1 сентября 2023 года вступил в силу закон о штрафах за отсутствие маркировки на рекламных объявлениях в интернете.
Система маркировки пока сырая, вопросов у маркетологов, администраторов интернет-ресурсов и владельцев бизнеса много.
Мы проанализировали вопросы, которые задают маркетологи, таргетологи, smm-специалисты и, конечно, предприниматели и владельцы бизнеса про маркировку digital-рекламы. В этой статье разберем самые популярные и важные из них. Рассказываем подробно: как устроена маркировка рекламы в интернете, а также что делать, чтобы не получить штраф.
1. Какой закон регулирует digital-рекламу?
Федеральный закон N 347-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (с изменениями и дополнениями), который был принят Государственной Думой 17 июня 2021 года.
Его цель: Сделать всю digital-рекламу более прозрачной для государства и оградить пользователей от недобросовестных рекламных объявлений. Когда система будет полностью отлажена, ФАС и РКН будут быстрее обнаруживать рекламу, противоречащую требованиям, и устранять ее, а ФНС будет тщательнее контролировать вопрос налогообложения.
Что теперь?
Теперь каждое рекламное объявление в интернете нужно сначала помечать уникальным кодом, а потом предоставлять в Роскомнадзор отчеты о показах, расходах и обо всех изменениях в цепочке размещения.
Закон вступил в силу 1 сентября 2022 года.
Но в период с 01.09.2023 до 01.03.2023 проводили его апробацию и обкатку всех механизмов, поэтому ответственности за нарушения не было.
В июле 2023 опубликовали еще один закон о штрафах за нарушения закона о рекламе — 274-ФЗ. В нем подробно описано, какая ответственность грозит за отсутствие маркировки на рекламных объявлениях в интернете. Закон вступил в силу 1 сентября 2023 года.
2. Какие штрафы за несоблюдение закона действуют?
На данный момент установлены штрафы в размере:
Для физлиц - от 10 000 до 30 000 рублей,
Для должностных лиц — от 30 000 до 100 000 рублей,
Для юридических лиц — от 200 000 до 500 000 рублей.
Для операторов рекламных данных за нарушение обязанностей также введены штрафы:
для должностных лиц предусмотрено наказание от 100 000 до 200 000 рублей,
для юридических лиц — от 300 тыс. до 700 тыс. рублей.
На момент написания этой статьи (октябрь 2023) новая система работает несовершенно. Но, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Первые дела о нарушениях закона о маркировке уже заведены.
Например, первое дело было заведено на владельца телеграм-канал "Мой Нижний Новгород" еще сентябре 2023 года, то есть сразу после вступления закона о штрафах в силу.
3. Что такое маркировка?
Маркировка состоит из 3 частей:
- уникального кода, состоящего из букв и цифр (токен),
- пометки «Реклама»,
- юр.данных о рекламодателе
Все это показывает пользователям, что перед ними реклама.
4. Что такое токен и как его получить?
Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) регистрирует объявления и собирает данные, которые ему передает оператор рекламных данных (ОРД).
Токен - уникальный код-идентификатор, состоящий из латинских букв и цифр, который присваивается каждому креативу. В нем зашифрована информация об ОРД, а также уникальный код, который ОРД присвоил креативу. Передать что-то напрямую в ЕРИР, минуя ОРД, нельзя.
Сейчас работает 7 ОРД:
- Яндекс,
- ВК (VK),
- «Медиаскаут» (МТС),
- «Озон ОРД» (Ozon),
- «ОРД-А» (AmberData),
- «Первый ОРД» (Вымпелком),
- «ОРД-Лаборатория разработки» (Сбер).
5. Какие юридические данные о рекламодателе нужны?
Для получения токена и регистрации объявления необходимо предоставить юр.данные о компании. От вас потребуется: название компании/ФИО (для физлиц и самозанятых), ИНН и адрес. Чтобы данные появлялись в рекламных креативах, достаточно один раз внести их в настройки рекламного кабинета. При работе через агентство юр.данные вносит агентство.
6. Когда нужно регистрировать креатив
Публикацию необходимо зарегистрировать до создания креатива. Однако, если это онлайн-трансляция блогеров с нативным упоминанием бренда, то эфир регистрируется и маркируется по всем правилам ОРД уже после публикации..
7. Какую рекламу нужно маркировать?
Под требования закона № 347-ФЗ, статья 18, пункт 4 попадает вся digital-реклама, которая транслируется на территории России, в том числе, контекстные и таргетированные объявления, медийная и нативная реклама, SEO, а также размещение в блогах и СМИ.
Исключение:
Email-рассылки по собственной базе и push-уведомления
А также TV- и радиоролики, которые публикуются в интернете без изменений по сравнению с первоисточником.
8. Как вносить изменения и правки в креативы?
- Каждый креатив, даже если в него внесены небольшие правки, нужно регистрировать как новый.
- Чтобы зарегистрировать множество креативов, можно воспользоваться API ОРД для автоматизированной регистрации.
- Для создания динамических креативов нужно получать токен на каждый компонент.
9. Нужно ли маркировать рекламу, если рекламодатель находится не в России?
Маркируется интернет-реклама, которая транслируется на территории России.
Если рекламодатель находится не в России, но реклама показывается на территории России — маркировка проводится по всем правилам.
10. Что может увидеть рекламодатель через ЕРИР?
Через ЕРИР рекламодатель видит информации о:
- бюджетах, которые были потрачены на рекламу
- договоры с подрядчиками (фрилансерами и агентствами),
- креативы и количество показов за отчетный период
К этой же информации через ЕРИР получают доступ ФНС, ФАС и РКН.
Продолжение в следующей части