Говорят чудеса случаются на Новый год. А чудо вообще важная часть культурного кода русского человека. На эту тему можно парочку диссертаций написать. В "научно-популярном стиле". Позднее вы поймёте, как это относится к теме этого репортажа.
Для меня в прошлые новогодние (рождественские) каникулы 2022/2023 случилось своего рода "киношное чудо". Сперва поход с детьми на "Чебурашку", а после просмотр ускользнувшей от внимания трилогии "Последний богатырь" вернули утраченную было веру в российский современный "полный метр". Так, чтобы свежо и живо, но без подражательства "Вест-коусту".
Кризис тем в кино давно факт состоявшийся. Кажется, что всё уже сказано до нас. Есть в кинематографе два приёма. Пересказ того, что уже было - ремейк. Или продолжение известной истории - сиквел. Упомянутый выше "Чебурашка" в полной мере не относится ни к одному из этих терминов. Известный герой. Дальше совершенно новая история в ином контексте.
Желание "отлепиться" от "западных канонов" и навязываемых русской культуре "марвеловских персонажей" (хотя тема в действительности намного глубже и шире) давно в центре общественного внимания и обсуждения.
Люди старшего поколения призывают вернуться к доброму и старому. Исконно нашему - русскому.
Но в прежнем виде, увы, это уже "не цепляет" современного зрителя, особенно в основной целевой категории - школьного и дошкольного возраста. Нужно что-то новое. Однако наши сказочные герои и образы настолько вплетены в тот самый культурный код русского человека, что отказываться от них попросту глупо. Любая замена будет выглядеть словно напечатанный на 3d принтере бифштекс. И это гораздо серьёзней, чем американские супергерои: пока продаются - можно переснимать.
Непростая задача перед кинематографами! Особенно в условиях "острого киношного голода". Когда поток "западного" в широком смысле перекрыт, открылось окно возможностей для своего и важно не облажаться!
Ставший заслуженным (я считаю) рекордсменом "Чебурашка" - настоящий задел на будущее. Но и планка! И вот, спустя менее чем через год на большие экраны выходит новый фильм. С одним из "канонических" героев русской культуры Емелей, самой известной русской рыбой щукой и совершенно новым изложением сказки А. Толстого.
В этот раз я решил не ждать "отзывов", прихватив детей отправился на премьерный показ в ближайший к дому кинотеатр.
В контексте.
Поскольку мы с вами говорим о своего рода смеси "сиквела" и "ремейка", с уже известными большинству (надеюсь всё же каждому) героями, важно было "освежить исходный контекст".
Для меня сказка А. Толстого "По щучьему велению" хотя и одна из самых известных, сюжетная линия не особо отложилась в памяти. Всё что я помнил: ленивец Емеля случайно ловит щуку, вёдра сами, сани сами, дрова сами и Емеля на печи. Вот, пожалуй, и всё. Мораль и идея осталась где-то в глубине подсознания. Пришлось обновить для "чистоты эксперимента". Признаюсь, остались противоречивые чувства. Что, впрочем, неплохо, ведь есть над чем подумать!
Как бы без спойлеров!?
Самое сложное для меня - поделиться впечатлением от фильма, который, не стану томить, понравился и даже очень. Но при этом не раскрывая деталей сюжетной линии.
Первое. Это, конечно, совершенно иная история. Да, в ней есть не один (как в Чебуршке) очевидный исходный персонаж, а несколько. Даже общая концепция схожа, хотя и она существенно проработана. Например, задавались ли вы вопросом: как волшебная щука могла угодить в ведро? Если даже обычную поймать таким образом почти нереально? В фильме не просто дан ответ на этот вопрос, но и обыграна отдельная сюжетная линия с этим связанная!
И всё же история получилась гораздо более философская, глубокая, местами жизненная и очень поучительная. Чем оригинальная сказка А. Толстого.
Кто вообще Емеля? Задумывались ли вы, что вообще значит имя главного персонажа? Если добавить вначале букву З.
В большинстве описаний исходной сказки Емеля обозначается, как не столько ленивый, сколько глупый. Считаете ли вы его таковым? И почему вообще ему досталась волшебная рыба?
Говоря о фильме хочу выделить четыре момента.
Первый. Актёры от игры которых зависит общее восприятие картины. Понятно, что оценка эта - дело субъективное, но как по мне...
Емеля (Никита Кологривый) убедителен, обаятелен и вообще хорош. С первого взгляда и без подсказок понимаешь: о, это Емеля! А ближе к концу получаешь ответ на вопрос: так почему же именно с ним всё это случилось!
Щука-Василиса (Мила Ершова) - просто великолепна, какое-то удивительное сочетание классической Алёнушки из старых русских сказок с её чистотой, непорочностью и искренней добротой. И дерзостью современной девчонки (без перегибов и пошлостей, конечно). Щука меня покорила почти сразу :).
Фактурный царь (Роман Мадянов) один из любимых актёров и, пожалуй, единственный кого я узнал в лицо. Его персонаж кардинально отличается от книжного прототипа и справился с ролью он на отлично. Что важно, царь наш душевный, в меру хитрый, совсем не злой и уж точно не глупый. Наделённый хорошими человеческими качествами.
С остальными тоже всё на отлично. Перечислять всех нет смысла. Каждый здесь гармоничен и органичен. Сергей Бурунов хотя и отметился лишь "закадровым голосом", но его, уверен, отметят и запомнят. А уж душераздирающую песенку про котят... жаль не запомнил слова с первого раза, обязательно бы процитировал!
Философия и сюжет!
