В традиционных таджикских семьях подготовка к свадьбе начинается практически сразу же после рождения детей. Сыну копят на калым, дочери собирают приданое, что требует существенных затрат. Причем, отношение к этому самое серьезное: если человека не будет соответствующий финансовый багаж, ему просто невозможно найти себе достойную пару. Калым – условие для заключения брака, приданое на свадьбе выставляется на общее обозрение, поэтому надо, чтобы все было «как у людей».
В большинстве своем, до сих пор жениха и невесту выбирают родители. А если точнее, вся их семья. При этом, мнение юноши в данном случае является второстепенным, а вот какая-нибудь двоюродная бабушка может сказать свое веское слово. Главное, чтобы будущий супруг или супруга соответствовали определенным критериям, которые известны каждому таджику.
Девушки и их родители в данном случае – пассивная сторона: их задача состоит в том, чтобы рассматривать поступающие предложения, принимать их или отклонять. Тогда как близкие парня, который достиг подходящего возраста, сразу же начинают действовать.
Чаще всего, подходящую кандидатуру подыскивают на свадьбах или иных крупных праздниках. Рано или поздно кто-то заведет разговор, что у них в семье есть мальчик/девочка на выданье, заинтересованные станут задавать наводящие вопросы, и пошло, поехало…
Впрочем, организация брака – это далеко не так просто. Люди начинают проверять информацию, узнавать о девушке и ее семье от общих знакомых. Многие даже придут побеседовать в институт или в школу – преподаватели обычно идут на встречу, поскольку прекрасно все понимают.
Первое, что требуется уточнить – это финансовое положение семьи. Бедные таджики обычно женятся на бедных, богатые – на богатых, средний класс – на представительницах среднего класса. Исключения, конечно, бывают, только обеспеченную таджичку никогда не отдадут в нищую семью. Зато богатому парню иногда могут подобрать бедную невесту, если она очень красивая.
Второй момент – это репутация. В первую очередь, не самой кандидатки, а в большей степени, ее семьи. Девушка, воспитанная в правилах мусульманской скромности, в 17-19 лет еще попросту не успевает отметиться чем-то нехорошим, поэтому уточняют факты биографии ее близких. Если потенциальная невестка всем хороша, но у нее есть дядя-зэк или брат-алкоголик, то ее замуж не позовут, поскольку на востоке важна честь семьи.
Третье, что следует уточнить – это внешность девушки и состояние ее здоровья. Причем, к последнему относятся достаточно трепетно, на болезненной красавице не станет жениться никто. Проверяющие могут даже заявиться в больницу, и получить соответствующие сведения от врачей за определенную плату.
Впрочем, в Таджикистане даже приняли закон, предписывающий проходить медицинское обследование всем гражданам фертильного возраста. Правда, это в большей степени касается таджикских мужчин, которые поголовно ездят работать в Россию и иногда привозят оттуда цветы Венеры.
Внешность невесты не так важна сама по себе. Главное, чтобы она была стройна и достаточно миловидна. Как и в любой жаркой южной стране, в Таджикистане больше всего ценятся светлокожие девушки. Смуглый тон кожи здесь всегда ассоциировался с крестьянским трудом под палящим солнцем – а значит, с низким социальным статусом. Таджички с бледными лицами не то, чтобы являются редкостью, но все равно, такая черта внешности очень ценится.
Лучше, чтобы у девушки было высшее образование, нежели если оно отсутствует – хотя, в сельской местности это требование игнорируется. Городские стараются жениться на городских, сельские на сельских, ведь это означает, что у девушки будут определенные знания и привычки.
Впрочем, некоторые опытные и побитые жизнью мужчины предпочитают брать невест прямо из кишлака, чтобы после свадьбы его любимая сидела дома, варила плов и воспитывала детей.