Санкции, наверное...
Вы помните?
Именно "Спящая красавица" открывала сезон 2020 / 21 после полугода всеобщей самоизоляции.
Это было событие!
"Насмотренные" зрители - как всегда, недовольны: зачем такой трудный и многонаселенный спектакль? Труппа, наверное, еще не пришла в себя, да и персонал тоже...
А по моему мнению - правильно!
Наши люди хорошо работают ради грандиозных целей. Миленько и скромненько - не для нас.
Отзыв написан 8 октября 2020 г.; спектакль состоялся 30 сентября 2020 года.
В отличие от растерянной и притихшей Новой сцены, в главном здании Большого театра все тот же гламур и шик. В буфете очереди за шампанским — хотя бокалы, похоже, одноразовые. В зале почти все сидят без масок, зато с планшетами, фотографируют без стеснения, капельдинеры теперь боятся замечания делать. В одежде у наших зрителей, как всегда, впечатляющий плюрализм — то шпильки, то ботинки на тракторной подошве. Последний писк моды — свитер, как для зимовки в Антарктике, и вязаная шапка, в ближних рядах партера, я обычно людей не фотографирую без их согласия, но тут было невозможно удержаться.
Обратите внимание:
Билет должен быть распечатан на бумаге, и спорить бесполезно. Для театра электронный билет — это билет, который вы купили электронно, и только. Впереди меня две барышни пытались предъявить охране свои смартфоны — из этого ничего не выйдет. И не только в Большом. В Венской опере пришлось бы еще заранее пойти в кассу и поменять распечатку на фирменный бланк, и попробуйте возразить...
И еще, чтобы не забыть:
На время коронавируса Большой театр придумал особый порядок продажи билетов: приказано ходить только парами. Это значит, что основной тариф на сайте - два места сразу, между ними и следующей парой - одно свободное. Если сбоку что-то остается, те места продают уже как одиночные. Понятное дело, так доход-то больше, чем при шахматной рассадке.
С другой стороны, и шахматная рассадка вряд ли была бы лучше. Чтобы соблюсти 50% заполняемости, изъяли из продажи места, с которых все равно ничего не видно; в основном это четвертый ярус, где обычно зрители проводят время стоя.
Но снизу, из партера, это почти незаметно, впечатление - как всегда, как будто заполнен весь зал.
Между тем персонал старается, как может: капельдинеры — сама любезность, гардеробщики больше не ворчат, когда я прихожу за пальто в числе последних, потому что долго хлопаю артистам, а охранник при входе мне даже дверь помог открыть, она тяжелая, с цветами в руке не всегда справишься.
И, конечно, артисты в восторге от того, что можно снова выйти на сцену, все в отличной форме и в еще лучшем настроении. И как им это удалось, пока театр был на карантине?
Признаюсь честно, балет «Спящая красавица» мне не очень нравится, извините за рифму; это единственный поставленный Григоровичем спектакль, к которому я отношусь довольно скептически. Ну не надо сразу кидаться балетными тапочками! На мой сугубо непросвещенный взгляд, Григоровичу превосходно удаются трагедии, а «Спящая красавица», вроде бы жизнерадостный спектакль, но для меня оказался на редкость скучным.
Не очень помогают делу и помпезные мрачноватые декорации, творчество импортных художников, тоже можете оценить на фото.
Какая-то конъюнктурная история с приглашением этих итальянцев, по-моему. Вполне возможно, что оформление Вирсаладзе выглядело изящнее, попробую найти в Интернете.
А уж половое покрытие, не побоюсь этого слова! При каждом шаге на сцене раздается дикий скрип, словно гвоздем по стеклу! Неужели этот балетный линолеум такой дорогой, что нельзя поменять, хоть он и явная некондиция…
Но зато состав артистов превосходный! Всех перечислить не удастся, программку сфотографирую и сюда приложу. Завтра. А пока у зрителей есть возможность угадать, кто есть кто.
Начнем с дирижера
«Спящая красавица» - многонаселенный балет, похоже, композитор специально сочинял для театра с большой труппой, каждому солисту — по отдельному номеру.
Принцесса была скромна, мила и твердо стояла на пуантах,
...принц летал по сцене с явным удовольствием от процесса,
...а тут они вдвоем, со всеми вместе
... а тут уже только вдвоем, перед занавесом
... все добрые феи излучали уверенность в завтрашнем дне и даже столетии — они там через 100 лет просыпаются.
Сказочные герои - истинно сказочные:
(Дополнение от 2023) Голубая птица - это было первое выступление - летала-летала и теперь совсем улетела...
...Красная шапочка с Серым волком
Золушка и принц Фортюне
Повеселила хулиганистая фея Карабос. "Она" вышла совсем не страшной, скорее забавной, такая комическая старуха с шамкающим ртом и трясущимися руками. За образец, наверное, была взята легендарная Баба-Яга в исполнении Георгия Милляра.
Там есть такой эпизод, когда принцесса просыпается, а злая фея от досады, наоборот, падает без чувств, и ее уносят черти в ад, в правую кулису, то есть. Кстати, обе служебные ложи именно с правой стороны были заняты, внизу педагоги, наверху — стайка юных барышень. Так вот, тело старушенции расположено горизонтально, а ее короткая, меньше полуметра, трость — строго вертикально, причем на уровне центра тяжести. Тут надо вспомнить, что эту партию в Большом театре традиционно исполняют мужчины. Забавно.
Оригинал здесь
P.S.
Предыдущие статьи о разных театрах здесь,
Про разные города и страны — тут.