Найти тему
DM_812

Новый фильм "По щучьему велению". Не то же самое! Мои впечатления и немного больше о "самой русской сказке"!

Говорят чудеса случаются на Новый год. А чудо вообще важная часть культурного кода русского человека. На эту тему можно парочку диссертаций написать. В "научно-популярном стиле". Позднее вы поймёте, как это относится к теме этого репортажа.

Для меня в прошлые новогодние (рождественские) каникулы 2022/2023 случилось своего рода "киношное чудо". Сперва поход с детьми на "Чебурашку", а после просмотр ускользнувшей от внимания трилогии "Последний богатырь" вернули утраченную было веру в российский современный "полный метр". Так, чтобы свежо и живо, но без подражательства "Вест-коусту".

Если Пушкинская "Золотая рыбка" персонаж совершенно вымышленный, то наша русская щука - одна из самых известных и любимых рыб, желанных трофеев и без всяких желаний. Помню, как в детстве я буквально мечтал поймать её и конечно, этот момент помню очень хорошо. Ну чем не волшебство?
Если Пушкинская "Золотая рыбка" персонаж совершенно вымышленный, то наша русская щука - одна из самых известных и любимых рыб, желанных трофеев и без всяких желаний. Помню, как в детстве я буквально мечтал поймать её и конечно, этот момент помню очень хорошо. Ну чем не волшебство?

Кризис тем в кино давно факт состоявшийся. Кажется, что всё уже сказано до нас. Есть в кинематографе два приёма. Пересказ того, что уже было - ремейк. Или продолжение известной истории - сиквел. Упомянутый выше "Чебурашка" в полной мере не относится ни к одному из этих терминов. Известный герой. Дальше совершенно новая история в ином контексте.
Желание "
отлепиться" от "западных канонов" и навязываемых русской культуре "марвеловских персонажей" (хотя тема в действительности намного глубже и шире) давно в центре общественного внимания и обсуждения.
Люди старшего поколения призывают вернуться
к доброму и старому. Исконно нашему - русскому.
Но в прежнем виде, увы, это уже "
не цепляет" современного зрителя, особенно в основной целевой категории - школьного и дошкольного возраста. Нужно что-то новое. Однако наши сказочные герои и образы настолько вплетены в тот самый культурный код русского человека, что отказываться от них попросту глупо. Любая замена будет выглядеть словно напечатанный на 3d принтере бифштекс. И это гораздо серьёзней, чем американские супергерои: пока продаются - можно переснимать.
Непростая задача перед кинематографами! Особенно в условиях "
острого киношного голода". Когда поток "западного" в широком смысле перекрыт, открылось окно возможностей для своего и важно не облажаться!

-3

Ставший заслуженным (я считаю) рекордсменом "Чебурашка" - настоящий задел на будущее. Но и планка! И вот, спустя менее чем через год на большие экраны выходит новый фильм. С одним из "канонических" героев русской культуры Емелей, самой известной русской рыбой щукой и совершенно новым изложением сказки А. Толстого.
В этот раз я решил не ждать "
отзывов", прихватив детей отправился на премьерный показ в ближайший к дому кинотеатр.

Суперузнаваемый персонаж, но несмотря на это ответить на вопрос "о чём исходная сказка" не так просто. Про ленивого парня, которому подфартило поймать волшебную щуку и жизнь наладилась? Кажется, это мечта многих в нашей стране. Отсюда и популярность всяких "сказочных щук" в социальных сетях, готовых волшебством обогатить "поймавшего удачу за хвост".
Суперузнаваемый персонаж, но несмотря на это ответить на вопрос "о чём исходная сказка" не так просто. Про ленивого парня, которому подфартило поймать волшебную щуку и жизнь наладилась? Кажется, это мечта многих в нашей стране. Отсюда и популярность всяких "сказочных щук" в социальных сетях, готовых волшебством обогатить "поймавшего удачу за хвост".

В контексте.
Поскольку мы с вами говорим о своего рода смеси "
сиквела" и "ремейка", с уже известными большинству (надеюсь всё же каждому) героями, важно было "освежить исходный контекст".
Для меня сказка А. Толстого "
По щучьему велению" хотя и одна из самых известных, сюжетная линия не особо отложилась в памяти. Всё что я помнил: ленивец Емеля случайно ловит щуку, вёдра сами, сани сами, дрова сами и Емеля на печи. Вот, пожалуй, и всё. Мораль и идея осталась где-то в глубине подсознания. Пришлось обновить для "чистоты эксперимента". Признаюсь, остались противоречивые чувства. Что, впрочем, неплохо, ведь есть над чем подумать!

