У автомобилистов есть множество мифов, которые распространяются десятилетиями «от гаража к гаражу» и на интернет-форумах. Существенная масса таких народных советов касается технических жидкостей, в том числе и моторных масел. Например, очень «хорошей» кажется идея самостоятельно проверить качество смазывающих материалов. Темы на этот счёт популярны в интернете, водители их охотно обсуждают и записывают ролики с инструкциями. Тем более сделать это якобы можно подручными средствами или приборами, которые легко купить в Сети. Но имеют ли эти советы хоть какую-то техническую базу или это пустая трата времени и нервов?
Давайте разберëмся, почему не стоит экспериментировать и почему самодеятельность может привести к неприятным последствиям.
Метод 1. Капельные пробы
Как проводится.
Капля моторного масла с щупа попадает на лист бумаги. По её форме исследователь пытается оценить степень выработки смазочного материала, а также наличие в нём посторонних примесей.
В чём ошибка.
Этот тест специалисты относят к группе «полевых». То есть выполненных в условиях, когда невозможно обеспечить чистоту и точность испытаний. А следовательно, оценку масла нельзя считать объективной.
Результат может меняться в зависимости от множества причин: высоты падения капли, температуры масла, уровня влажности на улице или в помещении, условий, срока сушки, толщины, фактуры и плотности бумаги и прочего, включая настроение и предвзятость «эксперта». И если загрязнение масла от сажи, шлаков или охлаждающей жидкости на бумаге ещё можно увидеть, то определить «на глаз» его выработку по следу на ней не получится.
Метод 2. Использование карманного маслоанализатора
Как проводится.
Капля масла наносится на датчик маслоанализатора. Устройство по алгоритмам оценивает качество смазочного материала и даёт рекомендации по его замене.
В чём ошибка.
Сначала пара слов о том, как работают карманные маслоанализаторы по заверениям их производителей. Со временем масло в двигателе накапливает частицы металла и сажи, из-за чего меняются его электропроводность и электрическое сопротивление. Это якобы фиксируют приборы, и на основе этих данных проводится оценка качества масла.
Правда, точность результата зависит от самых разных факторов: настроек прибора, верной последовательности действий при измерении, температурных условий испытания. Независимые исследования в лабораториях показывают, что итоги тестирования масла подобными приборами неоднозначны. Устройство может определять отработанное грязное масло как «идеальное», не реагировать на металлическую стружку или отбраковывать продукт для дизельного ДВС уже после 50-70 часов работы. Так что не рекомендуем делать выводы на основе данных такого прибора.
Метод 3. Заморозка масел
Как проводится.
Последователи этого способа замораживают смазочный материал при отрицательной температуре на улице или в морозилке. Затем смотрят, мутнеет оно или нет, а также оценивают с помощью подручных средств его вязкость и прокачиваемость.
В чём ошибка.
Метод даёт «эффектную картинку», особенно в условиях морозных зим. Но результаты не имеют ничего общего с действительностью, так как процесс такой проверки далёк от особенностей реальной работы масла при холодном запуске ДВС. Заморозив продукт в бутылке и перевернув её, исследователи могут наблюдать только движение материала под действием силы гравитации. Но она в разы меньше сил в моторе автомобиля.
В профессиональных низкотемпературных тестах, проводимых в сертифицированных лабораториях, применяется специализированная аппаратура. Это, в частности, имитаторы холодного пуска и терморегулируемые криостатные камеры, которые могут поддерживать заданную температуру с недостижимой в кустарных условиях точностью.
Свойства моторного масла определяются по его динамической вязкости — оцениваются усилия, необходимые для трения скольжения и прокачки холодного масла в трубопроводе.
Метод 4. Прожигание масла
Как проводится.
При такой проверке масло заливают в колбу или химический стакан и нагревают до температуры не менее 100°C, оценивая качество жидкости по скорости её выгорания и расслоения.
В чём ошибка.
В процессе работы двигателя на моторное масло нередко воздействуют температуры намного выше 100°C. К этому прибавляются постоянно изменяющиеся с высокой скоростью нагрузки давления. С маслом взаимодействуют различные материалы, топливо и продукты его сгорания. Повторить такие условия дома крайне трудно. Почему?
Гаражные исследователи на глаз оценивают результаты длительного кипячения смазочного материала. А на самом деле, воссоздать дома условия технической лаборатории — невозможно. Профессиональные тестирования проводятся на моторных стендах с использованием специального оборудования. Там создаются условия, эквивалентные реальным. Более того, такие испытания строго регламентированы по времени, температуре, присутствию катализатора, единицам измерения и другим параметрам.
Метод 5. Тесты масел на машине трения
Как проводится.
Для этого теста используется простой и довольно точный прибор, имитирующий режимы трения в двигателе. Прибор позволяет регулировать силу трения и фиксировать износ поверхностей. На основании показателей износа и делается вывод о качестве моторного масла.
В чëм ошибка.
Этот метод хорошо подходит для оценки противоизносных присадок в продукте, но функции моторного масла не ограничиваются защитой поверхности механизмов от преждевременного истирания.
Не менее важна, например, вязкость масла. Оно должно оставаться жидким даже при низких температурах, свободно протекать по масляным каналам и защищать детали двигателя от износа и трения. Кроме того, важна комбинация всех моющих, диспергирующих и других присадок в его составе.
Некорректно оценивать качество моторного масла исключительно по его противозадирным и противоизносным свойствам. Нужно выбирать смазочные материалы, отвечающие требованиям руководства по эксплуатации автомобиля.
Для быстрого подбора подходящего моторного масла ЛУКОЙЛ для вашего автомобиля воспользуйтесь нашим специальным сервисом: https://ru.lukoil-shop.com/page/podbor_masla/#/