Найти тему

Сын пришёл из школы, говорит, что он плохой. Что делать?

Такой вопрос прозвучал на днях в одном чате.

Да, иногда случается, что ребёнок возвращается из школы или с прогулки, с кем-то поссорился, кто-то ему что-то сказал, возможно, специально, стараясь обидеть. И сразу же портится настроение. Бывает, очень надолго.

У любого ребёнка. А если это ребёнок с диагнозом - то ему ещё сложнее. Не может понять, что он сделал неправильно, почему окружающие относятся к нему с негативом.

И тут важно всё объяснить так, чтобы он понял, не затаил злость на своих обидчиков или на себя. Чтобы вся эта ситуация в дальнейшем не повлияла на его самооценку.

Я не психолог. Не знаю, как правильно. В своё время, когда Серафим был маленьким, сделала очень много ошибок.

Но знаю одно: что бы ни натворил твой ребёнок (даже если он виноват в плохом к себе отношении), родитель всегда должен быть на его стороне.

Он может выслушать, осудить какой-то поступок ребёнка, но никак не его самого.

Сказать: "Знаешь, так бывает. Все мы не идеальные. У всех есть проблемы в отношениях с другими людьми. И ты не плохой. Просто ты не умеешь себя вести. И поэтому некоторым людям кажется странным твоё поведение. Нужно его постараться исправить и посмотреть, как к тебе станут относиться."

Сын мой, конечно, находясь в пубертате, сразу же начинал кричать: "Нет! Я плохой. И уже ничего не поможет. Я испортил себе всю репутацию. И даже если я буду всё делать правильно и хорошо, со мной никто не захочет дружить. Лучше я уйду в лес к ёжикам и буду там с ними жить."

Потом сразу в слёзы. И объяснять ему что-то дальше было абсолютно бесполезно.

фото автора
фото автора

А всё почему? А всё потому, что в школе он не учился. Не прошёл все эти жернова, не смирился с тем, что он не такой как все.

И столкнулся с социумом в самый сложный период своей жизни.

Было всё: истерики и мелтдауны. Выбитые двери, сломанные руки, разбитые ноги и голова. Было нам с ним очень и очень трудно.

Но мы всё это пережили, перестрадали. И самое главное - Серафим не обиделся на весь мир, не затаил злобы. Он по-прежнему добрый, слегка наивный. И самооценка его, если и пострадала, то совсем незначительно.

А вот, что было бы, если бы я говорила: "Да, ты плохой. Ты 6ольной и так далее." Или просто отмахивалась от проблем сына и повторяла всякий раз: "Это неправда. Не выдумывай", даже представить сложно.

А так мы с ним беседовали. Когда он успокаивался и просто плакал, я ему говорила: "Да, есть проблемы. У тебя аутизм. И ещё в придачу синдром Туретта. Не все люди знают и понимают, что это такое. Думают, что ты так ведёшь себя нарочно. Давай попытаемся им объяснить. А ты со своей стороны попробуешь вести себя лучше, тише. Не будешь мешать своим одногруппникам на уроке. Не будешь бегать на переменах по коридору и шуметь."

А потом я ему обязательно рассказывала, что у него есть очень сильные стороны. То хорошее, что мне нравится, чем я горжусь. Что нужно развивать, поддерживать. И сын успокаивался.

Каждую конкретную ситуацию мы с ним разбирали отдельно. Не так, что Дима плохой, он хотел сбросить тебя с лестницы. Да, Дима неправ. Поступил плохо. Но и ты, друг, вспомни, чем занимался сегодня на уроке."

Ну вот как-то так. А как ещё, я даже не знаю.

Умных книг не читала. Да и нет, их наверное, где подробно рассказывается, как поддержать своего ребёнка, у которого аутизм. По крайней мере мне они пока не встречались.

Тут, видимо, всё так же, как и с обычными детьми. Только действовать нужно чуть аккуратнее. Не забыть выслушать (если ребёнок говорящий), пожалеть.

Если разрешает к себе прикасаться - обнять. Крепко-крепко. А уже потом разбирать проблему, выражать недовольство его поведением, что-то ему объяснять.

Именно так, а не наоборот. Потому что ребёнку плохо. Он страдает. Ему кажется, что весь мир против него. А тут еще мама. Или папа. Или все разом.

И как это выдержать? Как не сломаться? Как не поверить, что ты, и вправду, какой-то плохой человек?"

А когда тебя понимают, разделяют твои эмоции, твою душевную боль, поддерживают - тогда действительно легче справиться с любой ситуацией и сделать правильные выводы.

А вам приходилось когда-нибудь слышать от своих детей, что они какие-то не такие, что с ними никто не хочет дружить? Как реагировали? Что говорили? Смогли найти правильные слова?