Сегодня нам предстоит важный разговор. Это будет та база, без которой вообще нет смысла говорить о воспитании, педагогике и психологии в современном мире. Итак, недавно я получила комментарий на статью про педагогические взгляды Димы Зицера, который подтолкнул меня на написание этого текста. Последние слова комментария звучат так:
Совсем уже одурели от желания якобы свободы, а на самом деле вседозволенности и безответственности.
Да, к взглядам Зицера можно относиться по-разному. Я сама разделяю не все аспекты его методики. Однако в моей статье были выбраны те, которые связаны с умением делать выбор, с уходом от постоянных манипуляций, с адекватной коммуникацией в семье и созданием доверительных отношений. Если для кого-то эти умения равнозначны воспитанию вседозволенности и безответственности, у меня плохие новости.
Давайте начнём с определений из толкового словаря Ожегова, а потом уже перейдём к аргументам и примерам. Итак, свобода — это возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. А вседозволенность — это поведение того, кто в своих поступках чувствует себя свободным от всяких общественно установленных норм и правил. Чувствуете разницу?
Так что же такое свобода в педагогике и психологии и почему это никак не связано со вседозволенностью и безответственностью?
Отсутствие какого-либо насилия
Один из важных аспектов гуманного воспитания основан на исключении насилия из коммуникации с ребёнком. Иногда мне кажется, что именно этот пункт рождает мысль о вседозволенности. Ведь если не бить и не кричать, то дети распояшутся, сядут на шею и точно ничего в этой жизни не поймут.
Я думаю, что это мнение возникает из-за слипания двух разных понятий: насилие и наказание. Когда педагоги и психологи говорят о том, что нельзя физически и эмоционально наказывать ребёнка, некоторые родители как будто слышат только «нельзя наказывать ребёнка». Но это не так.
Наказание является важным фактором развития. Однако оно должно стимулировать ребёнка обдумать своё поведение и сделать выводы, а не унижать, вызывать чувство вины и стыда, злость на родителей и страх ошибок. Поэтому наказания должны присутствовать в воспитании детей, а вот от насилия лучше всё-таки отказаться.
Уважение личности ребёнка
Когда педагоги и психологи говорят о том, что необходимо уважать личность ребёнка, учитывать его интересы и желания, некоторые родители могут возразить: и что нам теперь потакать всем его хотелкам, как будто он центр Вселенной?
Могу предположить, что и здесь люди смешивают понятия уважения личности и поддержание эгоцентризма.
Представьте себя в отношениях с человеком — мужчиной или женщиной, вы этого человека любите, он как будто любит вас. Но вот незадача: он говорит вам, что надеть, куда и когда ходить, с кем и как общаться, что вы сегодня и завтра будете есть, а что будете смотреть. Он не даёт вам право выбора, не интересуется вашими желаниями. Как долго вы будете любить такого партнёра, доверять ему и захотите ли остаться с ним в отношениях?
Это важные вопросы. Когда психологи и педагоги говорят об уважении личности, они не призывают потакать всем желаниям ребёнка. Они призывают относиться к нему как к отдельному человеку со своими потребностями, а не как к вещи, за которую всё давно решили. Ребёнок в таком понимании не центр Вселенной, он ни в коем случае не выше родителей по иерархии.
Учёт психологических и возрастных особенностей
Звучит сложно, но понимание этих самых психологических и возрастных особенностей очень сильно облегчает жизнь мамам и папам. Давайте сразу на примерах.
Пример 1.
Мальчик, 10 лет. Очень активный, не может усидеть на месте, часто переключается от дела к делу. У него громкий голос, он импульсивен и бывает эмоционально нестабилен. Его мама считает мальчика ходячей катастрофой, ведь сама она неэмоциональна, любит стабильность, постоянная активность сына её тревожит.
Кто же в этой ситуации «плохой»? Барабанная дробь.... Тада-да-дам. Никто. Просто ребёнок может быть холериком, а мама флегматиком. Это ни хорошо ни плохо. Просто психологические особенности личности, которые важно понимать и учитывать.
В психологические особенности включают темперамент, характер, способности, волевой, эмоциональный и мотивационный компоненты. Их важно понимать, чтобы не требовать от семейного кроссовера скорости гоночного болида, от лимона сладости клубники. Ну, вы поняли аналогию.
Пример 2.
