Найти тему
Авиация мира

Летающий Индус в Российском музее. Первый опытный МиГ-27МЛ, создавававшийся для ВВС Индии в Музее реактивной авиации в Орешково.

История сотрудничества Советского Союза и Индии очень интересна и многогранна. Началось все в начале 60х годов прошлого века с поставок, а в дальнейшем и лицензии на советский истребитель МиГ-21, причем для ВВС Индии была создана отдельная модификация этого знаменитого самолета, на базе МиГ-21ПФ, получившая обозначение МиГ-21ФЛ. Затем Индия закупала истребители -бомбардировщики Су-7Б, которые хорошо себя показали во время Индо-Пакистанских конфликтов. В конце 70х годов прошлого века стало понятно, что Су-7 окончательно устарел и ему нужна замена. СССР предложил первоначально истребители-бомбардировщики МиГ-23БН, тем более, что ВВС Индии уже получали чистые истребители МиГ-23МФ. Но МиГ-23БН не совсем устраивал Индийских военных, которые уже имели информацию о появлении в СССР гораздо более совершенного МиГ-27. Получив ударные МиГ-23БН, Индусы продолжили попытки получения новейших ударных самолетов ОКБ Микояна. Параллельно, как это принято, шли переговоры с западными производителями авиационной техники, завершившиеся подписанием контракта на Франко-английские истребители-бомбардировщики Sepegat Jaguar при этом с лицензионным производством этих самолетов в Индии.

Руководство СССР, поняв, что можно потерять очень выгодный заказ продолжило переговоры и в марте 1982 года между СССР и Индией было заключено соглашение о поставках в Индию , а также о лицензионном производстве истребителя бомбардировщика МиГ-27М. Для Индийских ВВС создавалась отдельная модификация МиГ-27МЛ, получившая в Индийских ВВС собственное имя Bahadur , что в переводе на русский означало Храбрец. Работы шли очень быстро и уже в апреле 1984 года, на Иркутском Авиационном Заводе был выпущен герой этой публикации. Первый опытный МиГ-27МЛ экспортной модификации (32-29Л), с номером 1080101. После облета, самолет был переправлен на испытательную базу ОКБ Микояна, где в дальнейшем был плотно задействован в программе испытаний МиГ-27МЛ.

Контракт по лицензионному производству МиГ-27 в в Индии был многоэтапным.

Первый этап - технологические комплекты получаемые из СССР и "отверточная сборка" в Индии

2 и 3 этапы- поставка готовых узлов и агрегатов с началом производства элементов конструкции в Индии. Поставлялись готовые узлы и сборки.

4 этап - поставка из СССР только материалов, металла и заготовок для силовых элементов конструкции.

Для производства новых МиГов был выделен завод в г.Насик, до этого производивший по лицензии МиГ-21ФЛ, что обеспечило понимание конструкторских решений, использовавшихся в КБ МиГ. Параллельно шли работы по освоению производства авиационных Двигателей Р-29Б-300, советского БРЭО и прочего оборудования.

В Индию были направлены большие группы отечественных, конструкторов, технологов и профильных специалистов. Темп был взят очень высокий и первый Бахадур собранный в г.Насик выкатили в октябре 1984 года. ВВС Индии приняли его в самом конце 1984 года. А 11 января 1986 года первое боевое авиационное подразделение Индийских ВВС, эскадрилья №32 Tiger Sharks получившая новенькие самолеты, доложила о полной боевой готовности. Всего в Индии было собрано 165 МиГ-27МЛ.

В это время первый опытный МиГ-27МЛ работал в КБ Микояна, в 90-е годы он частенько показывался на различных авиационных выставках и авиасалонах МАКС. Затем машина попала сначала в калашный ряд, а совсем недавно была передана на аэродром Орешково, где и заняла свое место в экспозиции Музея. Это единственный МиГ-27 в данной модификации на территории России.

-2