Костюмы, декорации и натурная съёмка - визитная карточка новых фильмов. Где мы видим не каких-то фантастических персонажей из далёкой вселенной. А что-то понятное и родное. В глубине души.
Костюмы, декорации и натурная съёмка - визитная карточка новых фильмов. Где мы видим не каких-то фантастических персонажей из далёкой вселенной. А что-то понятное и родное. В глубине души.

Как бы без спойлеров!?
Самое сложное для меня - поделиться впечатлением от фильма, который, не стану томить, понравился и даже очень. Но при этом не раскрывая деталей сюжетной линии.
Первое. Это, конечно, совершенно иная история. Да, в ней есть не один (как в Чебуршке) очевидный исходный персонаж, а несколько. Даже общая концепция схожа, хотя и она существенно проработана. Например, задавались ли вы вопросом: как волшебная щука могла угодить в ведро? Если даже обычную поймать таким образом почти нереально? В фильме не просто дан ответ на этот вопрос, но и обыграна отдельная сюжетная линия с этим связанная!
И всё же история получилась гораздо более философская, глубокая, местами жизненная и очень поучительная. Чем оригинальная сказка А. Толстого.

Кто вообще Емеля? Задумывались ли вы, что вообще значит имя главного персонажа? Если добавить вначале букву З.
В большинстве описаний исходной сказки Емеля обозначается, как не столько ленивый, сколько глупый. Считаете ли вы его таковым? И почему вообще ему досталась волшебная рыба?

Говоря о фильме хочу выделить четыре момента.

-6

Первый. Актёры от игры которых зависит общее восприятие картины. Понятно, что оценка эта - дело субъективное, но как по мне...
Емеля (Никита Кологривый) убедителен, обаятелен и вообще хорош. С первого взгляда и без подсказок понимаешь: о, это Емеля! А ближе к концу получаешь ответ на вопрос: так почему же именно с ним всё это случилось!
Щука-Василиса (Мила Ершова) - просто великолепна, какое-то удивительное сочетание классической Алёнушки из старых русских сказок с её чистотой, непорочностью и искренней добротой. И дерзостью современной девчонки (без перегибов и пошлостей, конечно). Щука меня покорила почти сразу :).

Считаю его одним из самых харизматичных и убедительных актёров разного плана.
Считаю его одним из самых харизматичных и убедительных актёров разного плана.

Фактурный царь (Роман Мадянов) один из любимых актёров и, пожалуй, единственный кого я узнал в лицо. Его персонаж кардинально отличается от книжного прототипа и справился с ролью он на отлично. Что важно, царь наш душевный, в меру хитрый, совсем не злой и уж точно не глупый. Наделённый хорошими человеческими качествами.
С остальными тоже всё на отлично. Перечислять всех нет смысла. Каждый здесь гармоничен и органичен.
Сергей Бурунов хотя и отметился лишь "закадровым голосом", но его, уверен, отметят и запомнят. А уж душераздирающую песенку про котят... жаль не запомнил слова с первого раза, обязательно бы процитировал!

-8

Философия и сюжет!
По классике успешного кино в сюжете помимо "
завязки-развязки" непременно должна быть драматургия, основная мысль и развитие не только сюжета в целом, но и развитие главного героя. Противостояние добра и зла. А зло, как известно в жизни, часто совсем не явное. Но умело мимикрирующее под "добро", "своего-родного", того что рядом. И представляется совсем не тем, кем является на самом деле! Распознать это - вот где поучительная история! Не правда ли?
Что отличает русского человека? Доброта, любовь и готовность к самопожертвованию. Всё это есть здесь. Причём, не только со стороны главного героя, который, в отличие от оригинальной сказки, действительно круто преображается по ходу развития сюжета.
Несмотря на кажущуюся недостижимость испытаний, движимый тем самым ослепляющим чувством, достигает поставленных целей, решает их без всякого волшебства и чудес.
Как мне кажется, это одна из базовых тем и та самая мысль, которую хотели донести создатели.
Сказка ложь - да в ней намёк! Можно сказать, что волшебная щука стала драйвером, мотиватором и источником веры для героя. Дальше: вижу цель - не вижу препятствий. Впрочем, были и некоторые повороты, куда без этого?
Это в сочетании с небанальным и местами неожиданным сюжетом понравилось мне в этом фильме мне больше всего.

