Найти тему
Mehanika RUS

«Волга» от истоков до устья Часть 1

«Волга» от истоков до устья
Часть 1

Что бы там ни говорили, «Волга» – это целая эпоха. В сентябре 2023 года эта марка отметила 65-летний юбилей. Давайте поговорим о разных моделях и модификациях «Волги», вспомним ее достоинства, посетуем на недостатки, поделимся опытом. Сразу предупредим: автор к этой машине неравнодушен, поскольку сам ею владел, ремонтировал и даже, (представьте себе!), ездил – и немало.

Итак, в конце 1950-х годов на улицах наших городов появился новый легковой автомобиль. Поначалу он именовался М-21, продолжая ряд М-1 «Эмка» и М-20 «Победа». Все знают, что буква «М» в этой маркировке означала фамилию Молотова, большого человека того времени. Но идолы ветшают, а машины остаются – так и М-21 тихо и незаметно переименовали в ГАЗ-21.

В сравнении с «Победой» новая машина получила кузов с улучшенным обзором, и более просторный и комфортабельный салон. А еще гипоидную главную передачу, позволившую убрать тоннель карданного вала из из-под ног задних пассажиров, колеса с посадочным диаметром 15 дюймов вместо 16 и многое другое.

Но главное – «Волга» обрела новый верхнеклапанный двигатель. Правда, первые М-21Г и М-21Б «такси» все же оснащались нижнеклапанным двигателем. Это был «победовский» мотор, форсированный до 65 л.с. за счет увеличения диаметра цилиндров с 82 до 88 мм и повышения степени сжатия с 6,2 до 7. Причина проста: освоение нового верхнеклапанного двигателя шло не так быстро, как планировалось. Но потом новый мотор «встал на ноги» и к началу 1960-го года «волжанки» выпускались только с ним. Потом этот двигатель неоднократно модернизировали, и дожил он аж до наших дней. Да-да, речь идет о ЗМЗ-402.

-2

«Волга» сразу заявила о себе как машина новаторская. Так, модификация М-21Е имела автоматическую гидромеханическую трансмиссию и, соответственно, лишь две педали – привода дроссельной заслонки и тормоза. Некоторые модели оснащались централизованной системой смазки ходовой части от специальной педальки, – так что не всегда «волги» приходилось шприцевать. А после присуждения этой машине Grand Prix на выставке в Брюсселе на свет появилась экспортная модификация М-21П с правым расположением руля.

За годы выпуска с 1958 по 1970 год «двадцать первая» непрерывно совершенствовалась. Рычажные амортизаторы уступили место телескопическим. Потом из соображений безопасности (а вдруг наезд на пешехода?) исчезла с капота знаменитая фигурка оленя, неоднократно менялась облицовка радиатора и форма бамперов. Незыблемым оставалось одно – завидная репутация и любовь народная, хотя абсолютному большинству населения «Волга» была, конечно, недоступна. Но факт остается фактом: именно благодаря «двадцать первой» родился афоризм «Волга» – это «Волга».

Заканчивая дифирамб основательнице рода, отметим, что эти «примы» встречаются на дорогах и поныне, радуя глаз необычной для наших дней красотой.

-3

Преемницей «двадцать первой» стала «Волга» ГАЗ-24. За характерную форму кузова ее окрестили в народе «баржОй», с ударением на последнем слоге, – метко, но скорее ласково, чем уничижительно. Эта машина получила раздельный двухконтурный привод тормозов, четырехступенчатую КПП, шины с посадочным диаметром 14 дюймов, двухкамерный карбюратор, полнопоточную систему фильтрации моторного масла, генератор переменного тока и… впрочем, вперед, вперед, читатель – следующей была ГАЗ-2410. Она вобрала в себя все новинки представительской ГАЗ-3102, «волжанки» для «сильных мира сего».

-4

Это бесконтактная система зажигания, новый карбюратор К-151 с экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ), сменный элемент воздушного фильтра взамен инерционно-масляного воздухоочистителя, главный тормозной цилиндр, выполненный по схеме «тандем», вакуумный усилитель, регулятор давления в контуре задних тормозов, усиленное сцепление и задний мост с передаточным числом 3,9 вместо 4,1. Рычаг ручного тормоза «поселился» между передними сиденьями, кузов обрел утопленные дверные ручки (снова безопасность пешеходов!), а водителя и пассажиров порадовали современными по тем временам панелью приборов и интерьером салона.

