Найти в Дзене
Жизнь как мозаика

Как я в 25 лет климакс переживала

Несомненно, одно из самых мерзких ощущений в мире - это внезапный прилив, когда тело вдруг превращается в раскалённую печку. Лицо вдруг обдаёт жаром, будто заглядываешь в духовку с пирогом на режиме "конвекция", дыхание сбивается, куда-то подпрыгивает сердце... И пот. Моментально потеешь. По спине течёт, по лбу ползут мерзкие капли, со стриженого затылка капает за шиворот. А вы в этот момент стоите на кассе в супермаркете и через несколько минут надо идти туда - наружу в околонуля и сырой холодный ветер. - Это климакс, - скажете вы. - Просто приливы, надо потерпеть, это пройдёт. Ну, или попить чего-нибудь, что врач посоветует. - Я знаю, - отвечу я. - что это приливы. Я так живу уже десять лет, с двадцати пяти. Они достались мне в "подарок" после медикаментозного климакса. В двадцать пять лет я чуть было не лишилась обоих яичников. Об этом здесь: Врач, которая вела меня после операции, порекомендовала препарат, снижающий уровень эстрадиола до показателей менопаузы. - У тебя были ма

Конец октября. Примерно 8-10 на градуснике и ветер. У фотографа не выдерживают нервы: "Хоть платок накинь". А я спешу: давай, снимай, пока мне жарко.
Конец октября. Примерно 8-10 на градуснике и ветер. У фотографа не выдерживают нервы: "Хоть платок накинь". А я спешу: давай, снимай, пока мне жарко.

Несомненно, одно из самых мерзких ощущений в мире - это внезапный прилив, когда тело вдруг превращается в раскалённую печку. Лицо вдруг обдаёт жаром, будто заглядываешь в духовку с пирогом на режиме "конвекция", дыхание сбивается, куда-то подпрыгивает сердце... И пот. Моментально потеешь. По спине течёт, по лбу ползут мерзкие капли, со стриженого затылка капает за шиворот.

А вы в этот момент стоите на кассе в супермаркете и через несколько минут надо идти туда - наружу в околонуля и сырой холодный ветер.

- Это климакс, - скажете вы. - Просто приливы, надо потерпеть, это пройдёт. Ну, или попить чего-нибудь, что врач посоветует.

- Я знаю, - отвечу я. - что это приливы. Я так живу уже десять лет, с двадцати пяти. Они достались мне в "подарок" после медикаментозного климакса.

В двадцать пять лет я чуть было не лишилась обоих яичников.

Об этом здесь:

Врач, которая вела меня после операции, порекомендовала препарат, снижающий уровень эстрадиола до показателей менопаузы.

- У тебя были массивные эндометриоидные разрастания по кишечнику, мочевому пузыру, задней стенке матки. И очень большие кисты. Без этого препарата я прогнозирую рецидив с вероятностью 80-90%.

- А с ним?

- 40-50%. Сразу говорю, препарат тяжёлый, вызывает симптомы, сходные с климаксом. Зато гемоглобин хорошо поднимается на фоне аменореи.

(Это да, к концу курса гемоглобин у меня был 131 - больше таких цифр не было никогда).

- Надеюсь, обратимые? - Немного нервно спросила я.

- Да. Вероятность необратимой менопаузы не более пяти процентов.

Я согласилась. Я доверяла врачу. И уже через пару недель прокляла всё.

Меня преследовали приливы. Круглосуточно, часто, отвратительно. На улице март. Плюс пять, плюс семь, а я в майке и шортах разбираю хлам на балконе. А что, комфортная температура для летней одежды. Зато в транспорте и магазинах невыносимо душно и жарко.

Проснуться 3-4 раза за ночь, хватая воздух ртом, менять мокрую до нитки пижаму на сухую? О, да.

Я думала, что это дискомфорт. Пока не наступил май. И жара. Приливы в сорокаградусную жару... Однажды я купила себе в киоске лимонад со льдом. Выпила. А потом отошла в сторону и, воровато оглядываясь, высыпала лёд себе за шиворот.

Вместе с приливами жара пришли приступы, нет, не раздражительности - бешенstва. Когда от какого-то пустяка внутри запускается реактивная турбина немотивированной агреssии. И несчастного студента, не вовремя пришедшего с зачёткой хочется распылить на атомы.

Я отслеживала это, пыталась не срываться на людей: "Это не я, это гормоны. То есть, тьфу, дефицит гормонов. Человек не виноват. Успокойся. Всё пройдёт. Ещё четыре месяца и всё пройдёт... Ещё три месяца - и всё... Ещё два месяца..." - Я считала дни до окончания курса.

Когда-то мне одна парикмахер со смешком сказала:

- Я точно знаю, когда у моих клиенток наступает климакс.

- Откуда?

- А они все просят одну стрижку, я её так и называю "тётявклимаксе": затылок и виски покороче, верх убрать. А если на верх просит ещё и химию, всё. Это уже стрижка "поранапенсию".

Я вспомнила этот разговор, когда меня вдруг стали беsить волосы. И мои, и чужие.

К тому времени я отростала из короткой стрижки. Только-только всё сравнялось в один уровень чуть ниже плеч. Хорошая длина, уже можно собрать. Но! Как же они меня беsили! Особенно нижние волосы. Беsило, как они убираются ща уши, как они касаются шеи. Само ощущение длины на затылке выводило из себя. Каждое утро мне хотелось взять ножницы и обкорнать себя под ноль. И каждый раз я говорила себе: "Подожди, ты же отращиваешь. Обрезать легко, а назад? Через четыре месяца ты себя не простишь... Потерпи, через три месяца ты будешь рада длинным волосам... Ещё два месяца..."

