССР, 1957): разные мнения

Заноза. СССР, 1957. Режиссер Николай Санишвили. Сценаристы Александр Витензон, Николоз Санишвили. Актеры: Лейла Абашидзе, Тенгиз Мушкудиани, Георгий Гегечкори, Марина Тбилели, Акакий Кванталиани, Жужуна Дугладзе и др. 29,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Николай Санишвили (1902–1996) поставил два десятка полнометражных игровых фильмов, шесть из которых («Заноза», «Прерванная песня», «Судьба женщины», «Куклы смеются», «Закон гор», «Встреча в горах») вошли в тысячу самых популярных советских фильмов.

Сейчас практически невозможно себе представить, чтобы грузинский фильм вызывал массовый интерес российской публики, но в 1950–х – 1960–х годах это не было редкостью. И музыкальная комедия «Заноза» – с тогдашней грузинской суперзвездой Лейлой Абашидзе – яркий тому пример.

И это притом, что советская кинопресса отнеслась к «Занозе» без восторга, отмечая, что «то, что есть в ней от веселого зрелища, настраивает снисходительно. И все же трудно отделаться от чувства досады: как много возможностей упущено авторами! … Бесконечное переспрашивание возникает не потому, что музыкальная комедия вдруг оказалась населенной тугоухими людьми. Нет, это наивная хитрость автора, который сам не верит в выразительность реплик… По всему этому «Заноза» не может похвастаться успехом у взыскательного зрителя» (Фомин, 1957: 74-76).

Однако этот фильм многие зрители вспоминают и сегодня:

«Очень люблю этот фильм, смотрю с большим удовольствием. А какая музыка, песни так за душу берут. И сама Лия в исполнения моей любимой актрисы! От неё прямо излучает чистая любовь, она просто обворожительная. Побольше бы таких актрис и фильмов, тогда и мир будет лучше» (В. Шумакова).

«Очень симпатичный фильм. И дело не только в отличной игре Лейлы Абашидзе. Прекрасные панорамы Тбилиси, замечательная музыка... В общем, все в "Занозе" сделано на высоком уровне» (Леонид).

«Этот фильм посмотрела в детстве и сразу же полюбила его! И сейчас он смотрится легко и весело, очень много положительных эмоций! Когда грустно, нужно смотреть такие замечательны фильмы, и сразу станет светло в душе, тепло и радостно!» (Мария).

«Одна из моих самых любимых комедий! И музыка, и игра актеров, и очаровательная главная героиня – все замечательно. Одним словом – шедевр!» (Мирьям).

«Красивая, стильная мелодрама в лучших голливудских традициях. Гордые и свободные люди, прекрасная природа. Золотой век Грузии» (Олег).

«Какой красивый фильм! Какие лица, какие костюмы, какие виды, краски!» (Ифери).

«Комедия старая, но я иногда ее смотрю, скачав в интернете, так люблю старые фильмы» (Анис).

«Производственная тема в фильме является лишь ярким фоном, на котором разворачивается история первой любви главной героини. … Песни являются органичной частью картины, усиливая эмоциональную глубину переживаний Лии. Милый, наивный, замечательный фильм» (Фридмон).

«Мне нравятся старые лирические фильмы, особенно с симпатичными актерами, отдыхаешь душой, советское кино все-таки звало людей к лучшим чувствам и к вере в светлое будущее» (Ефрем).

Киновед Александр Федоров

-2

Золотой теленок. СССР, 1968/1969. Режиссер и сценарист Михаил Швейцер (по одноименному роману И. Ильфа и Е. Петрова). Актеры: Сергей Юрский, Леонид Куравлёв, Зиновий Гердт, Евгений Евстигнеев, Светлана Старикова и др. 29,3 млн. зрителей за первый год демонстрации (в пересчете на одну серию).

