55 лет назад, 26 октября 1968 года, на околоземную орбиту вывели космический корабль «Союз-3» с космонавтом Георгием Береговым на борту. Полёт считают неудачным — хотя с этим можно и поспорить.
Главной задачей полёта «Союз-3» была отработка стыковки с беспилотным кораблём «Союз-2» в автоматическом режиме. Космонавт Георгий Тимофеевич Береговой, бывший лётчик-штурмовик и испытатель, подчинённый знаменитого генерала Николая Петровича Каманина, должен был только контролировать сближение и стыковку.
Позывной «Аргон»
В пятницу, 25 октября 1968 года со стартового комплекса № 1 космодрома «Байконур» запустили «Союз-2». Через 17 лет Георгий Береговой вспоминал в своей книге «Три высоты», что ему выпала редкая возможность посмотреть на свой старт со стороны, ведь его космический корабль был точно таким же, как беспилотный «Союз-2». Береговой летел в космос на следующий день.
«Союз-3» стартовал с 31 площадки «Байконура» в субботу, 26 октября 1958 года, в 11:34. Командование изменило полётное задание: 12-му советскому космонавту Георгию Береговому с позывным «Аргон» предстояло выполнить стыковку с «Союзом-2» в ручном режиме — для этого он отрабатывал стыковку на Земле. Автоматические системы управления двух кораблей сблизили их с 20 000 до 200 метров, после чего «Аргон» взял управление на себя.
«Когда они сблизились до нескольких метров, двигатели отключились. Некоторое время корабли шли борт к борту, но вскоре в силу разницы орбит опять стали расходиться в стороны. Я вновь включил тягу, и вновь корабли сошлись. Ручное управление действовало безотказно», — писал Береговой.
Эту попытку стыковки признали неудачной: из-за того что она выполнялась уже на первом витке корабля на орбите, и когда «Союз-3» находился в тени Земли, то есть в темноте, космонавт был дезориентирован. Он ошибся в ориентации по крену на 180 градусов, и стыковочный узел «Союз-2» автоматически отклонялся, так что стыковку выполнить не удалось. Береговой понял свою ошибку, только когда его корабль вышел из тени. Из-за большого расхода горючего — 30 кг в ручном режиме вместо 20 кг в автоматическом — от повторения попыток стыковки пришлось отказаться.
Береговой потом говорил сыну Виктору, разбирая причины неудачи: «Представь, что ты входишь из хорошо освещённого коридора в тёмную комнату и тебе надо найти что-то на столе. Ты сделаешь это сразу?»
Первый репортаж с орбиты
Тем не менее и эта попытка принесла пользу, так как Береговой убедился в чёткой работе рулевого управления космического корабля. А впредь стыковки решили производить только на освещённой части орбиты и не на первом витке, чтобы космонавты привыкли к невесомости и могли сориентироваться.
Уже 16 января 1969 года на орбите состоялась первая в мире стыковка двух пилотируемых космических кораблей, «Союз-4» и «Союз-5». И до сих пор корабли серии «Союз» доставляют космонавтов на международную космическую станцию.
Ещё Георгий Береговой провёл первый в истории человечества видеорепортаж из космоса — с помощью портативной телекамеры. Разумеется, «картинка» была чёрно-белой. «Единственное, о чём я жалел, — что не в моей власти было приобщить зрителей к той захватывающей игре красок, которые открывались отсюда, из космоса, и которые невозможно было передать с помощью чёрно-белого телевизионного изображения», — вспоминал космонавт.
Также в программе полёта было фотографирование Земли. Фотоплёнки, отснятые Береговым на орбите, передали в лабораторию землеведения при Ленинградском государственном университете, и они помогли выявить и понять особенности и закономерности процессов эрозии почв.
В соответствии с заданиями
Береговой должен был провести на орбите около четырёх суток. Так что он мог повторить попытку стыковки с «Союзом-2».
В той же книге «Три высоты» космонавт писал: «...Когда на другой день с Земли поступил приказ приготовиться к вторичному сближению с моим, теперь уже двухдневным, попутчиком в космосе — беспилотным «Союзом-2», я чувствовал себя бодрым, свежим — как утром.
Сближение, как и в первый раз, началось под контролем автоматики. Но затем снова наступила пора взяться за ручки управления самому, и автоматика по команде с Земли покорно передала власть над кораблём в руки человека.
