60. Тема 57. Синтаксис. Словосочетания в предложении.

186 прочитали
Художник Антон Катышев. Изба. Полдень.
Художник Антон Катышев. Изба. Полдень.

Задание 1.

Подготовься работать в тетради. Напиши число, тему.

Чтобы лучше понять строй русской речи, необходимо знать, как связываются слова в предложении.

Задание 2. Рассмотрим словосочетания в предложении.

Если детально рассмотреть предложение, видно, что предложение складывается из главных слов - грамматической основы предложения (подлежащего и сказуемого), несущих основную смысловую информацию, и слов второстепенных - конкретизирующих, уточняющих эту информацию. Все они вместе складываются в словосочетания.

Запиши предложение.

Русская печь всегда была главным местом для большой и дружной семьи в русской избе.

-Найдём главные члены предложения; -от главных членов предложений зададим вопросы к второстепенным членам; -задавая от каждого главного члена вопрос, выясним, к какому главному члену по смыслу относится второстепенный член предложения: к подлежащему, сказуемому или другому второстепенному члену предложения; -выпишем из предложений получившиеся словосочетания.

(Что?) печь, печь (что делала?) была (главные члены предложения).

Печь (какая?) русская. Была (когда?) всегда. Была ( чем?) местом. Местом (каким?) главным. Местом (для кого?) для семьи. Для семьи (какой?) большой и дружной. Была (где?) в избе. В избе (какой?) русской.

Это – словосочетания. Словосочетания - это два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически.

Как мы выделяли словосочетания из предложения?

- Мы находили главное слово и зависимое от него слово. От главного слова можно задать вопрос к зависимому. От зависимого к главному – нет, не получится.

Словосочетание бывают двух типов: сочинительные (когда слова соединены сочинительными союзами) и подчинительные (когда словосочетание состоит из главного слова и зависимого от него слова).

Рассмотрим Таблицу "Типы словосочетаний". Прочитаем.

Задание 1.  Подготовься работать в тетради. Напиши число, тему. Чтобы лучше понять строй русской речи, необходимо знать, как связываются слова в предложении. Задание 2.-2

Понятно, в чём различие сочинительных словосочетаний и подчинительных словосочетаний?

Самая большая часть словосочетаний - ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.

Рассмотрим Таблицу "Виды подчинительных словосочетаний".

Задание 1.  Подготовься работать в тетради. Напиши число, тему. Чтобы лучше понять строй русской речи, необходимо знать, как связываются слова в предложении. Задание 2.-3

ПОДЧИНИТЕЛЬНОЕ словосочетание состоит из главного и зависимого слов. В подчинительном словосочетании одно слово зависит от другого. При этом главным словом может быть и второстепенный член предложения.

Задание 3. Потренируйся в определении словосочетаний и их видов.

-Прочитай слова и словосочетания. Скажи, что является словосочетанием, а что не является словосочетанием и почему.
-Выпиши только словосочетания, письменно задавая вопрос от главного слова к зависимому.
-Определи вид подчинительных словосочетаний (именное, глагольное или наречное?).

Урок, на уроке, начало урока; читал, читает книгу, интересная книга; стремиться к знаниям; восхищаться подвигом; налево от дома, беседа, беседовать с товарищем; посетить музей, в музее, музейный, весьма удачно.

Подумай и попытайся найти ответ на вопрос: как же устанавливается смысловая и грамматическая связь между словами?

Задание 1.  Подготовься работать в тетради. Напиши число, тему. Чтобы лучше понять строй русской речи, необходимо знать, как связываются слова в предложении. Задание 2.-4

Проверь правильность выполненной работы.

Начало (чего?) урока (именное), читает (что?) книгу (глагольное), книга (какая?) интересная (именное), стремиться (к чему?) к знаниям (глагольное), восхищаться (чем?) подвигом (глагольное), налево (от чего?) от дома (наречное), беседовать (с кем?) с товарищем (глагольное), посетить (что?) музей (примыкание), весьма удачно (как?, насколько?) весьма (наречное).

Как же устанавливается смысловая и грамматическая связь между словами?

Рассмотри Таблицу. Это правильный ответ на заданный вопрос.

Задание 1.  Подготовься работать в тетради. Напиши число, тему. Чтобы лучше понять строй русской речи, необходимо знать, как связываются слова в предложении. Задание 2.-5

Видим: смысловая и грамматическая связь между словами устанавливается с помощью: -постановки слов в один и тот же падеж (изменение окончания);
-
изменения окончания и добавления предлога по смыслу;
- без изменения слов, по смысл
у.

Обрати особое внимание!

Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание.

Они образуют главную смысловую и грамматическую основу предложения. Они не зависят друг от друга. Они оба - главные члены предложения, которые несут основную смысловую информацию предложения.

Задание 4. Потренируйся в установлении смысловой и грамматической связи.

- Прочитай, запиши, устанавливая грамматическую связь, чтобы появилось понятное по смыслу словосочетание.

Пример. Дождливая, вечер – дождливый вечер.

Дождливая, вечер. Ясный, утро. Первый, к, звонку. Возвратиться, школа. Заглянуть, мастерская. Встретиться, товарищи.

Задание 1.  Подготовься работать в тетради. Напиши число, тему. Чтобы лучше понять строй русской речи, необходимо знать, как связываются слова в предложении. Задание 2.-6

Проверь правильность выполненной работы.

Дождливый вечер. Ясное утро. К первому звонку. Возвратиться из школы. Заглянуть в мастерскую. Встретиться с товарищами.

Задание 5. Какие бывают виды связи в подчинительных словосочетаниях.