Но своих волос мне оказалось мало - стали беsить длинные распущенные волосы у других женщин. Едешь в маршрутке, заходит симпатичная девушка с волной до пояса, а в голову лезет злоbная мысль: "Распустила паtлы."

Это было очень странно и неприятно замечать за собой. Как будто у меня внутри поселилась zлобная бабка-соседка.

Вдобавок я перестала спать. Пришли ночные пробуждения между часом и тремя ночи. Обратно уснуть удавалось к пяти-шести. А на работу вставать в полседьмого...

Вот так вот просыпаешься в три, лежишь, лежишь, лежишь.... Жарко, прилив, всё бесит. Надо встать. Воды попить. Идёшь на кухню. Хлоп - дверца шкафчика. Бесит! Хлоп - дверца холодильника. Бесит! Вода пролилась мимо стакана - аааа!!! Всё бесит! Машина проехала - блин! Полчетвёртого! Тут люди спят, а они ездят! Хочется высунуться в окно и громко рассказать об этом водителю. Пять часов. Всё. Спать. А, нет, показалось - спать опять не хочется. Поесть? Хлоп - дверца холодильника. Ааа! Да что ж такое?

Я вспоминала доцента с кафедры гистологии. Как на лекциях она вдруг краснела, как рак, начинала обмахиваться папкой. И не дай Бог, было в этот момент ручку уронить или повернуться.

С тех пор я перестала раздражаться на немотивированно агреssивных женщин 40+. Я была в их шкуре. Мне просто повезло, что я сразу осознала "наведённость" негативных эмоций. Но мне было легче, в 25 безосновательность внезапного раздражения легко осознать. Это сейчас, в тридцать шесть я далеко не всегда успеваю сказать себе:

"Стоп. Юпитер, ты гневаешься - значит, ты не прав."

Простая фраза. Как только начинает внутри бурлить и кипеть, надо просто её вспомнить. И порыться в себе: "А что стоит ЗА моим гневом?" Полезный опыт саморефлексии. Всем рекомендую. Иногда дарит удивительные открытия.

Через четыре месяца врач предложила мне продлить курс ещё на пару месяцев.

- Ну, или просто "коки" на полгода. А потом сразу беременеть.

- Да! Полгода. Согласна. Хоть год.

- Может, всё же ещё пару капсул? Всего два месяца. Тогда можно будет беременеть осенью. Малыш будет летний. Зимой на поздних сроках тяжело. И с новорожденным зимой тяжелее.

- Нет, нет, нет! С меня хватит. И так меня ВСЁ БЕSИТ!

Курс препарата прошёл, приливы остались... Постепенно они сошли на нет. (И снова возобновились через несколько лет, правда, уже реже, не каждый день).

Зато я стала потеть и перегреваться от малейших физических усилий. Сначала я списывала это на постоянную спешку, беременность, лишний вес, потом вес ушёл, а потливость осталась.

Вдобавок я теперь совершенно не переношу жару. Плюс тридцать на градуснике - всё. Тепловая smерть моей тушки. И это в регионе, где если летом на градуснике +30, все говорят:

- О, прохладненько стало. Жить можно.

Теперь я тётя с полотенцем, бутылкой замороженной воды и веером в сумке.

Полотенце - чтоб за кустами на детской площадке вытереть мокрую насквозь голову (мокреет, как из душа вышла), бутылка, чтоб приложить к шее или животу. И веер - чтоб хоть чуть-чуть обсохнуть.

Пришёл октябрь, а с ним тёплые куртки. И отопительный сезон в торговых центрах. Мой стиль одежды - всё на застёжках, чтоб снималось и по возможности вмещалось в рюкзак.

Самое противное при этом, что мёрзнуть я не перестала. То есть вариант просто одеваться полегче не подходит. Одеваться надо по погоде, но при этом быть готовой в любой момент скинуть с себя лишние слои. И в любом отапливаемом помещении также моментально раздеваться, иначе всё - режим сауна активирован.

Врач на эти жалобы разводит руками: не повезло. У примерно 3-4% женщин после естественного климакса приливы остаются до конца дней. А тут достаточно грубое вмешательство в тонкие настройки. Что пошло не так? Рецепторы не так реагируют на гормоны? Или центр терморегуляции барахлит...

Раздеться-одеться три-четыре раза за прогулку с ребёнком - норма. Мамы на площадке делают круглые глаза, а мне только и остаётся, что отшучиваться:

- От моих северных предков я взяла непереносимость жары. А от южных - непереносимость холода. Где на земле всегда плюс двадцать? Я туда эмигрирую.

Эта статья написалась легко, после того, как я сегодня всю прогулку с сыном проходила без куртки, томно обмахиваясь рекламкой из супермаркета. Можно считать её ответом на "девушка, вам не холодно? Закаляетесь?" от особо остроумного товарища, который сегодня попался на пути.

Блин, вот же вопрос, что это за сорт мужчин, который клеит женщин с коляской? Не в первый раз сталкиваюсь с попытками познакомиться на прогулках. Что у них в головах?

А это ссылка на предыдущую публикацию. Комментарии под ней ещё интереснее, чем она сама