В сознании многих людей слово "конфликт" имеет отрицательную коннотацию. Это обычно то, чего многие стараются избежать, не допустить, не "ввязаться в драку", почему терпят хамское отношение к себе руководителя, куратора, других сотрудников.
А такое отношение может выражаться не просто в бестактности, невежливости, а в целенаправленных криках, публичных оскорблениях, нецензурной брани - о таком недопустимом поведении некоторых руководителей рассказывают и сотрудники, пришедшие на работу из других компаний, и клиенты на консультациях, и пользователи на форуме b17. Так действительно бывает, каким бы диким это кому-то не казалось.
И чтобы, не дай бог, не вступить в конфликт в такой ситуации, сотрудники, которых подвергают эмоциональному насилию, которые страдают от обиды, плачут в подушку бессонными ночами, которых тошнит перед выходом на работу, которые терпят, сцепив зубы, лишь бы не сорваться и не закричать в ответ брызжущему слюной шефу что-то вроде: "Да пошел ты, растудыть тебя в качель..."
А как долго терпят? По-разному...До нового года и выплаты 13-ой зарплаты, до отпуска, до ухода злобного начальника на пенсию.
А почему такой человек выбирает терпеть, а не попытаться защитить свои права, сказать, что с ним нельзя так обращаться? Потому что он - неконфликтный человек. И быть неконфликтным в его представлении - хорошо. Откуда у него это представление? Как правило, из детства: "Хорошие девочки (мальчики) не кричат, не дерутся, они слушаются старших", "бог терпел и нам велел".
Люди терпят такие нарушения личных границ и профессиональной этики, конечно, еще и по другим причинам, таким как:
- страх потерять работу и (продолжительное время) не найти другую;
- потому что другие условия работы (зарплата, график, удаленность от дома, соцпакет) устраивают;
- потому что в предпенсионном (пенсионном) возрасте их на работу вряд ли где-то еще возьмут;
- потому что маму с маленьким ребенком неохотно берут на работу;
- потому что в небольшом городе, поселке рабочих мест очень мало.
Все эти причины, конечно, существенные. И все же - за какие "коврижки" можно терпеть такое моральное насилие над собой, оскорбления, нецезурщину?
А что можно было бы попробовать сделать?
В ответ на крик и публичные оскорбления по поводу очередной ошибки спокойным тоном (чему необходимо, конечно, научиться) сказать что-то вроде:
"Не кричите на меня, пожалуйста. Когда вы кричите, я перестаю соображать и делаю ошибки."
"Я уважаю ваш профессионализм, и готов у вас многому научиться. Но прошу вас на меня не кричать - я теряюсь и делаю ошибки".
На мой взгляд, подобный ответ заставит почти любого руководителя остановиться. Вряд ли он захочет продолжать свой разнос, услышав такую фразу. Скорее всего, он осечется и задумается. Почти - потому что есть такие самодуры, на которых вряд ли можно таким способом повлиять. И спастись от них можно только бегством (то есть увольнением).
Еще можно подойти к своему руководителю на индивидуальную беседу и, абсолютно честно начав с его очевидных достоинств, с плюсов организации и своей заинтересованности пройти испытательный срок, перейти к вопросу о том, что же вашего босса не устраивает в вашей работе, почему он так на вас кричит и попросить его о более спокойном и конструктивном общении.
В общем, возникает вопрос: "Тварь я дрожащая или право имею?"
А если право имеете, приходите за помощью, не терпите, не позволяйте вытирать об вас ноги. Вместе подумаем, что можно сделать в вашей ситуации.
Запись на консультацию через ЛС на сайте, sms по тел. +7 916 158 13 08 (Whats App, Telegram, Viber). Обращайтесь не только с трудностями, но и с целью дальнейшего развития, а также для того, чтобы ваша жизнь становилась более приятной во всех отношениях.
Автор: Ольга Кеслер
Психолог, Карьерный коуч
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru