Найти в Дзене
Татьяна Храмова

Психологические границы личности

Сегодня мы нередко можем слышать про психологические границы. Окружающие, например, могут сказать «не вторгайся в мои границы,...ты нарушаешь мои границы». Или можно услышать такой призыв «соблюдайте, пожалуйста, границы»!

На самом деле проблема психологических границ личности всегда была интересна и важна. Наверное, было бы меньше конфликтов и психологически травмирующих ситуаций, если бы в социуме в целом, в семьях, и каждый из нас, в частности, соблюдали психологические границы. Эти границы представляют собой невидимые символические барьеры между людьми. Каждый из нас имеет своё особое пространство, которое наполнено индивидуальными предпочтениями, желаниями, потребностями, интересами и представлениями… В каждом таком пространстве действуют свои правила и законы. Психологические границы – это то, что защищает и оберегает интересы личности, это понимание и осознавание собственного «Я» как отдельного от других.

Проблема психологических границ личности с начала ХХ века исследовалась психологами разных направлений – в психоанализе, в гештальтпсихологии, в экзистенциальной психологии. Тхостов А. Ш. писал, что многообразие подходов к пониманию психологических границ личности, вызывает трудности в объективном их изучении, так как эти границы являются сложным и трудноуловимым феноменом, но существование которого под сомнение не ставится.

Немного исторической справки. В 1912 году понятие «ego-boundaries» (то есть границы эго, или «границы Я») было введено Виктором Тауском для описания изменений в ощущении Себя у больных шизофренией. Немногим позже взгляды Тауска развил Пауль Федерн. И он границы личности описывал как некий орган чувств, который отличает то, что является частью личности в данный момент от всех других психических элементов, при этом границы личности могут расширяться и сжиматься. В психоанализе рассматривались внешние границы, которые социум ставит перед человеком. В первую очередь психологические границы понимались как преграды на пути удовлетворения ведущих потребностей человека, а также как границы между структурами личности - Оно, Я, Сверх-Я…. В дальнейшем Карен Хорни рассматривала границы как внутренние рамки, в которые человек помещает себя. Гибкость этих рамок позволяет выстраивать отношения с другими людьми и адаптироваться к внешним ограничениям. В гештальтпсихологии Фредерика Перлза граница является центральным понятием, разделяющим и соединяющим Среду и Организм, это не только линия, которая разделяет или соединяет Я и не-Я, она ещё является важнейшим полем их взаимодействия. А нарушение границ в данном поле – лежит в основе развития неврозов. И сейчас общеизвестно, что невротические состояние и невротические расстройства являются следствием постоянного периодического нарушения психологических границ.

Интересно, что наше тело естественным образом создаёт здоровые границы – организм обладает иммунитетом и всячески старается не пускать всё ненужное, что может повредить нашему физическому здоровью. Скажем, клетка организма устанавливает границы, которые позволяют происходить внутренним процессам клетки и удерживают вне клетки токсичные вещества. Так и человек в своей жизни старается создавать, ментальные и эмоциональные границы между собой и окружающими. Здесь, наверное, немного уточним о классификации. В литературе и публикациях мы обнаруживаем, что внешние психологические границы рассматривают также как социально-психологические границы, и как ментальные границы. А внутренние психологические границы рассматривают как индивидуально-психологические границы, и как эмоциональные границы. Важно, что процесс выстраивания или формирования психологических границ происходит всю жизнь.

