Найти в Дзене
ДЕЛА Красноярск

Железная дорога через Саяны пробивает новый тоннель

На юге Красноярского края активно продолжаются работы по расширению Южного хода Транссибирской магистрали – прокладываются вторые ветки тоннелей через отроги Восточного Саяна. Сейчас возводят новый 1-й Джебский тонель.

    Припортальная выемка I Джебского тоннеля – вентиляция после взрывных работ
Припортальная выемка I Джебского тоннеля – вентиляция после взрывных работ

Напомним, от Междуреченска на Кузбассе начинается так называемый Южсиб – магистраль, которая, пересекая горы Кузнецкого Алатау, равнины Минусинской котловины, отроги Восточных Саян и Канско-Рыбинскую котловину, вновь встречается с Транссибом в Тайшете.

Оттуда начинается так называемый Восточный полигон – дороги, ведущие к дальневосточным портам через БАМ и исторический ход Транссиба.

    Железная дорога через юг Красноярского края позволяет быстрее доставлять на восток грузы из Южной Сибири
Железная дорога через юг Красноярского края позволяет быстрее доставлять на восток грузы из Южной Сибири

В последние годы грузопоток в этом направлении стремительно растет, в связи с чем РЖД реализует большую инвестпрограмму по расширению пропускной способности всей сети железных дорог из центра страны к портам Дальнего Востока России.

    Трасса Южсиба местами проходит по очень сложной гористой местности
Трасса Южсиба местами проходит по очень сложной гористой местности

Трасса Междуреченск – Тайшет была построена в 1960-е годы в однопутном исполнении – в те времена этого было вполне достаточно. Так что все инженерные сооружения – мосты, а главное, тоннели – были рассчитаны только на одну колею.

    Дорога проложена вдоль русел и долин таежных рек, пересекая их водосборные бассейны и истоки по пробитым под горами тоннелям
Дорога проложена вдоль русел и долин таежных рек, пересекая их водосборные бассейны и истоки по пробитым под горами тоннелям

Наиболее сложный участок Южсиба и всей Красноярской железной дороги расположен на отрезке Абакан – Тайшет. В память о героизме изыскателей и ее строителей в советское время эту дорогу назвали «Трассой мужества». После станции Курагино железная дорога начинает постепенно забираться вверх на перевалы – здесь расположено множество мостов через горные ущелья и таежные реки,

а также 9 тоннелей общей протяженностью почти 10 км.
    Самый протяженный на трассе Манский тоннель (2,5 км) стал двухпутным еще в 2014 году – параллельно старому был пробит новый дополнительный горный проход под Аргазинским перевалом
Самый протяженный на трассе Манский тоннель (2,5 км) стал двухпутным еще в 2014 году – параллельно старому был пробит новый дополнительный горный проход под Аргазинским перевалом

Работы по строительству новых вторых мостовых переходов и пробивке вторых параллельных веток тоннелей идут уже несколько лет. Самые большие инженерные сооружения на этом отрезке – Козинский виадук и Манский тоннель – уже стали двухпутными.

Видео проходческих работ на второй ветке 1-го Джебского тоннеля:

Сейчас активно идут работы по прокладке второй 267-метровой ветки 1-го Джебского железнодорожного тоннеля, расположенного сразу за станцией Кошурниково. Проходка идет буровзрывным способом – в созданные в скале отверстия закладывается взрывчатка, а после ее детонации происходит выемка измельченной породы.

    Выемка измельченного взрывами грунта из будущего тоннеля
Выемка измельченного взрывами грунта из будущего тоннеля

Как рассказали ДЕЛА в КрасЖД, уже пройдено 20% от общей длины будущего сооружения, а завершить работы полностью планируют через два года.

После этого поезда смогут идти через оба тоннеля одновременно, что увеличит пропускную способность этого участка Южсиба в два раза.
    Через реки Кан и Агул также планируют возвести вторые мостовые переходы – строители уже готовят площадку на берегу
Через реки Кан и Агул также планируют возвести вторые мостовые переходы – строители уже готовят площадку на берегу

Активно идут работы по модернизации и на других частях трассы: на северо-восточном отрезке от станции Саянской строители зашли на площадку для сооружения второго моста через р. Кан, а на самом сложном и высокогорном участке дороги – от ст. Джебь до Щетинкино – в этом году завершается реконструкция старого пути. Вместо него появится современный скоростной бесстыковой.

Видео капитального ремонта перегона:

По рельефу этот участок весьма непрост: на 12 км пути поездам приходится совершать 16 крутых поворотов (из них 2 почти на 180°), преодолевать 3 тоннеля общей протяженностью 2,3 км, а также проходить по 65-метровому Козинскому виадуку.

Здесь тоже остался еще небольшой нерасширенный 4-километровый участок – в районе также однопутного Козинского тоннеля (1,4 км под землей). Там скоро приступят к строительству второго пути со вторым тоннелем.

    Козинский виадук («Чертов мост») на перегоне Джебь – Щетинкино уже способен пропускать поезда одновременно в двух направлениях
Козинский виадук («Чертов мост») на перегоне Джебь – Щетинкино уже способен пропускать поезда одновременно в двух направлениях

Завершить второй этап модернизации Южного хода Транссиба и сделать трассу двухпутной на большем ее протяжении планируется к 2026 году – к этому времени будет построено еще 333 км новых вторых путей.

Это позволит существенно увеличить пропуск грузовых составов из угольных районов Кемеровской области, Хакасии и Красноярского края в сторону Восточного полигона и тихоокеанских морских портов России.