Прошло почти два месяца, как я написала статью «Современное воспитание пропагандирует вседозволенность и безответственность. Серьёзно?». И за это время я получила разные комментарии. В одном из них меня попросили ответить на следующие вопросы:
- Как это — наказание без насилия?
- Надо или не надо наказывать, за что, когда и как?
- Какие правила и роль наказания в воспитании?
- Какие правила и роль поощрения в воспитании?
Каждый из этих вопросов заслуживает отдельной статьи, ведь смешать всё в один текст значило бы сильно упростить ответ. А в вопросах воспитания и в целом в психологии упрощение ведёт к возникновению множества ошибок и проблем, ведь каждый случай индивидуален.
Ну что, начнём с начала и разберём принципиальные различия наказания и насилия в вопросах воспитания и виды насилия.
Часто людей может пугать или настораживать призыв психологов исключить насилие как воспитательную меру. Может показаться, что тогда это приведёт к вседозволенности, панибратству или чему похуже. Но убрать насилие не равно убрать наказания.
Что такое насилие с точки зрения психологии?
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет насилие так:
Насилие — это преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное на себя или иное лицо, или группу лиц, которое влечет или с большой вероятностью может повлечь нанесение телесных повреждений, психологической травмы, смерть, отклонения в развитии или другой ущерб.
Часто мы думаем, что насилие ограничивается физическими проявлениями, но это далеко не так. Под определение насилия попадают следующие виды:
- Физическое насилие
- Психологическое насилие
- Эмоциональное насилие
- Экономическое насилие
- Сексуализированное насилие
В статье я рассмотрю те пункты, которые, на мой взгляд, являются самыми распространёнными в контексте вопросов воспитания.
Уверена, что они вызовут у кого-то порыв написать что-то из разряда: «Какие все нежные стали», «Нас тоже так воспитывали, выросли же», «А по-другому дети не понимают» и т.д. и т.п. Прежде чем писать такое, вспомните себя ребёнком, с которым когда-то так поступали самые близкие и любимые люди. Как этот ребёнок себя чувствовал? Что хотелось сделать? Возникал ли страх, стыд, чувство вины? Хотелось ли довериться родителям после этого? Было ли чувство безопасности?
Часто защитники насильственных мер забывают, как это быть побитым, униженным, обруганным. Их психика может или вычеркнуть эти события из памяти, или подкинуть аргументы, чтобы оправдать жестокие действия взрослых. Ведь признать, что близкие люди причиняли много боли, может быть разрушительно.
Теперь, когда лирическое отступление окончено, перейдём к самим насильственным мерам в воспитании.
Физическое насилие в аспектах воспитания
Изоляция и ограничение действий
Под изоляцией я буду понимать такие условия, при которых ребёнок не может самостоятельно покинуть то место, куда его определили. Допустим, его закрыли в комнате или квартире на ключ, и он не может оттуда уйти.
Под ограничением действия я понимаю такие условия, в которых ребёнок не может свободно перемещаться по пространству. Например, знакомая всем с детства мера — постановка в угол.
Что же не так с этими приёмами?
В первом случае мы оставляем ребёнка один на один с его проблемой. Если подросток ещё может пережить этот факт, то дошкольник будет чувствовать себя отвергнутым. Во втором случаем мы решаем ребёнка необходимого ему движения. Вспомните любого малыша — почти все они настоящие непоседы.
Если вы всё-таки хотите использовать такие методы, помните о главном правиле: лишение должно быть равно возрасту ребёнка. Год = 1 минута, два года = 2 минуты и т.д.
Шлепки, пощёчины, подзатыльники и т.д.
Телесные наказания являются одними из самых популярных во многих культурах. Почему? Эффект мгновенный. Но не потому что ребёнок прозрел, всё понял и больше так не будет. Он просто испугался и хочет скорее это закончить.
Часто ребёнок соглашается с тем, что накосячил, именно по этим двум причинам. Никто не хочет испытывать боль и унижение длительное время.
Сегодня проведено множество исследований, которые показывают губительные последствия телесных наказаний:
- У людей, которые длительное время подвергаются физическому насилию, даже меняются структуры мозга.
- Наблюдаются задержки когнитивного, социального и эмоционального развития, особенно навыков регуляции эмоций и разрешения конфликтов.
- Повышается склонность к участию в домашнем насилии в роли агрессора или потерпевшего.
- Наблюдаются психические нарушения, включая поведенческие и тревожные расстройства, депрессию, ощущение безнадежности, низкую самооценку, попытки самоповреждения и самоубийства, алкогольную и наркотическую зависимость, враждебность и эмоциональную неустойчивость.
Иногда нам так нравятся быстрые результаты, что мы не задумываемся о последствиях на более длительной дистанции.
Психологическое насилие в аспектах воспитания
Крик и вытекающие унижения
В самом крике как в явлении нет ничего страшного. Он нужен человеку, чтобы выпустить пар и совершить эмоциональную разрядку. Проорёшься и жить легче. К тому же крик весьма эффективен как сигнал об опасности. Но вот в воспитательных аспектах к этому методу есть вопросики...