Границы нашей личности начинают формироваться в младенчестве. Именно в период детства закладывается их фундамент, когда формируется характер ребенка. Сначала ребенок не ощущает себя отдельным от матери, но постепенно все больше и больше осознаёт себя самостоятельным. Изначально, конечно, родитель отвечает за то, как формируются психологические границы ребёнка. Не секрет, что психика ребёнка во многом неустойчивая и родитель, сам того не желая, порой грубым образом нарушает границы маленького человека. Примеров очень много – скажем, проявление элементарного неуважения к ребёнку, или когда родители не позволяют ребенку сделать желаемое им ему самому, и не прислушиваются к интересам и желаниям ребенка - предпочитая решать за него с кем играть, какой кружок посещать, не относятся внимательным образом к проблеме ребенка, принижают его притязания, порой говорят, какие чувства он должен, а какие не должен испытывать, особенно при проявлениях злости, гнева, грусти, страха, предъявляют требования к ребёнку против его воли, и т.д. По сути – это то, когда говорят: «не дают ребёнку развиться полноценной личностью». Самое печальное, когда ребенок подвергается оскорблениям и грубому, жестокому обращению со стороны взрослых. Если маленький человек формирует свою личность в деструктивной семье и аморальной обстановке, то формирование границ личности нарушается глобально. Какое уж тут формирование психологических границ – они становятся просто размытыми.

Говоря о социально-психологических границах, важно следующее. Человек будет ощущать себя полноценной личностью, понимая и осознавая своё собственное «Я» как отдельного от других, следуя своим желаниям, интересам, и достигая поставленных целей, которые не навязаны и не продиктованы из вне; когда человек не стремиться кому-то соответствовать и оправдывать чьи-то ожидания, а развиваться прислушиваясь к себе, к своим желаниям, способностям, увлечениям и стремлениям. Социально-психологические границы определяют, кем мы являемся, а кем не являемся. Как уже выше сказано Ф. Перлз в гештальтерапии занимался проблемой границ, и он обращал внимание, что установить границы – это значит определить или установить рамки контакта или отношений между собой и окружающим миром, социумом и приводил интересное сопоставление между преступником и невротиком. Определял он их следующим образом.

Преступник - тот, кто переступает через контактную границу, заходя на сторону общества, тем самым нарушая интересы общества и оказываясь с ним в остром конфликте.

Невротик – тот, кто все более отходит назад и допускает внутрь своих границ посягательства общества, которое перегружает его своими требованиями, что не даёт человеку формировать себя. Согласно Перлзу, преступник не видит потребности других, пренебрегает ими и ставит себя выше общества, а невротик неспособен ясно видеть свои собственные потребности и ставит общество выше своей жизни. По мнению Перлза, невротик – тот же преступник, только он совершает преступление не против других, а против себя, против своей личности. Размытость социально-психологические границ опасна тем, что человек следует неким образцам, и не живёт своей жизнью.

Поэтому человеку важно уметь себя слушать, и действовать в рамках своих способностей, потенциала и интересов. Грамотно устанавливая свои социально-психологические границы человек развивается в желаемом ему направлении, получает удовольствие от своей деятельности, устанавливает новые контакты, и налаженные взаимодействия в социуме.

Социально-психологические границы и индивидуально-психологические границы тесно взаимосвязаны. Индивидуально-психологические границы в повседневной жизни выражаются как правило в поведении, в отношениях друг с другом, в общении. Здесь примеры нарушения психологических границ можно приводить бесконечно: кто-то берёт вещь без спроса, перебивает в разговоре, садится на ваше место, оскорбляет, включает громко музыку, врывается к вам в комнату, не возвращает долг, не приходит в назначенное время, влезает в разговор, задаёт неудобные вопросы, обращается на «ты», лезет не в своё дело, сильно душится парфюмом, даёт советы, непрошенные рекомендации, предъявляет готовое решение проблемы, вторгается под видом заботы, отрицает результаты труда, пренебрегает вашими интересами, интересуется о ваших планах, проявляет ненужную активность, или вам неправомерно в чем-то отказывают, грубо что-то запрещают, и многие, многие другие примеры.

Важно, что такие нарушения психологических границ строго индивидуальны. То, что границы нарушаются всегда определяется на уровне ощущений, на уровне чувств и эмоций. Человек, в чьи границы вторглись может испытывать тревогу, замешательство, злость, страх, раздражение, возможно стыд, фрустрацию, человек будет пытаться избежать дальнейшего общения, отстраниться от работы, сопротивляться взаимодействию.