Рассмотрим Таблицу.

Задание 1.  Подготовься работать в тетради. Напиши число, тему. Чтобы лучше понять строй русской речи, необходимо знать, как связываются слова в предложении. Задание 2.-7

Задание 6. Потренируйся в определении видов связи слов в подчинительных словосочетаниях.

Упражнение.

Спиши словосочетания, в скобках запиши тип, вид каждого словосочетания и вид связи слов в подчинительных словосочетаниях.

Пример: объединить усилия (глагольное, примыкание);

Объединить усилия; окрестности Москвы; деревья и кустарники; яркий свет; быть на выставке; читать быстро; весело смеяться; грозовая туча; радуясь встрече; бегущий по дороге; тепло, но пасмурно; трёх человек.

Задание 1.  Подготовься работать в тетради. Напиши число, тему. Чтобы лучше понять строй русской речи, необходимо знать, как связываются слова в предложении. Задание 2.-8

Проверь правильность выполненной работы.

Объединить усилия (подчинит., глагольное, примыкание); окрестности Москвы (подчинит., именное, управление); деревья и кустарники (сочинит.); яркий свет (подчинит., именное, согласование); быть на выставке (подчинит., глагольное, управление); читать быстро (подчинит., глагольное, примыкание); весело смеяться (подчинит., глагольное, примыкание); грозовая туча (подчинит., именное, согласование); радуясь встрече (подчинит., именное, управление), бегущий по дороге (подчинит., именное, управление); тепло, но пасмурно (сочинит.); трёх человек (подчинит., именное, согласование).

Обрати внимание!

Словосочетания "прилагательное, причастие (зависимое) + существительное (главное)" могут быть в речи средством выразительности, когда прилагательное или причастие не только сообщают информацию о предмете, нужную для понимания смысла, но и ярко рисуют образ предмета, передают чувства, отношение автора к нему (яркий, ослепительный свет, седой туман, чудный день, звенящая тишина).

Такое средство выразительности русского языка называется ЭПИТЕТОМ.

Задание 7. Рассмотрим ещё одну группу словосочетаний. Синтаксически неделимые словосочетания.

В русском языке, чаще всего, каждый компонент словосочетания является отдельным членом предложения. Но это не всегда так.

Например, в предложениях мы можем встретить такие словосочетания, как "Дом у озера", "Много историй", "Чашка кофе".

Такие словосочетания называются Синтаксически неделимыми (цельными, несвободными, нечленимыми) словосочетаниями.

В таких словосочетаниях лексическая самостоятельность каждого из слов-компонентов теряется. Главное слово характеризуется смысловой неполнотой, а зависимое слово его дополняет. Эти словосочетания выступают одним членом предложения, основную смысловую нагрузку которого несёт зависимое слово.

Синтаксически неделимые словосочетания могут нести разную смысловую нагрузку и могут быть разными членами предложения.

Примеры:

- две тетради, четверо мужчин, одиннадцать тарелок, около ста квартир;

- несколько человек, большинство студентов, часть книг, много туристов;

- два килограмма яблок, пять метров сатина, три литра бензина;

- бутылка молока, коробка конфет, пачка сигарет, мешок картошки;

- куча стружек, груда камней, охапка васильков, вязанка дров, пучок укропа.

- кто-то из студентов, один из пассажиров, любой из них, никто из демократов.

- что-то тяжелое, что-то мягкое, нечто необъяснимое, кто-то в черном, кто-то с пилой, где-то в поле, откуда-то сверху, кому-то на голову.

- мать с бабушкой уехали; мы с братом слушали; дед с дядей Ваней не любили; у нас с Васей не было таких игрушек; волк с волчицей грелись на солнышке.

- девушка с печальными глазами; река с крутыми берегами; котенок с белыми лапками; обувь большого размера; говорить громким голосом; плакать горючими слезами; ехать с большой скоростью; отказаться по непонятной причине.

- хотеть уехать, пытаться понять, стараться не отстать, должен объяснить, надо узнать, необходимо послать, можно построить, нельзя купаться, начать посещать, перестать писать, оказаться недолговечной, стать седым, притвориться спящим, стоять первым, родиться счастливой, вернуться расстроенным, работать токарем.

- лента реки, серп луны, зеркало льда, свечи сосен, ежик волос, волны негодования.

Задание 1.  Подготовься работать в тетради. Напиши число, тему. Чтобы лучше понять строй русской речи, необходимо знать, как связываются слова в предложении. Задание 2.-9

Чтобы различить цельные (несвободные) и свободные словосочетания, где каждое слово является членом предложения, необходимо попробовать заменить словосочетания с управлением на словосочетания с согласованием. Если сохраняется лексическое значение, то перед нами свободное словосочетание: стадо овец — овечье стадо (одинаковое значение). Если нет, то лучше такие словосочетания рассматривать как один член предложения: чашка кофе — кофейная чашка (разное значение).

Задание 1.  Подготовься работать в тетради. Напиши число, тему. Чтобы лучше понять строй русской речи, необходимо знать, как связываются слова в предложении. Задание 2.-10

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание.

1. Списать предложение, выписать словосочетания, определить вид словосочетаний и вид связи слов в словосочетаниях. На пригорках распустились красные тюльпаны.

Задание 1.  Подготовься работать в тетради. Напиши число, тему. Чтобы лучше понять строй русской речи, необходимо знать, как связываются слова в предложении. Задание 2.-11

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!

Я буду рада и благодарна Вам.

***************

Спасибо за Вашу поддержку! Сбербанк: 2202 2005 3015 0091.