Когда родитель срывается и начинает кричать, он помогает не ребёнку, он помогает себе: помогает себе справиться со сложной для него эмоциональной ситуацией.
Часто крик родителей сопровождается оскорбительными фразами, которые ребёнок вряд ли хотел бы слышать от любящего родителя.
Конечно, все мы люди, и никто не застрахован от такого эмоционального порыва. Важно только после инцидента не делать вид, что ничего не произошло и жить как ни в чём не бывало. Стоит признать ошибку и поговорить об этом с ребёнком.
Игнорирование
Казалось бы — такая ерунда! Подумаешь, поиграем в молчанку. Но по факту это может сильно ранить ребёнка.
Каждый имеет право знать, в чём он провинился, и понимать, как это исправить. Оставлять маленького человека без ответов, не разговаривать с ним — очень жестоко.
Игнорирование относится к психологическому насилию и несёт не меньше вреда, чем насилие физическое.
Манипуляции, шантаж, подкуп
Манипуляции — очень изящный метод в вопросах воспитания. Обычно взрослые переносят этот тип коммуникации на общение с ребёнком, потому что иначе не получается.
Однако разница между взрослым и ребёнком в том, что у взрослого есть хотя бы шанс отличить, где есть манипуляции, а где их нет.
Например,
- Если ты так поступаешь, ты мне не дочь/сын.
- Разве хорошие дети так поступают?
- Если бы не я, ты бы никогда не ____________ (можно поставить любое) и т.д.
Шантаж — это более агрессивные манипуляции, когда ребёнок может потерять чувство безопасности.
Например,
- Если ты сейчас не успокоишься, я уйду из дома.
- Если ты начнёшь помогать мне по дому, отец уйдёт в другую семью.
- Я сейчас оставлю тебя здесь и уйду, если ты не прекратишь истерику.
Подкуп — это менее агрессивная манипуляция, но такая же вредная для воспитания.
Например,
- Если ты сейчас перестанешь плакать, я куплю тебе игрушку.
- Давай ты получишь все пятёрки за четверть, а мы купим тебе ______________.
Несмотря на кажущуюся безобидность этих средств воспитания, все они в перспективе подрывают доверие и здоровую коммуникацию в семье.
Эмоциональное насилие в аспектах воспитания
Вина и стыд
Вина и стыд — два мощных инструмента, которые активно применяются в воспитании.
Виноватить и стыдить можно по-разному:
- Стыдно быть таким/так себя вести.
- Так делают только плохие дети.
- Ты меня позоришь перед всеми.
- Только глупые дети могут так плохо учиться.
Чувства вины и стыда — сложные чувства. И для их рассмотрения нужна отдельная публикация. Если такой запрос будет, обязательно раскрою этот аспект подробнее.
Чрезмерные обвинения и проявление враждебности
Хлёсткие фразочки, унижающие достоинство и личность, также можно отнести к эмоциональному насилию.
Ребёнок, особенно маленький, часто не может ответить родителю тем же. Ведь до определённого возраста родитель — это бог, каким бы он ни был. А родитель в свою очередь активно этим пользуется.
Например,
- Ты свинья, вечно в комнате грязно.
- Ты неблагодарный.
- Ты тупой.
Всё это формирует нестабильную самооценку ребёнка. Часто такой ребёнок становится послушным не потому что он воспитанный, а потому что он боится сделать что-то не так и проявить инициативу.
Одним из главных различий насилия и наказание является то, что наказание должно стимулировать ребёнка обдумать своё поведение и сделать выводы, а применение насилия ставит цель унизить другого, запугать, сделать больно, вызывать чувство вины и стыда.
Насильственные методы часто популярны по причине того, что ребёнок становится послушным очень быстро. Однако в перспективе мы имеем человека с комплексами, проблемами со здоровьем, трудностями в общении, сложностями с пониманием эмоций, нестабильной самооценкой и многим другим.
Конечно ни один человек не застрахован от того, чтобы накричать, поднять руку, нахамить, пристыдить и т.д. Многие действия мы можем совершить на автомате и в состоянии очень сильных эмоций. Вопрос в том, что мы с этим потом будем делать? Сможем ли признать свою слабость перед собой и ребёнком? Сможем ли работать над своими воспитательными приёмами?
А о том, как применять наказания, чтобы в них не было насилия, поговорим в следующий раз.
Что думаете об этой теме?
Дикслеймер: статья носит информационный характер и не является постановкой диагноза или единственным вариантом решения проблемы. Конкретные случаи необходимо разбирать со специалистом.
Если материал кажется вам интересным и полезным, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь. Это поможет другим видеть статьи в рекомендациях и знакомиться с увлекательным миром психологии и педагогики.
Записаться на онлайн-консультацию ко мне можно по почте katerinakozina.psy@gmail.com