Найти тему

"Общество спектакля" - инструкция о том, как разочароваться в людях и самом себе

Оглавление

Почему жизнь в современном обществе напоминает игру и как выиграть в ней? Кто создаёт спектакль и почему мы - люди - добровольно становимся его участниками? 300 лет назад Уильям Шекспир сказал "Весь мир - театр, и все мы - актёры", с момента написания этих строк можно сказать, что жизнь наша стала ещё более театральной. Давайте выясним, как мы к этому пришли, разберёмся в концепции Ги Дебора и научимся через неё воспринимать наш мир.

Кто такой Ги Дебор?

-2

Ги Дебор - общественный деятель родом из Франции, философ, писатель, кинорежиссёр, считается одним из основателей ситуационистского движения во Франции 1950-1960 годов, сам себя называл «писатель, стратегический мыслитель и авантюрист». Согласно Ги Дебору, капитализм - виновник всего нашего окружения, именно он захватывает СМИ, материальные блага, а вместе с ним и образы. Именно он первый сказал, что вся информация в мире, будь то личная или общественная, становится товаром, что приводит к тому, что даже формы досуга человека трансформируются в ни что иное как откровенное потребление и фетишизацию этих товаров.

Ги Дебор входит в число самых значимых фигур в философии. Его главный труд "Общество спектакля" 1965 года, а также комментарии к нему легли в основу нашей современной философии, в частности продолжателем его идей стал Жан Бодрийяр, который в будущем напишет "Симулякры и симуляции".

-3

Также вы можете знать его по фильму "Завывания в честь де Сада". В фильме нет изображений и озвучивают его всего два человека. Когда происходит диалог, экран становился белым, когда тишина, чёрным. В конце зрителей ждала 24 минутная тишина. В ответ на критику и повальный побег из зала зрителей, Ги Дебор говорил, что своим фильмом стремился "вернуть зрителей в реальность".

Что такое ситуационизм?

Ситуационизм - леворадикальное теория-движение, в 1957 году Ги Дебор стал непосредственным участником создания "Ситуационистского интернационала", в манифесте которого утверждалось, что «каждый, кто работает, занят лишь тем, что помогает полицейскому сыску... Все существующие системы взглядов и формы верований ущербны... Человеческие отношения должны быть основаны на страсти, если не на терроре».

-4

Почему именно "спектакль"?

Спектакль, по Ги Дебору, стал последствием капиталистического общества. В своём главном труде "Общество спектакля" он описывает отчуждение человека от мира и собственной жизни, а способствуют тому: СМИ, политика и развлекательная сфера.

Он скорее не даёт советы, а яро критикует общество, в котором досуг превращается в потребление. Капитализм как бы подменяет понятие отдыха, люди начинают предпочитать просмотр телевизора и покупку различных брендов простой человечности.

Люди перестают быть похожими на самих себя, играют роли, соответствуют веяниям моды, а не создают. В будущем такая позиция примет формулировку "общество потребления"

-5

Также спектакль - это война за покупателей, когда имеется огромное количество ненужный товаров, которые каким-то образом всё равно оказываются у покупателей.

  • "Отчуждение зрителя и подчинение его созерцаемому объекту (который является продуктом собственной бессознательной деятельности зрителя) выражается следующим образом: чем больше он созерцает, тем меньше он живет; чем с большей готовностью он узнает свои собственные потребности в тех образах, которые предлагает ему господствующая система, тем меньше он осознаёт своё собственное существование и свои собственные желания" ("Общество спектакля" Ги Дебор)

Зачем спектакль?

В отличие от обычного спектакля, к примеру, в театре, спектакль Ги Дебора является целью самолично.

В театре, к примеру, мы можем быть как актёром, так и режиссёром, световиком, а можем просто сидеть в зале и смотреть. Нас ничто не сдерживает, мы можем в любой момент взять и уйти в туалет, сходить в буфет и так далее.

Когда общество становится спектаклем, мы становимся от него зависимы. От этой позиции Ги Дебор к концу жизни спился, впал в отчаяние и застрелился (хотя причины его смерти спорны), ведь, даже в театре мы не можем встать и сказать "ребята, валите отсюда!". Также и в обществе. Процесс спектакля не остановить. По сути, сам процесс спектакля и есть его цель, а это значит, что в нём просто нет смысла! А это значит, что и в жизни тоже.

  • "Удел звезды – мнимое проживание жизни; люди ассоциируют себя со звездой, чтобы хоть как-то компенсировать этим убогость окружающего мира, своей жизни" ("Общество спектакля" Ги Дебор)
-6

Вот ещё несколько цитат Ги Дебора:

  • "Псевдо-жизни теперь требуется некое псевдо-оправдание"
  • "Эта совершенная демократия фабрикует своего собственного непонятного врага — терроризм. Она хочет на самом деле, чтобы ее судили по ее врагам, а не по ее результатам. История терроризма написана государством и поэтому поучительна. Население, состоящее из зрителей, никогда не может знать все о терроризме, но они должны знать достаточно, чтобы убедить их в том, что все остальное, если его сравнивать с терроризмом, кажется достаточно подходящим, по крайней мере более рациональным и демократическим"
  • Конкретная жизнь каждого человека деградировала, превратившись в спекулятивную вселенную.
  • "Там, где реальный мир расщепляется на простые образы, эти простые образы обретают плоть и становятся эффективными мотивациями гипнотического поведения, красочным сном для лунатиков. Спектакль, как тенденция заставлять смотреть на мир с помощью различных специализированных опосредствований (мир больше не может восприниматься непосредственно), естественным образом выбирает зрение в качестве привилегированного человеческого чувства, которым в предыдущие эпохи было осязание; это самое абстрактное, наиболее подверженное обману чувство вполне соответствует всеобщей абстрактности современного общества"

- А как вы считаете, стал ли наш мир спектаклем или общество всё же всегда было и будет таким?

- Возможно ли всё изменить?

- Был ли прав Ги Дебор, когда назвал капитализм главным врагом человечества?

Пишите в комментариях

#философия #обществознание #медиа