Не секрет, что последующие «волги», а именно ГАЗ-31029 и ГАЗ-3110, явили собой модернизацию ГАЗ-2410 – подразумеваются, конечно, машины с карбюраторными двигателями.

-5

«Волга» ГАЗ-31029 имела, по мнению автора, неоправданно тяжелые формы. Если ГАЗ-24 – «баржА», то «двадцать девятая», что – «крейсер», «линкор»? Не хотите ли купить линкор, капитан?

Так что правильно поступил завод, перейдя на ГАЗ-3110 – «Волга» должна быть изящной и дизайнерам это удалось. Скругленная корма, измененные передние обводы – вглядитесь, это уже не «баржА». Правда, зубоскалы хотели прилепить ей кличку «тяни-толкай», мол, что спереди, что сзади, все едино… Не прижилось, однако.
Нет, если уж искать аналогии в животном мире, эта «Волга» из семейства кошачьих. Вглядитесь, «десятая» прижата к земле – но не собственным весом, а грацией, это тигр перед прыжком. Остановить тигра легко, передние тормоза дисковые. У тигра цепкие и мягкие лапы – низкопрофильная резина размерности 195/65R15 шире, чем у «двадцать четверки», а значит, на шоссе она устойчивее.

-6

Пятиступенчатая коробка передач (вспомните трехступенчатую у «двадцать первой»), ГУР – растем, господа! И двигатель ЗМЗ-406.10 с распределенным впрыском бензина и микропроцессорным управлением. Правда, некоторая часть машин оснащалась карбюраторным «ветераном» ЗМЗ-402. Это было оправдано – ведь в российскую глубинку сервисная сеть с ее диагностическими приборами в те годы еще не добралась.

А теперь вернемся к упомянутой представительской ГАЗ-3102. Эта модель, освоенная еще в 1981 году, выпускалась долго. У нее особая, очень интересная биография. Эта «Волга» знавала и двигатель с форкамерно-факельным зажиганием, и V-образную «восьмерку», когда «работала» «догонялкой» в известном ведомстве. Она возила академиков, космонавтов, народных артистов, сопровождала правительственные «чайки» и ЗИЛы.

-7

Она легко узнаваема: удлиненный кузов, очень удачный ретро-дизайн, но не «репликаровский», а настоящий, оттуда – из конца семидесятых. Ее амплуа выражается двумя словами: «уверенное достоинство». Этой машине не нужно ничего никому доказывать, она – вне конъюнктурной суеты иномарок.

Оснащение ГАЗ-3102 такое же, как и у младшей «сестренки» ГАЗ-3110 – двигатель ЗМЗ-4062.10, 15-дюймовые колеса, дисковые передние тормоза, даже «торпеды» одинаковые.

Задние мосты этих машин называют «чайковскими», хотя «Чайка» там и не ночевала. Судите сами: ни передаточные числа редуктора, ни длина полуосей (колея) ничего общего с «чайковскими» не имеют. А если говорить о неразъемной балке с окном для монтажа главной передачи, то это решение впервые применили не на «чайках», а на ГАЗ-12 «ЗИМ». Да уж, воистину пути автомобильного «лексикона» неисповедимы! Но бог с ней, с этимологией. Главное ¬– ремонтировать удобно, не сравнить с «двадцать четверкой».

-8

И несколько слов о «Волге» ГАЗ-3111. Почему «несколько слов»? Очень просто: автор намерен посвятить ей отдельную статью. Эта «Волга» совсем другая – иной дизайн, двигатель ЗМЗ-405 с увеличенным литражом, бесшкворневая передняя подвеска, реечный рулевой механизм, АБС от Bosch, иммобилайзер и прочая, и прочая…

Но вернемся к «ходовым» моделям ГАЗ-3110 и ГАЗ-3102. Итак, перед нами машина среднего класса, с большим салоном, вместительным багажником, неприхотливая, ремонтопригодная, «знающая» российские дороги. И – за свою цену? В пять раз дешевле иномарки-одноклассницы? Нетрудно представить себе реакцию не слишком богатого, но уверенно стоящего на ногах главы семейства: беру! А потом ¬– с женой и детьми на дачу, в Питер на выходные, в отпуск к морю! И для тещи место найдется, и для собаки!

