Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Московские проекты Ле Корбюзье: что замышлял построить в столице "великий" реформатор и что из этого ему удалось осуществить

Оглавление
Памятник Ле Корбюзье. Скульптор Андрей Тыртышников и архитектор Антон Воскресенский, 2015.
Памятник Ле Корбюзье. Скульптор Андрей Тыртышников и архитектор Антон Воскресенский, 2015.

Ле Корбюзье (Шарль-Эдуар Жаннере-Гри) - французский архитектор швейцарского происхождения, при этом ещё и талантливый живописец. Эпатажный новатор, пионер модернизма и функционализма в архитектуре. Он был талантлив, энергичен, уверен в себе и своей гениальности, к тому же обладал дерзким и напористым характером.

Он мечтал построить идеальный город, в котором на смену хаосу, шуму и беспорядку пришли бы строгие геометрические линии, чистые цвета и много зелени и света. Например, в Париже. В 1922 он представил свой градостроительный проект на Осеннем салоне в Париже: предлагал ради этого снести весь центр города (завершить дело, начатое Жоржем Османом). И очень возмущался, когда встретил сопротивление префекта Парижа и его жителей.

Но энергичный скульптор не сдался. Его внимание привлекла молодая страна Советов, Москва и её новые возможности. Он приезжал сюда трижды: в 1928, 1929 и 1930.

💠 Для Москвы Ле Корбюзье создал три проекта:

🔹 здания Центросоюза (на месте двух старинных храмов на Мясницкой) - Ле Корбюзье выиграл этот конкурс;

🔹 Дворца Советов (на месте храма Христа Спасителя) - этот конкурс Ле Корбюзье проиграл;

🔹 проект "Лучезарный город" - с ним Ле Корбюзье участвовал в конкурсе на создание генерального плана реконструкции столицы. Это был проект уже полного разорения Москвы: он предлагал отменить исторически-сложившуюся радиально-кольцевую систему улиц нашего города и снести весь его центр, оставив лишь Кремль и Китай-Город (и, может быть, Большой театр).

К счастью, этого не случилось. Из трёх проектов Ле Корбюзье был осуществлён только один - Дом Центросюза. Соавторами Ле Корбюзье были его двоюродный брат Пьер Жаннере и советский архитектор Николай Яковлевич Колли. Но после поражения в конкурсе на строительство Дворца Советов Ле Корбюзье навсегда расстался с Советским Союзом, и здание Центросоюза строили по его проекту уже без него.

Храм Христа Спасителя в 1931 всё же был взорван. Строительство Дворца советов на его месте началось в том же 1931 по проекту архитектора Б.М. Иофана (соавторы В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейх). Этому Дворцу предстояло стать самым высоким сооружением в мире. Но масштабное строительство шло медленно: за 10 довоенных лет успели лишь заложить фундамент, а в военные годы строительство было и вовсе остановлено. Осенью 1941, когда немцы рвались к Москве, металлические конструкции огромного недостроенного здания пошли на изготовление противотанковых ежей. После войны у страны тем более не было средств на такую стройку, и на месте храма был сооружён открытый бассейн "Москва".

Здание Центросоюза (1928)

Здание Центросоюза. Москва, 1928. Фасад, выходящий на проспект сахарова.
Здание Центросоюза. Москва, 1928. Фасад, выходящий на проспект сахарова.

Это вовсе не шедевр (ИМХО) и если бы этот проект не был осуществлён, Москва бы от этого только выиграла. Огромное здание занимает целый квартал между улицей Мясницкой и проспектом академика Сахарова. Ради этой стройки были уничтожены два старинных московских храма.

Здание Центросоюза. Москва, 1928.
Здание Центросоюза. Москва, 1928.

Однако в Советском Союзе здание вызвало восторг: тогда это было самое крупное административное здание не только в СССР, но и в Европе. Сегодня оно выглядит, как обычное ничем не примечательное офисное здание, в котором располагается Росстат, Федеральная служба государственной статистики.

Здание Центросоюза. Москва, 1928.
Здание Центросоюза. Москва, 1928.

В этом проекте Ле Корбюзье воплотил в жизнь свои основные постулаты -

💠 "Пять отправных точек современной архитектуры":

🔹 здание приподнято над землёй на колоннах-опорах, освобождая место, например, для гаража;

🔹 плоская кровля: место для отдыха или сада;

🔹 ленточное остекление: во внутренних помещениях больше света;

🔹 свободная планировка: стены не являются несущими, что даёт возможность экспериментировать с интерьерами;

🔹 "чистый" фасад.

Однако именно фасад полностью не соответствовал замыслу архитектора: в непростое для СССР время многое в проекте при строительстве пришлось упростить и удешевить. Несколько лет назад были установлены современные пластиковые профили.

🔹 Уже в процессе работы над проектом, Ле Корбюзье добавил к своим пяти принципам ещё один: принцип "циркуляции людей и воздуха".

Здание Центросоюза. Москва, 1928. Фасад по улице Мясницкой.
Здание Центросоюза. Москва, 1928. Фасад по улице Мясницкой.

Рабочие места для двух тысяч человек были организованы по принципу open space (сегодня они уже разгорожены на отдельные кабинеты). В основном помещении этого огромного здания не было лестниц: люди перемещались между этажами по плавно поднимающимся скруглённым на поворотах пандусам, а те, кто спешил - использовал непрерывно двигающиеся лифты, патерностеры (несколько лет назад они были демонтированы).

Интерьеры актового зала, фойе, пандусов отреставрированы и сохранили исторический вид.

Сам архитектор считал этот проект одним из самых неудачных в своей карьере.

Памятник Ле Корбюзье (2015)

Памятник Ле Корбюзье. Скульптор Андрей Тыртышников и архитектор Антон Воскресенский, 2015.
Памятник Ле Корбюзье. Скульптор Андрей Тыртышников и архитектор Антон Воскресенский, 2015.

Памятник архитектору появился на Мясницкой в октябре 2015. Скульптура представляет собой бронзовую фигуру архитектора, сидящего в вальяжной позе и рассматривающего чертёж своего "идеального города", который начертан на гранитной плите. Увидев позу Ле Корбюзье, я сначала подумала, что это очередное творение скульптора Рукавишникова. Но нет: авторы памятника - скульптор Андрей Тыртышников и архитектор Антон Воскресенский.

Памятник Ле Корбюзье. Скульптор Андрей Тыртышников и архитектор Антон Воскресенский, 2015.
Памятник Ле Корбюзье. Скульптор Андрей Тыртышников и архитектор Антон Воскресенский, 2015.

Памятник создан на средства бизнесмена Алишера Усманова и подарен городу Москве Российским фондом мира. Он установлен перед юго-восточным фасадом здания Центросоюза на Мясницкой улице, единственного творения Ле Корбюзье в Москве.

Я допускаю, что да, возможно он и был гением. Но зачем в Москве ставить памятник архитектору, пусть даже и гениальному, который фактически собирался уничтожить наш город? Кто ответит на этот вопрос?

Адрес: Мясницкая ул., 39, стр. 1.