Найти тему

Дислексия у детей — что это? Признаки, причины и что с этим делать

Оглавление

Если говорить просто, то ребёнку с дислексией трудно воспринимать письменный текст. Вместо «Растет не по дням, а по часам» он увидит «Рсатет не по дням, а по сачам». Это так, для примера. На деле дислексия проявляется по-разному.

При дислексии ребёнок воспринимает текст совершенно иначе. Видит буквы частично, буквы разъезжаются или наоборот сбиваются в кучу.
При дислексии ребёнок воспринимает текст совершенно иначе. Видит буквы частично, буквы разъезжаются или наоборот сбиваются в кучу.

Важно! В России под термином «дислексия» понимают именно трудности с чтением, хотя в других странах она «включает» и другие трудности: с письмом, применением правил.

Скажем сразу, дислексия не зависит от уровня интеллекта. Иногда её даже называют признаком гениальности, так как ею страдают многие знаменитости, такие как: Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо, Агата Кристи, Джордж Вашингтон и прочие.

Дислексия — признак гениальности? Есть только совпадения и предположения, никаких научных обоснований не найдено.

Официально 5-10% школьников сталкиваются с трудностями в восприятии письменного текста. И эта цифра постоянно растёт.

Дислексия как паровоз. Она тянет за собой целую вереницу проблем — ребёнку сложно учиться и общаться с другими людьми, уверенность в себе постепенно падает, пропадает интерес к новым знаниям.

Симптомы дислексии у ребёнка, которые легко пропустить

Первые признаки, что есть трудности с чтением, появляются в дошкольном возрасте. Обратите внимание, если ребёнок:

  • часто путает похожие по произношению слова;
  • переставляет местами звуки, когда говорит;
  • не может выучить текст с рифмой;
  • плохо справляется с заданиями на мелкую моторику;
  • не обладает чувством ритма.

В подготовительной группе и начальных классах дислексия становится уже очевидна. Согласитесь, сложно игнорировать, когда ребёнок:

  • пытается читать справа на лево;
  • тяжело запоминает буквы и цифры, путается;
  • читает хуже, чем большинство сверстников;
  • не до конца понимает смысл прочитанного;
  • не сразу запоминает новые слова, поэтому словарный запас небольшой.

Дислексия не приходит одна. Зачастую «в комплекте» идёт дисграфия — трудности с письмом. В этом случае иногда достаточно заглянуть в тетрадь ребёнка, чтобы задуматься о полноценной диагностике.

В тетрадях много ошибок, буквы разбегаются в разные стороны или сбиваются в кучу, а диктанты превращаются в настоящее мучение.

Ребёнку с дислексией сложно не только читать, но и писать. Это приводят к проблемам с учёбой и самооценкой.
Ребёнку с дислексией сложно не только читать, но и писать. Это приводят к проблемам с учёбой и самооценкой.

Это не лень или неряшливость — именно такое мнение можно встретить до сих пор. Дети с дислексией обладают особенностями, из-за которых просто не могут читать и писать на уровне сверстников.

Дислексию провоцируют различные причины

Родителям всегда важно понять, что конкретно пошло не так, почему у ребёнка появились трудности с чтением.

Итак, почему может появиться дислексия?

  1. Предрасположенность
    Это не генетическое заболевание. Но если у вас были трудности с чтением, то и у вашего ребёнка они могут появиться. Генетические особенности играют свою роль.
  2. Поражения центральной нервной системы
    Здесь список получится внушительным — повреждения во время беременности и родов, нейроинфекции, черепно-мозговые травмы. Всё, что влияет на работу нашего мозга.
  3. Педагогическая и социальная запущенность
    Плохие условия для жизни, недостаток общения и внимания могут привести к проблемам в развитии и поведении.
  4. Языковой барьер
    Обучение чтению на неродном языке может стать толчком для развития в дислексии. Особенно, если в это время активно формируется речь.

Что делать, если у ребёнка дислексия?

Главное — не расстраивайтесь. Верьте в себя и своего ребёнка, начинайте действовать.

Помните! Чем раньше вы начнёте работать над проблемой, тем лучше. Сначала обязательно проведите диагностику у психолога и логопеда.

Дислексию принято корректировать через обучение. Специалисты оценивают навыки ребёнка, чтобы составить индивидуальную программу.

Основная задача — найти альтернативный способ чтения, подтянуть отстающие навыки и развить сильные стороны.

Что можно сделать самостоятельно?

  1. Больше читать, чтобы лучше различать буквы и звуки, пополнить словарный запас.
  2. Заниматься в подходящем месте, где ничего не отвлекает.
  3. Развивать речь, ведь она напрямую связана с письмом и чтением.
  4. Ходить на циклические виды спорта, которые развивают межполушарные связи.
-3

Без профессиональной помощи не обойтись. Только логопед и нейропсихолог могут составить программу, которая даст результат — поможет ребёнку научиться читать быстро, понимать прочитанное.

Думаете, что у вашего ребёнка дислексия?

👉 Переходите по ссылке, чтобы пройти бесплатную онлайн-диагностику у логопеда и нейропсихолога.

Каждый ребёнок заслуживает, чтобы его понимали!