Найти тему

Какая бывает дислексия: о видах и формах

Оглавление

Ребёнок плохо читает и пишет? Ещё 10 лет назад даже специалисты могли сказать что-то о лени или нехватке способностей, сейчас ситуация изменилась. Вероятнее всего сразу скажут о дислексии.

«А вот в наше время такого не было...»

Да, в последнее время дислектиков стало гораздо больше. Но это не значит, что их не было 10-20 или 50 лет назад. Вспомните, наверняка в вашем классе были девочки и мальчики, которые читали медленнее остальных, получая за это грозное «надо лучше стараться».
У вас в классе была девочка или мальчик, которым было сложно читать?
У вас в классе была девочка или мальчик, которым было сложно читать?

Всё гораздо проще. Методы диагностики дислексии постоянно совершенствуются, особенно в последнее время. Мы лучше понимаем, как работает наш мозг, как влияют первые годы жизни и среда обитания, почему появляются различные особенности восприятия.

И в последние годы стало гораздо больше ДИАГНОСТИРОВАННЫХ дислектиков. Не только детей, но и взрослых. Кто-то в 20-30 лет получает ответ на вопрос: «почему я не могу читать как другие?».

Многие живут с дислексией всю жизнь, не подозревая, что у их особенности есть какое-то название. Приспосабливаются — находят свои способы читать быстрее и без ошибок, но на это уходит много времени.

Дислексия бывает разная

Она отличается формой и степенью тяжести, поэтому кому-то проще преодолеть трудности чтения, а кто-то годами читает по слогам.

Давайте разберёмся в формах дислексии, ведь здесь не всё так просто. Существует несколько классификаций, но мы рассмотрим только 2 основные.

Первое. Можно посмотреть на дислексию с точки зрения нарушения восприятия — слухового, зрительного или моторного. По такому принципу строится наиболее общая классификация, которая делит нарушение на 3 вида:

  • Акустическая

Появляется, когда слуховой анализатор неправильно развивается или есть какой-то дефект. У таких детей есть сложности с восприятием звуков на слух — они часто не различают похожие звуки. Например: Ж и Ш, З и С, Б и П.

  • Оптическая

Возникает из-за нарушения зрительного восприятия. Это мешает ребёнку сопоставить то, как звук произносится и выглядит на письме (не может сопоставить звук с буквой). Чаще всего в такой ситуации сложно узнавать буквы и слова, похожие в написании.

  • Моторная

Напрямую зависит от движения глаз — появляется, когда есть какие-то затруднения. Зрительное поле узкое, поэтому сложно сфокусировать взгляд на одной строке и даже абзаце. Ребёнок часто теряет слова во время чтения.

Эта классификация проста и понятна, но она не учитывает все виды нарушений, которые могут стать причиной трудностей с чтением.

Виды дислексии различаются по нарушениям в восприятии текста, которыми были вызваны
Виды дислексии различаются по нарушениям в восприятии текста, которыми были вызваны

Второе. Чаще всего используют классификацию, которую разработала Раиса Лалаева — педагог и дефектолог. В ней 8 видов дислексии:

Фонематическая

  1. Неправильно работает фонематическая речевая система мозга, из-за этого ребёнок искаженно воспринимает звуки. Проявляется в 2-х формах: когда есть сложности с запоминанием букв и часто происходит замена на схожие по звучанию; когда ребёнок прочитывает каждую букву по отдельности, не соединяя их в слоги (может переставлять местами и добавлять лишние звуки).

Семантическая

  1. Ребёнок без ошибок читает слоги и слова, но совсем не понимает прочитанного. Проблема возникает на уровне смысла и интерпретации — ребёнок просто не понимает, как связаны слоги и слова внутри текста.

Мнестическая

  1. Есть проблемы в последовательности «восприятие — анализ — воспроизведение информации», которую выполняет наш мозг. Зачастую таким детям сложно объяснить, как связаны буквы и звуки, у них нет речевой памяти. Например, они не могут последовательно воспроизвести слова, буквы и звуки. Будут пропускать и менять местами.

Вербальная

  1. Возникает из-за поражений мозга, сопутствует нарушениям речи. Таким детям очень сложно научиться читать, часто они делают это справа-налево.

Аграмматическая

  1. Сопровождает тяжелые нарушения речи, возникает из-за того, что ребёнок не понимает грамматический строй языка. Неправильно выбирает окончания («за столах», «у бабушкой») и нарушает согласование частей фразы («тряпка мокрое», «сапоги тёплая»).

Оптическая

  1. Появляется, потому что мозг не может зрительно анализировать формы. Ребёнок путает схожие в написании буквы (Л-Д, З-В), заменяет их друг другом. Может сказываться на рисовании — у ребёнка не получится повторить рисунок по образцу без искажения форм или пропуска деталей.

Литеральная оптическая

  1. Ребёнок плохо распознаёт только некоторые буквы.

Тактильная

  1. Бывает только у детей с нарушениями зрения, которые читают по Брайлю. Так, им сложно соотносить звуки и тактильные ощущения, каждая буква воспринимается отдельно.
-3

Зачем знать вид дислексии?

Понять, из-за чего возникли проблемы с чтением. Это очень поможет при составлении программы коррекции.

Как понять, какой вид дислексии у вашего ребёнка?

Лучше всего обратиться к специалистам. Логопед оценит речевые причины, а нейропсихолог — нарушения в восприятии информации. Записывайтесь сейчас, чтобы пройти диагностику бесплатно.