По классике успешного кино в сюжете помимо "завязки-развязки" непременно должна быть драматургия, основная мысль и развитие не только сюжета в целом, но и развитие главного героя. Противостояние добра и зла. А зло, как известно в жизни, часто совсем не явное. Но умело мимикрирующее под "добро", "своего-родного", того что рядом. И представляется совсем не тем, кем является на самом деле! Распознать это - вот где поучительная история! Не правда ли?
Что отличает русского человека? Доброта, любовь и готовность к самопожертвованию. Всё это есть здесь. Причём, не только со стороны главного героя, который, в отличие от оригинальной сказки, действительно круто преображается по ходу развития сюжета.
Несмотря на кажущуюся недостижимость испытаний, движимый тем самым ослепляющим чувством, достигает поставленных целей, решает их без всякого волшебства и чудес.
Как мне кажется, это одна из базовых тем и та самая мысль, которую хотели донести создатели. Сказка ложь - да в ней намёк! Можно сказать, что волшебная щука стала драйвером, мотиватором и источником веры для героя. Дальше: вижу цель - не вижу препятствий. Впрочем, были и некоторые повороты, куда без этого?
Это в сочетании с небанальным и местами неожиданным сюжетом понравилось мне в этом фильме мне больше всего.
Пасхалки и отсылки.
В начале я сказал о том, что старые сказки требуют более свежего взгляда. А уж в условиях "геополитических вихрей" особенно. Если взглянуть на фильм с этой стороны, то можно увидеть большое количество отсылок и пасхалок к другим известным историям. Как в части появления известных персонажей, правда предстающих в несколько неожиданном амплуа. Так и завуалированном.
Внимательный зритель наверняка увидит отсылки к "Иван Васильевич меняет профессию", и "Шрек" и многие другие известные истории. Наши и зарубежные. Но это если в целом.
Забавно в фильме обыграно наше противостояние с англосаксами. От которых, как известно, ничего путного не жди. Одно высокомерие и обман.
Стремление инфантильной молодёжи этому самому Западу слепо подражать и готовность отдаться за побрякушки, считая, что там всё лучше, не замечая своего.
Стереотипы о "страшной загранице" тоже показаны весьма забавно. Для многих ведь и правда пересечение границы - это словно окунуться в какую-то враждебную среду, иной мир, обратной дороги откуда нет. Есть - говорит нам сказка про Емелю!
Словом, внимательный зритель обязательно увидит много таких неслучайных "вкраплений" о современной жизни под призмой старой сказки. Что, собственно, и придаёт той самой "свежести" уже известной истории.
Музыка (сундтрек).
Возможно, не самый очевидный, но всё же один из факторов влияющих на восприятие картины. А для меня, человека не представляющего жизни без музыки, особенно.
Приятно было отметить, что создатели поработали и над этим. Создав довольно стильный музыкальный ряд. Не только отражающий настроение момента на экране. Но и являющийся неким симбиозом аутентичной славянской музыки с некоторыми современными мелодиями. А уж вальс Мендельсона на гуслях так вообще. Ну и упомянутая песня про котят, конечно!
Полагаю, моё восприятие фильма вам уже вполне понятно. И надеюсь, я смог в достаточной степени обосновать свою позицию, чтобы исключить возможность услышать банальное: сколько заплатили автору? Вполне допускаю, что кому-то из вас этот фильм не понравится. Но я с удовольствием посмотрю его ещё раз уже в домашней обстановке. И отнёс его к "золотой коллекции" личной подборки. С первого взгляда.
Не могу обойти вниманием и ещё один момент. Когда мы (мы - в самом широком смысле) говорим о кассовых голливудских фильмах, то всегда обращаем пристальное внимание на режиссёра, актёров и продюсеров. Эти фамилии всегда на обложке и звучат в рекламных тизерах.
В русскоязычном кино это как-то не принято. Хотя очевидно, что в стране выросло новое поколение (необязательно молодых) талантливых и харизматичных актёров. То, что, кстати, стремительно теряет Голливуд в погоне за псевдоинклюзивностью. Пара главных героев (Емеля и Щука-Василиса) для меня стали очень приятным открытием. Тогда как Мадянов и Бурунов заслуженные монстры.
Режиссёр Александр Войтинский - ещё один чистый лист для меня. В его не слишком длинном послужном списке нет ни одного фильма, который бы я смотрел. Но в числе анонсов значится "Огниво". Премьера в 2024 году.
А вот продюсер. О том, что Сергей Сельянов один из создателей этого кино я узнал уже после просмотра. Но когда узнал в голове сразу возникло: а, ну тогда понятно.
Перечислять всё нет смысла. Кому интересно - посмотрите сами к какому количеству и каким проектам имеет отношение этот "динозавр киноиндустрии". Недавно писал о фильме "Снегирь" который, как и я взял премию Росрыболовства. Так вот и его продюсировал Сельянов. Из ближайших упомянутое Огниво, Ганзель и Гретель, Три Богатыря...
Словом, русский кинематограф обретает не только форму, но и содержание. А значит, при должном подходе в состоянии достичь качественного иного уровня на мировой арене. Отойти от закостенелого поклонения многократно дискредитировавшей себя статуэтке Оскара. Самим став "законодателями мод".
Такие мысли пронеслись в моей голове ещё в новогодние каникулы. А сейчас я уже могу говорить об этом со всей уверенностью.
И тот факт, что в десятиминутном анонсе перед началом показа фильма продемонстрировали сразу восемь премьер на ближайшие месяцы в категории 6+ и все без исключения отечественного производства - лишь усиливают эту мою уверенность.
Спасибо всем, кто дочитал до конца.
Впервые здесь? Подписывайтесь!
Про Чебурашку, кому интересно, писал здесь:
Дмитрий Матвеев || DM_812 - A posteriōri
Новости, комментарии к событиям "Новости DM_812".
В ВК vk.com/dm_812