Найти тему
BTR - маркетинг B2B

Маркировка интернет-рекламы: 20 важных вопросов

1 сентября 2023 года вступил в силу закон о штрафах за отсутствие маркировки на рекламных объявлениях в интернете.

Система маркировки пока сырая, вопросов у маркетологов, администраторов интернет-ресурсов и владельцев бизнеса много.

Мы проанализировали вопросы, которые задают маркетологи, таргетологи, smm-специалисты и, конечно, предприниматели и владельцы бизнеса про маркировку digital-рекламы. В этой статье разберем самые популярные и важные из них. Рассказываем подробно: как устроена маркировка рекламы в интернете, а также что делать, чтобы не получить штраф.

1. Какой закон регулирует digital-рекламу?

Федеральный закон N 347-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (с изменениями и дополнениями), который был принят Государственной Думой 17 июня 2021 года.

Его цель: Сделать всю digital-рекламу более прозрачной для государства и оградить пользователей от недобросовестных рекламных объявлений. Когда система будет полностью отлажена, ФАС и РКН будут быстрее обнаруживать рекламу, противоречащую требованиям, и устранять ее, а ФНС будет тщательнее контролировать вопрос налогообложения.

Что теперь?

-2

Теперь каждое рекламное объявление в интернете нужно сначала помечать уникальным кодом, а потом предоставлять в Роскомнадзор отчеты о показах, расходах и обо всех изменениях в цепочке размещения.

Закон вступил в силу 1 сентября 2022 года.

Но в период с 01.09.2023 до 01.03.2023 проводили его апробацию и обкатку всех механизмов, поэтому ответственности за нарушения не было.

В июле 2023 опубликовали еще один закон о штрафах за нарушения закона о рекламе — 274-ФЗ. В нем подробно описано, какая ответственность грозит за отсутствие маркировки на рекламных объявлениях в интернете. Закон вступил в силу 1 сентября 2023 года.

2. Какие штрафы за несоблюдение закона действуют?

На данный момент установлены штрафы в размере:

Для физлиц - от 10 000 до 30 000 рублей,
Для должностных лиц — от 30 000 до 100 000 рублей,
Для юридических лиц — от 200 000 до 500 000 рублей.

Для операторов рекламных данных за нарушение обязанностей также введены штрафы:

для должностных лиц предусмотрено наказание от 100 000 до 200 000 рублей,
для юридических лиц — от 300 тыс. до 700 тыс. рублей.

На момент написания этой статьи (октябрь 2023) новая система работает несовершенно. Но, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Первые дела о нарушениях закона о маркировке уже заведены.

Когда увидел штрафы за отсутствие маркировки
Когда увидел штрафы за отсутствие маркировки

Например, первое дело было заведено на владельца телеграм-канал "Мой Нижний Новгород" еще сентябре 2023 года, то есть сразу после вступления закона о штрафах в силу.

Первое сообщение о первом деле против владельца telegram-канала 20 сентября
Первое сообщение о первом деле против владельца telegram-канала 20 сентября

3. Что такое маркировка?

Маркировка состоит из 3 частей:

  • уникального кода, состоящего из букв и цифр (токен),
  • пометки «Реклама»,
  • юр.данных о рекламодателе

    Все это показывает пользователям, что перед ними реклама.

4. Что такое токен и как его получить?

Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) регистрирует объявления и собирает данные, которые ему передает оператор рекламных данных (ОРД).
Токен - уникальный код-идентификатор, состоящий из латинских букв и цифр, который присваивается каждому креативу. В нем зашифрована информация об ОРД, а также уникальный код, который ОРД присвоил креативу. Передать что-то напрямую в ЕРИР, минуя ОРД, нельзя.

Сейчас работает 7 ОРД:

- Яндекс,
- ВК (VK),
- «Медиаскаут» (МТС),
- «Озон ОРД» (Ozon),
- «ОРД-А» (AmberData),
- «Первый ОРД» (Вымпелком),
- «ОРД-Лаборатория разработки» (Сбер).

5. Какие юридические данные о рекламодателе нужны?

Для получения токена и регистрации объявления необходимо предоставить юр.данные о компании. От вас потребуется: название компании/ФИО (для физлиц и самозанятых), ИНН и адрес. Чтобы данные появлялись в рекламных креативах, достаточно один раз внести их в настройки рекламного кабинета. При работе через агентство юр.данные вносит агентство.

6. Когда нужно регистрировать креатив

Публикацию необходимо зарегистрировать до создания креатива. Однако, если это онлайн-трансляция блогеров с нативным упоминанием бренда, то эфир регистрируется и маркируется по всем правилам ОРД уже после публикации..

7. Какую рекламу нужно маркировать?

Под требования закона № 347-ФЗ, статья 18, пункт 4 попадает вся digital-реклама, которая транслируется на территории России, в том числе, контекстные и таргетированные объявления, медийная и нативная реклама, SEO, а также размещение в блогах и СМИ.

Исключение:

Email-рассылки по собственной базе и push-уведомления

А также TV- и радиоролики, которые публикуются в интернете без изменений по сравнению с первоисточником.

8. Как вносить изменения и правки в креативы?

  • Каждый креатив, даже если в него внесены небольшие правки, нужно регистрировать как новый.
  • Чтобы зарегистрировать множество креативов, можно воспользоваться API ОРД для автоматизированной регистрации.
  • Для создания динамических креативов нужно получать токен на каждый компонент.

Твои чувства, когда читаешь правила внесения изменений в креативы
Твои чувства, когда читаешь правила внесения изменений в креативы

9. Нужно ли маркировать рекламу, если рекламодатель находится не в России?

Маркируется интернет-реклама, которая транслируется на территории России.
Если рекламодатель находится не в России, но реклама показывается на территории России — маркировка проводится по всем правилам.

10. Что может увидеть рекламодатель через ЕРИР?

Через ЕРИР рекламодатель видит информации о:

- бюджетах, которые были потрачены на рекламу
- договоры с подрядчиками (фрилансерами и агентствами),
- креативы и количество показов за отчетный период

К этой же информации через ЕРИР получают доступ ФНС, ФАС и РКН.

Продолжение в следующей части