Но счастливый обладатель бывшего номенклатурного автомобиля вправе знать: что уготовила ему в те годы дилерская сервисная сеть? Что ж, давайте отправимся на фирменную «волговскую» станцию образца 2002 года.
Как сказано в романе Ильфа и Петрова, «статистика знает все». Работники фирменных сервисов любезно познакомили автора со следующими выкладками. А тот все аккуратно записал.

Примем общее количество автомобилей ГАЗ, прибывших на гарантийное обслуживание в том самом 2002 году за 100%. Доля ГАЗ-3102 составила 10%, ГАЗ-3110 – 65%, ГАЗ-3111 – 5%. Оставшиеся 20% – это «газели» и «соболи».

Хорошие машины «газели». И «соболи» хорошие. Но что делать – не наша эта тема, во всяком случае, сегодня. Поэтому дальнейший разговор пойдет исключительно о «волгах».
Какие же «сердца бились» под капотами тех «волжанок»? Пожалуйста: 10% гарантийных ГАЗ-3102 оказались оснащенными двигателями ЗМЗ-402, и 90% – ЗМЗ-4062. У ГАЗ-3110 картина похожая: 5% машин имели моторы ЗМЗ-402 и 95% – ЗМЗ-4062.

-9

Такой же «четыреста шестой» мотор стоял и на «сестричке» ГАЗ-31105 (фото). А гордая ГАЗ-3111, разумеется, «дружила» исключительно с ЗМЗ-405.

Завод устанавливал для «Волги» следующие гарантийные сроки: 50 тыс. км пробега или календарный год. Но это, разумеется, не означало, что можно «откатать» тысяч тридцать, а потом предъявить претензии по гарантии. Нет, владельцам «ноль вторых» и «десятых» надо явиться на плановое техническое обслуживание после 2-3 тыс. пробега, а потом проходить его через каждые 5 тыс. Правда, новая «Волга» ГАЗ-3111 и здесь стояла особняком: периодичность ее обслуживания после первых 2-3 тыс. установлена через каждые 10 тыс. км пробега.

Возьмем, положим, 100 обращений клиентов. 9 претензий из этой сотни приходились на… антенну: моторчик крутится, а она не выдвигается, либо не втягивается. Впрочем, это хотя и неприятно, но неопасно – а вот неисправности ГУР и его насоса (7 обращений на 100) гораздо серьезнее. Впрочем, справедливости ради, отметим, что эта статистика неуклонно снижалась, а на ГАЗ-3111 «ГУР вообще великолепен» – это по отзывам мастеров.

Близки к показателю «7 из 100» и претензии по амортизаторам. Важно знать, что гарантийные претензии по подвеске, ходовой и, естественно, по двигателю предусматривали выезд мастера к клиенту!
Следующая группа неисправностей – рабочий цилиндр сцепления («7 из 100») и ГТЦ («6 из 100»). Кстати, цилиндр сцепления – давняя «волговская» болезнь, и в советских таксопарках ее лечили просто: протачивали дополнительную канавку на поршне и ставили две манжеты вместо одной.

Рядышком (5-6 обращений на 100) стояли жалобы на КПП и задние мосты – здесь водители, как правило, сетовали на шум. Эти претензии нередко оказывались необоснованными, ибо шум – дело субъективное, а после обкатки он может существенно уменьшиться.

Претензии по системе управления двигателем составляли примерно «3 на 100». Главные виновники здесь – датчики массового расхода воздуха и блоки управления. Из навесного оборудования вызывали нарекания стартеры и генераторы.

Однако не следует пугаться данной статистики – она не столь удручающа, как может показаться вначале. Да и служба качества ГАЗа не дремала. По ее исследованиям, 87% заводских дефектов возникало по вине смежников и поставщиков комплектующих. Сменить нерадивого смежника было легко – желающих стать поставщиком ГАЗа хватало. Да вот только не всем удавалось обеспечить необходимое качество.

(продолжение следует)

Юрий Буцкий
Фото из архива автора. Часть снимков взята из интрнета (свободный доступ)