Режиссер Михаил Швейцер (1920–2000) поставил 16 фильмов, пять из которых («Кортик», «Чужая родня», «Мичман Панин», «Воскресение», «Золотой теленок») вошли в число самых кассовых советских кинолент, и запомнился зрителям, конечно же, по экранизациям литературной классики («Воскресение», «Золотой теленок», «Карусель», «Смешные люди», «Маленькие трагедии», «Мертвые души», «Крейцерова соната»).

В год выхода «Золотого теленка» в прокат мнения о нем советских кинокритиков разделились.

К примеру, Борис Галанов (1914–2000), конечно же, ещё не мог предположить, что грустная комедия М. Швейцера «Золотой теленок» заслуженно станет своего рода «культовым фильмом» наших дней, да и, думается, так и не понял глубины этой блестящей работы. Потому и сетовал, что (в отличие от одноименной книги И. Ильфа и Е. Петрова) «на экране смех если и не совсем исчез, то все же потускнел, так что крушение Остапа обернулось чуть лине драмой. И сам Остап, как лицо драматическое, обрел некую значительность. … Досадно было бы увидеть экранного Остапа грубей, прощу и примитивней, чем в романе. А с другой стороны, стоит ли представлять «великого комбинатора» интеллигентом, интеллектуалом, человеком с извечной грустинкой в глазах?» (Галанов, 1969: 105).

В этом контексте кинокритики Михаил Долинский и Семен Черток (1931–2006) дали Б. Галанову четкий и аргументированный ответ, подчеркнув, что фильм «Золотой теленок» представил «Бендера незаурядным, талантливым человеком, находящимся в разладе со временем и выбравшим такой путь, может быть, как раз из–за этого разлада. … Терпит крах незаурядный человек. Так ли это смешно? И не прав ли Михаил Швейцер, который, пожертвовав некоторой долей веселья, отказавшись от многих выигрышных ситуаций, создал фильм, не только оснащенный остроумием, но и проникнутый печалью» (Долинский, Черток, 1969: 109).

На мой взгляд, вполне резонно писал о «Золотом теленке» кинокритик Александр Свободин (1922–1999): «Много мотивов извлекается из этого фильма, но возвращусь к тому, с чего начал: у него драматическая судьба, и дискуссии вокруг него естественны. Не берусь судить — слишком ли большой столб философского воздуха давит на плечи кинематографического Бендера или сложность режиссерской постройки не отвечает таинственным, но обязательным законам кинематографической занимательности, но реакция обычного зрителя в обычных зрительных залах показывает, что что–то препятствует, что–то тормозит простой и стремительный контакт экрана и публики, иные мотивы фильма вязнут в его строительном растворе. Между тем такое уж это искусство — кинематограф: недостаток занимательности публика не простит и киноевангелию Христа, а тем паче жизнеописанию Остапа. «Ильф и Петров написали очень смешную и очень серьезную книгу», — сказал Швейцер. Картина получилась не очень смешная, скорее грустная. Что ж, повеселимся в другой раз...» (Свободин, 1968: 35).

Среди 1,5 тысяч зрительских отзывов на комедию М. Швейцера «Золотой теленок», размещенных на портале «Кино–театр.ру», как правило, можно обнаружить полярные точки зрения:

«До сих пор считаю этот фильм лучшей экранизацией Ильфа и Петрова, а Сергея Юрского – лучшим Бендером всех времен и народов. … Когда–то критика предъявляла фильму претензии – не смешно, мол, слишком грустно. Но Швейцер прочитал роман по–своему, увидев в нем не просто собрание гомерически смешных шуток, а трагикомедию, куда более грустную, чем смешную» (Б. Нежданов).

«Лучшая экранизация Ильфа и Петрова! Пересмтриваю всегда!» (Иван).

«Фильм Швейцера не слабый. Он – провальный. Из литературы Ильфа и Петрова кинотворцы слепили такую скуку, надо было ж суметь!» (Л. Голубев).

Киновед Александр Федоров