Не стану подробно рассказывать, как протекало само маневрирование. Процесс этот сложен, да и заинтересовать может лишь узкий круг специалистов. Скажу одно: по оценкам с Земли, ручное управление кораблём прошло успешно, в соответствии с заданиями программы».
Спускаемый модуль космического корабля «Союз-3» приземлился 30 октября 1968 года в 07:25 к северу от Караганды. Полёт Берегового продолжался 3 суток 22 часа и 50 минут.
Интересные факты
Георгий Береговой — единственный космонавт, получивший одно звание Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны, в 23 года, а второе — за космический полёт, 24 года спустя.
После полёта космического корабля «Союз-3» начальника центра подготовки космонавтов Николая Кузнецова уволили, вместо него назначили Георгия Берегового.
В отряд космонавтов второго набора Береговой попал не с первой попытки и проходил общекосмическую подготовку по индивидуальной программе, утверждённой Николаем Каманиным.
По воспоминаниям сына Берегового Виктора, до прихода в отряд его отец совсем не умел плавать. Он вырос в городке Енакиево, недалеко от Донецка, где не было больших водоёмов. Программа подготовки космонавтов включала плавание, и Береговой поплыл.
Также при подготовке к полёту за короткий срок Береговому пришлось сбросить вес с 96 до 80 кг. Для этого космонавт много бегал.
Береговому в 1968 году было 47 лет, так что он оказался самым «пожилым» человеком в космосе. И только в 1974 году Берегового обошёл Лев Дёмин, отправившийся в космический полёт на корабле «Союз-15» в 48 лет. И того и другого звали в отряде космонавтов дедами.
22 января 1969 года ЗИЛ-111Г с космонавтами Береговым, Леоновым, Николаевым и Терешковой обстрелял террорист Виктор Ильин возле Боровицких ворот Московского Кремля. Ильин покушался на Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, а Береговой походил на Брежнева. Водитель Илья Жарков был смертельно ранен, Береговой остановил лимузин.
Береговой был главным консультантом фильмов Ричарда Викторова «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» 1973 и 1974 годов.
Лётчик-космонавт Береговой имел научные труды по космонавтике и инженерной психологии. Защитил кандидатскую диссертацию и получил звание кандидата психологических наук.
В отставку Георгий Береговой вышел в звании генерал-лейтенанта авиации. Генерал-лейтенантом был и родной брат Берегового, Михаил Тимофеевич, он возглавлял Радиотехнические войска ПВО СССР. Старший брат, Виктор Тимофеевич, преподаватель парашютной станции Челябинского аэроклуба, был репрессирован и расстрелян в 1938 году. Посмертно реабилитирован в 1957 году.
В свой космический полёт Георгий Береговой брал часы брата Михаила.
На малой родине космонавта, в Енакиево на Донбассе есть музей Георгия Берегового, бывший краеведческий. Его именем названы проспект, парк и сквер, установлены бюст и стела почётному гражданину города, мемориальная доска на школе, в которой Береговой учился с 1928 по 1936 годы.
В 2011 году имя Георгия Берегового присвоено Донецкому планетарию, а 1 февраля 2012 года — Донецкому лицею-интернату с усиленной военно-физической подготовкой.
В сентябре 1996 года в честь 12-го космонавта СССР назвали малую планету № 6319 «Береговой».
Георгий Береговой любил мастерить мебель, петь народные песни, танцевать вальс.
Предположительно Береговой стал прототипом героя «Песни лётчика-испытателя» Владимира Высоцкого:
«Я ещё не в угаре,
не втиснулся в роль.
Как узнаешь в ангаре,
кто — раб, кто — король,
Кто сильней, кто слабей, кто плохой, кто хороший,
Кто кого допечёт,
допытает, дожмёт:
Летуна самолёт
или наоборот? —
На земле притворилась машина — святошей…»
Кстати
В том же 1968 году в Институте медико-биологических проблем создали тканеэквивалентный фантом-манекен ФМ-2 для изучения влияния космической радиации на человеческий организм. Он хранится в Политехническом музее.
К 1969 году был создан новый скафандр, «Кречет-94» — и он есть в Политехническом музее.
Также в нашей коллекции есть амортизационное кресло космонавта корабля «Союз» 1967 года и даже ассенизационное устройство, разработанное для «Союза», но только в 1976 году. Ассенизационно-санитарное устройство было и на «Союзе-3». Американские корабли в те годы АСУ ещё не оснащали.