-9

Пасхалки и отсылки.
В начале я сказал о том, что старые сказки требуют более свежего взгляда. А уж в условиях "
геополитических вихрей" особенно. Если взглянуть на фильм с этой стороны, то можно увидеть большое количество отсылок и пасхалок к другим известным историям. Как в части появления известных персонажей, правда предстающих в несколько неожиданном амплуа. Так и завуалированном.
Внимательный зритель наверняка увидит отсылки к
"Иван Васильевич меняет профессию", и "Шрек" и многие другие известные истории. Наши и зарубежные. Но это если в целом.
Забавно в фильме обыграно наше противостояние с англосаксами. От которых, как известно, ничего путного не жди. Одно высокомерие и обман.
Стремление инфантильной молодёжи этому самому Западу слепо подражать и готовность отдаться за побрякушки, считая, что там всё лучше, не замечая своего.
Стереотипы о "
страшной загранице" тоже показаны весьма забавно. Для многих ведь и правда пересечение границы - это словно окунуться в какую-то враждебную среду, иной мир, обратной дороги откуда нет. Есть - говорит нам сказка про Емелю!
Словом, внимательный зритель обязательно увидит много таких неслучайных "
вкраплений" о современной жизни под призмой старой сказки. Что, собственно, и придаёт той самой "свежести" уже известной истории.

-10

Музыка (сундтрек).
Возможно, не самый очевидный, но всё же один из факторов влияющих на восприятие картины. А для меня, человека не представляющего жизни без музыки, особенно.
Приятно было отметить, что создатели поработали и над этим. Создав довольно стильный музыкальный ряд. Не только отражающий настроение момента на экране. Но и являющийся неким симбиозом аутентичной славянской музыки с некоторыми современными мелодиями. А уж вальс Мендельсона на гуслях так вообще. Ну и упомянутая песня про котят, конечно!

-11

Полагаю, моё восприятие фильма вам уже вполне понятно. И надеюсь, я смог в достаточной степени обосновать свою позицию, чтобы исключить возможность услышать банальное: сколько заплатили автору? Вполне допускаю, что кому-то из вас этот фильм не понравится. Но я с удовольствием посмотрю его ещё раз уже в домашней обстановке. И отнёс его к "золотой коллекции" личной подборки. С первого взгляда.

-12

Не могу обойти вниманием и ещё один момент. Когда мы (мы - в самом широком смысле) говорим о кассовых голливудских фильмах, то всегда обращаем пристальное внимание на режиссёра, актёров и продюсеров. Эти фамилии всегда на обложке и звучат в рекламных тизерах.
В русскоязычном кино это как-то не принято. Хотя очевидно, что в стране выросло новое поколение (
необязательно молодых) талантливых и харизматичных актёров. То, что, кстати, стремительно теряет Голливуд в погоне за псевдоинклюзивностью. Пара главных героев (Емеля и Щука-Василиса) для меня стали очень приятным открытием. Тогда как Мадянов и Бурунов заслуженные монстры.
Режиссёр Александр Войтинский - ещё один чистый лист для меня. В его не слишком длинном послужном списке нет ни одного фильма, который бы я смотрел. Но в числе анонсов значится "
Огниво". Премьера в 2024 году.

-13

А вот продюсер. О том, что Сергей Сельянов один из создателей этого кино я узнал уже после просмотра. Но когда узнал в голове сразу возникло: а, ну тогда понятно.
Перечислять всё нет смысла. Кому интересно - посмотрите сами к какому количеству и каким проектам имеет отношение этот "
динозавр киноиндустрии". Недавно писал о фильме "Снегирь" который, как и я взял премию Росрыболовства. Так вот и его продюсировал Сельянов. Из ближайших упомянутое Огниво, Ганзель и Гретель, Три Богатыря...

Словом, русский кинематограф обретает не только форму, но и содержание. А значит, при должном подходе в состоянии достичь качественного иного уровня на мировой арене. Отойти от закостенелого поклонения многократно дискредитировавшей себя статуэтке Оскара. Самим став "законодателями мод".
Такие мысли пронеслись в моей голове ещё в новогодние каникулы. А сейчас я уже могу говорить об этом со всей уверенностью.
И тот факт, что в десятиминутном анонсе перед началом показа фильма продемонстрировали сразу восемь премьер на ближайшие месяцы в категории 6+ и все без исключения отечественного производства -
лишь усиливают эту мою уверенность.

Вообще, в первую очередь нужно спрашивать мнение детей. Которые стали очень избирательны к просмотру. Моим детям фильм понравился! Хотя ещё!
Вообще, в первую очередь нужно спрашивать мнение детей. Которые стали очень избирательны к просмотру. Моим детям фильм понравился! Хотя ещё!

Спасибо всем, кто дочитал до конца.
Впервые здесь? Подписывайтесь!
Про Чебурашку, кому интересно, писал здесь:

Дмитрий Матвеев || DM_812 - A posteriōri
Новости, комментарии к событиям "Новости DM_812".
В ВК vk.com/dm_812