Найти в Дзене

Палеонтологический музей в Москве — шедевр архитектуры и монументального искусства

Оглавление

Совсем недавно я впервые за всю свою почти 30-летнюю жизнь, проведенную в столице, посетила московский Палеонтологический музей имени Ю. А. Орлова. Шла я туда посмотреть на динозавров, но впечатлена была больше самим зданием и оформлением залов, о чём и хочу рассказать.

Моя предыстория

О существовании странного кирпичного здания, прячущегося в зеленой зоне на юго-западе Москвы, я знала с детства. Потому что как раз живу на юго-западе, и путь из дома на дачу всегда пролегал по Профсоюзной, где и стоит музей. Но о том, что это — музей, и какого рода музей, я не подозревала.

У меня вообще почему-то проглядывавшие сквозь зелень деревьев кирпичные стены, ещё и в таком «неживом» (в том смысле, что рядом нет жилых домов и какой-то инфраструктуры) месте, ассоциировались с крематорием. Но это, как говорится, мои личные психологические проблемы :)

Так вот. Недавно я до музея таки-добралась. И оказалось, что он прекрасен! Как внутри, так и снаружи, как по форме, так и по содержанию.

-4

Когда я увидела здание, у меня появилась ассоциация с Германией. Не могу сказать почему, просто такая вот ассоциация. А вообще, здание снаружи напоминает крепость: монолитные стены без окон, возвышающиеся башни, массивные двери, напоминающие ворота.

Про архитектуру и историю создания

Работа над созданием здания музея началась в 1965 году, на пике модернистских устремлений. Но путь этот был сложен и тернист, изначальные идеи не были воплощены в жизнь, о чем подробнее можно почитать в статье The Art Newspaper Russia.

-6

Я расскажу в двух словах. Проектировать здание поручили ГИПРОНИИ АН СССР — на тот момент одному из передовых архитектурных институтов. Авторским коллективом руководил Юрий Платонов. Проект утвердили в 1968-м, но из-за проблем с финансированием строительство начали только спустя почти пять лет: закладка состоялась в 1972 году.

Строился музей долгих 15 лет. Процесс то консервировался, то размораживался (СССР начал подготовку к Олимпиаде-80, денег на музей не хватало). В итоге, открылся он только в 1987 году. А в 1993-м его создатели (архитекторы Платонов, Коган, Нагих, Яковенко, скульптор Белашов, художники Дувидов, Митурич-Хлебников, скульптор и художник-керамист Шаховская) получили Государственную премию РФ.

Благодаря совместным усилиям архитекторов и художников был создан уникальный музейный ансамбль, не имеющий аналогов в мире. Здание относят к необрутализму. Для построек в этом стиле характерны необычная форма, массивные конструкции и простой декор фасада.

Обращу внимание на детали, меня они особенно впечатлили. Во-первых, все башни здания имеют разную форму. Во-вторых, у здания есть внутренний дворик с амфитеатром, скульптурами динозавров и мамонтов. Дворик выглядит эффектно и странно одновременно: он с одной стороны напомнил мне Хогвартс, а с другой — склад старого театрального реквизита.

Ещё про детали. Решетки! Я не сразу обратила на них внимание, но это буквально паттерны с различными ископаемо-анималистскими мотивами и разного вида динозаврами.

И еще кое-что, что я заметила не сразу — металлические петли на массивных дверях музея: они тоже выполнены в форме динозавров, скорпионов и других существ, соответствующих залу, в который ведут эти двери. Потрясающее внимание к мелочам!

Про декоративное оформление

От внешнего перейду к внутреннему. Музей удивил меня с порога. Ещё в холе, перед кассами и проверкой билетов, мы видим эффектные скульптурные композиции и висящего над головой динозавра.

Ещё можно спуститься вниз — в небольшое кафе, а по пути обратить внимание на массивные перила и необычные кованые люстры. Снова детали! Которых так много, что в целом впечатлений хватит и без посещения музея, можно сэкономить на билете :)

-14

Но если вы всё же не сэкономили, то дальше вы увидите самое примечательное керамическое панно музея, занимающее внутреннюю поверхность 18-метровой башни, — «Древо жизни» (площадь 468 кв. м). На панно запечатлены десятки животных, многие из которых выполнены в натуральную величину.

Мы видим смену эпох: жизнь в морях, освоение суши, господство динозавров, появление птиц и млекопитающих. Венчает всю эту композицию, с одной стороны вполне научную, а с другой — условную, изображение человека. Эффектности этому всему добавляют зеркала, размещенные как сверху, так и снизу. С ними композиция превращается в бесконечный тоннель. Постаралась передать это на видео:

В целом, в музее много монументального изобразительного искусства. Помимо керамических панно там есть рельефы из камня, бронзовые и керамические скульптуры, кованые композиции и масштабные живописные произведения. Для отделки стен использовали белый камень, медь, бронзу. Ниже отдельно упомяну то, что мне особенно приглянулось.

В зале докембрия на стене разместились нанизанные на булавки животные. Эта композиция называется «Многообразие органического мира».

В зале позднего палеолита и древнейших позвоночных животных внимание привлекает огромный декоративный светильник — многоярусная медная люстра. Она декорирована изображениями древнейших позвоночных животных.

В зале мезозоя разместилось красочное живописное панно, роспись «Динозавры».

Выводы

После посещения музея я осталась под большим впечатлением. Весь этот проект — это в каком-то роде Gesamtkunstwerk, то есть тотальное произведение искусства. Тут потрудились и архитекторы, и скульпторы, и художники. И ученые, конечно же! Потрясающий сплав науки и искусства.

Нисколько не умоляю содержательную часть музея по сравнению с декоративной. Наше палеонтологическое собрание — одно из крупнейших в мире. Просто мне, как искусствоведу, именно декоративная часть была особенно интересна. И именно это меня удивило, потому что не за искусством я шла в научный музей, но там его нашла.

Кстати, содержательная часть музея тоже очень даже эстетична! Многие графики и схемы, расположенные в витринах, созданы вручную: на них каллиграфически выведенные надписи рядом с красочными иллюстрациями. Да и в целом, экспонаты размещены гармонично, они разнообразны, свет сделан качественно.

В общем, красиво, интересно, информативно, приходить на весь день! Хотя, вероятно, и целого дня не хватит, если осматривать экспонаты вдумчиво. Я вот хочу вернуться туда с экскурсоводом.

P.S.: Напоследок скажу, что музей практически не изменился с 1987 года. Даже в подписях к экспонатам по-прежнему фигурирует устаревшая топонимика. Это я к тому, что «налёт СССР» не всем может прийтись по душе, но для меня он стал частью очарования этого места.

Если вам было интересно читать эту статью, приглашаю вас в мой Телеграм канал Скрипка Энгра. Там короткие посты об искусстве и интересные локации в Москве