Поскольку процесс выстраивания границ происходит всегда, человек сам определяет, как и с кем ему взаимодействовать и поддерживать контакт, чтобы чувствовать себя в определенной степени гармонично. Ведь состояние наших границ является варьируемым. В этом смысле стали говорить о разных границах. И в публикациях можно встретить ещё такое деление психологических границ:

- мягкие границы – когда человек тут же объединяется, как бы смешивается с другими людьми, границы в каком-то смысле нивелируются.

- «губчатые» границы – испытывают люди неуверенные в своих действиях, которым нужно полагаться на авторитетное мнение и ставить его в пример, и действовать по проверенному образцу.

- жесткие границы – когда человек одинаково во всех ситуациях остается в своих рамках,  нарушители получают жесткий отпор, а границы должны оставаться незыблемыми. Такому человеку трудно адаптироваться под обстоятельства, и он часто не умеет лавировать в жизненных ситуациях.

- гибкие границы – самые предпочитаемые, - человек как правило чувствует другого человека, он более лояльный, умеет договариваться и владеть ситуацией. Имея гибкие границы, человек менее конфликтен, легче идёт на контакт, сможет предугадать развитие событий в разного рода отношениях.

Часто тему нарушения границ принято обсуждать в одностороннем рассмотрении. Мол, «он нарушил мои границы». На самом деле, вопрос нарушения психологических границ по большей части двухсторонен. Так, нарушая чьи-то личные границы, мы тем самым нарушаем свои собственные. И наоборот. Скажем, приятель мне решил поведать семейную тайну своего сотрудника. Он нарушает мои границы – данная информация мне не нужна, но он и свои границы нарушает, перешагнув через порог возможно данного обещания и норм морали. В данном случае можно сохранить границы нетронутыми, если вовремя остановить такого болтуна.  Другая интересная связь. Чем слабее у человека границы, тем чаще он нападает на границы других. Часто не специально, а по тому, что он не осознает, что выходит из зоны своей компетенции. Самые настойчивые атакующие личные границы другого человека – это нарциссы. У них границы практически не сформированы, и со многими близкими они ощущают себя одним целым.

Если при взаимодействии с человеком вы стали чувствовать те самые неприятные эмоции - тревогу, злость, отвращение, то, вероятно вторгаются в ваши границы. Не стоит повторять модные фразы, вроде такой, что - «ты нарушаешь мои границы», и т.п. Следует твердо обозначить свою позицию, точку зрения или мнение по данной ситуации, заострить внимание на неприемлемых обстоятельствах или условиях. Стремиться к тому, чтобы установление собственных границ для вас стало подвластно.

Итак, работая над своими психологическими границами, человек становится более гармоничной личностью. Карл Ясперс писал, что «Знание собственных границ вовсе не предполагает, что я должен заставить других меняться. Это значит, что я знаю свои границы и, не преступая их, проявляю заботу о себе самом. Я сосредотачиваюсь на себе.»

К слову, формируя собственные границы, человек охраняя свои, стремиться также бережно относиться к границам другого человека. Психологические границы во многом определяются чувством ответственности.  Границы указывают, насколько человек владеет самим собой – своими чувствами, мыслями, поступками. Если личность эффективно управляет собой, то она в меньшей степени подвержена манипуляциям и противостоит возможному негативному вторжению окружающих. Приведём также высказывание Ирвина Ялома о границах отношений: «Одна из бесценных вещей, которую пациент познает в ходе психотерапии, это границы отношений. Он узнает, что может получить от других, но также, – а это гораздо важнее – чего он не может получить от других.»

Строго говоря, формирование психологических границ осуществляется через самопознание и принятия ответственности за свою жизнь.

Психолог-консультант Татьяна Храмова