Девочка, 1 год. Начала капризничать, легко обижаться. Может впасть в истерику. Прям в магазине лечь на пол и орать! Она перестала выполнять просьбы родителей. В общем, пошла по наклонной.
Ключевые слова здесь — начала и перестала. Хотим мы этого или нет, но каждый человек проходит возрастные кризисы развития. В каждом возрасте они проявляются по-разному. Важно то, что они имеют начало и конец. Если ваш ребёнок в год, три, семь, четырнадцать становится «другим человеком», вовсе не значит, что он отбился от рук. Возможно, у него происходят изменения, с которыми он не может справиться в одиночку. И ему очень нужен близкий и надёжный взрослый рядом.
Учёт возрастных особенностей важен и в вопросах знаний и навыков ребёнка. Допустим, нет смысла требовать от ребёнка трёх-пяти лет, чтобы он долгое время сидел смирно. Его волевой компонент ещё не сформирован, как и лобная доля мозга. Ребёнок этого возраста не хулиган и пропащий, он физически не может сидеть на месте без движения.
Наличие адекватных и понятных границ
Границы в свободном воспитании? — а вы точно психолог?
Вернувшись к комментарию в начале статьи, мы можем заметить, что у людей в голове есть какая-то интересная картинка, что свободное воспитание — это хаос без границ и ответственности. Но это не так.
Любой квалифицированный психолог и педагог скажет, что границы и ответственность очень важны в вопросах развития личности. И здесь, как всегда, смешались в кучу люди, кони, границы, запреты, ответственность и исполнительность.
Что же такое границы, если не запреты? У меня есть очень понятная аналогия.
Представьте себе любую игру: настольную, компьютерную или подвижную. Прежде чем начать играть, мы читаем правила. В них обычно сказано, что делать можно, а что нельзя. За нарушение правил есть свои санкции. И о них мы узнаем до начала игры.
Сложно представить игру без правил, не так ли? Как и сложно представить правила игры, которые состоят только из запретов.
Так и границы не сводятся только к запретам. Любому человеку важно понимать, какие у него есть варианты для манёвра. Вспомните свою работу, что если бы ваше начальство дало свод запретов, но не объяснило бы регламент и обязанности?
Когда психологи и педагоги говорят о границах, они имеют в виду все правила игры с акцентом на том, а как можно.
Формирование ответственности
Если вернуться к комментарию, с которого началась эта объёмная статья, можно заметить обвинение, что взгляды и речи психологов и педагогов ведут к воспитанию безответственных личностей.
Однако, когда люди пишут о безответственности, они часто имеют в виду отсутствие исполнительности: не сделать уроки, не собрать рюкзак, опоздать на встречу, не убрать игрушки. В последствии — не выполнять обещания, не сдать вовремя отчёты и т.д.
Но это всё не про ответственность. Если вы хотите, чтобы другой человек выполнил то, что вы ему сказали, вы хотите от него исполнительности.
Так, стоп. А что же такое ответственность? Ответственность — это возможность выбирать способ действия для достижения своих целей и желаний и принимать последствия своих решений. На примере это выглядит так: вы хотите повышения, поэтому берёте на себя ответственность и идёте на курсы, улучшаете свои показатели, говорите о своих карьерных перспективах с начальством и т.д. А если этого не делаете и сидите на попе ровно, вы потом не вините в этом других. И берёте ответственность за полученный результат, каким бы он ни был.
Эта статья получилась ооочень объёмной, поэтому я сразу говорю спасибо всем, кто смог дочитать её до конца. Это та база, которая поможет разобраться в вопросах педагогики и психологии.
Первое, к чему я призываю всех читателей — прежде, чем обвинять психологов и педагогов в их разрушающих взглядах, постарайтесь вникнуть в содержание тех аспектов, о которых вы хотите порассуждать.
Второе, постарайтесь снизить градус категоричности. Свобода в воспитании — это не про вседозволенность и безответственность. Это про адекватные границы, про уважение личности, про отсутствие насилия, но присутствие наказаний, про учёт психологических и возрастных особенностей, про ответственность.
Как вам тема? Узнали что-нибудь новое/интересное?
Дикслеймер: статья носит информационный характер и не является постановкой диагноза или единственным вариантом решения проблемы. Конкретные случаи необходимо разбирать со специалистом.
Если материал кажется вам интересным и полезным, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь. Это поможет другим видеть статьи в рекомендациях и знакомиться с увлекательным миром психологии и педагогики.