1. Заказчик чаще всего не понимает, что вы описываете словами
Представьте себе совещание в банке, вокруг - десяток умнейших людей, которые могут BPMN схему нарисовать и план развития регионов проработать. И вот вы, вооружившись референсами, с вдохновением описываете идею иллюстрации. Каков шанс, что все эти люди вас поймут и “увидят” конечный продукт? Как показала практика - шанс минимален.
Тип мышления иллюстратора отличается от предпринимательского. Предприниматель видит логикой и цифрами, а иллюстратор - образами. Пока вы не покажете работу, она так и останется чем-то эфемерным.
2. Не показывайте промежуточную работу
Только если это не скетч, по примеру карандашного, согласованный заранее.
“А что это с детализацией? А почему картинка в формате скетча? И разрешение какое-то низкое…” И ты полчаса убеждаешь заказчика, что это далеко не готовая работа, это просто для согласования… Нет, заказчик не будет додумывать и представлять - ему нужен результат.
3. Всегда заключайте договор, берите предоплату и фиксируйте исполнение актами
Наверное, у всех фрилансеров были истории из разряда “Я выполнил работу, а заказчик пропал”. Или - делаешь тестовое задание, тебе отказывают, а потом оказывается, что твоя тестовая иллюстрация используется на ресурсе заказчика.
Поэтому сейчас я работаю по схеме: договор - предоплата - акт приемки-передачи. Не бойтесь просить о предоплате и об оплате тестового - адекватный заказчик отнесется к этому спокойно. А неадекватные нам не нужны.
Акт приемки-передачи необходим чтобы обезопасить себя - пока акт не подписан, заказчик всегда может сказать: “Все фигня, переделывайте!” и даже запросить возврат оплаты. А договор лучше составить с хорошим юристом.
4. Готовьтесь быть терпеливыми или отказывайте
На крупных заказах я делала до 10 работ, прежде чем заказчик говорил: "Ок, идем дальше". Советы тут простые:
· перед началом работы давайте заказчику заполнить бриф, который прикрепляется к договору;
· обсуждайте с заказчиком референсы, которые ему нравятся;
· максимально точно определяйте стилистику новой работы;
· если что-то не нравится в результате - подробно уточняйте, что именно. А лучше - просите референсы, где это выполнено хорошо, по мнению заказчика.
Отказывайте, возвращайте предоплату, если после 2-4 решений вы видите, что не сдвинулись с мертвой точки, ТЗ несколько раз изменилось, и вы не можете найти взаимопонимания. Пожелайте успехов и идите дальше с поднятой головой.
5. Не тратьте на заказы больше 80% своего времени
Остальные 20% - учитесь. Как-то, сделав трендовый рисунок для себя и выложив его в соцсеть, я получила 10+ заказов на похожую стилистику в течение пары месяцев.
Изучайте тренды, смотрите работы ваших кумиров, будьте в курсе того, что происходит в мире и учитесь. В этом ключ постоянной популярности и регулярных заказов.
6. Рассказывайте о результатах вашей работы
· Дружите с заказчиками - порой они могут принести вам гораздо больше, чем соцсеть.
· Ведите разные соцсети. Оттуда приходит не так много людей, однако редкий, но крупный заказ может порадовать вас раз в неделю-две.
· По возможности - ведите блог. Наблюдая за коллегами, я вижу позитивный отклик и увеличение заказов именно с этих ресурсов.
Кстати, я еще есть здесь:
7. Помните о себе
Большая, насыщенная и интересная жизнь ждет вас не только по ту сторону монитора. Пользуйтесь техникой, которая вам нравится, рисуйте в разных местах, тратьте заработанные деньги, радуйтесь жизни.
iPad + Pencil + немного железа позволяют мне работать из любой точки мира, рисовать, находясь на пляже, потягивая мохито; создавать креативы в парке, слушая пение птиц.
Подборка по иллюстрации: https://dzen.ru/suite/63b0ce34-5c7e-4b1a-9b04-d4b590e78251